Книга: Сочи. Олимпийская Ривьера России

Садзы

Садзы

Садзы – коренные жители Черноморского побережья Кавказа. Русские называли их джигеты, или джикеты, грузины – джиками, адыги – абадза. Обычно садзами именовали прибрежное население. Горные племена называли по селениям и общинам. В начале – середине XIX в. садзы жили между реками Агура и Бзыбь, от берега моря до перевалов через Кавказский хребет. С одной стороны от них проживали убыхи, с другой – абхазы. Общины горных селений часто объединяли под общим названием мдазюй (медозюй, мдавей). Русские их называли медовеевцами.

На побережье от Сочи до Хосты вперемешку жили садзы и убыхи. Предпочтение они отдавали району Хоста – Адлер (он был наиболее заселен). Из множества селений сегодня нам известны единицы. Некоторые исследователи считают, что в прошлом садзы и убыхи были родственными племенами. Они отталкиваются от записок турецкого путешественника Эвлия Челеби. Он говорит о селении Садша. Его жители говорили по-убыхски, и их связывают с садзами.

Есть две версии происхождения садзов. Первая считает их абхазами, вторая – абазинами.

Во время Кавказской войны садзы активно сражались с русскими войсками за свою независимость. В 1861 г. они вошли в состав конфедеративного государства, образованного Шапсургией, Абадзехией, Садзен-Джигетией. Власть в нем принадлежала межлису (Хасе). Прибрежные садзы вместе с убыхами, шапсугами, ахчипса, аибга возвели на Мамайке (долина реки Псахо) здание для заседаний и другие постройки.

В марте 1864 г. произошло сражение отряда генерала Геймана с горскими племенами. Потерпев поражение, черкесы пропустили русские войска в землю садзов и убыхов.

Кавказская война завершилась последним столкновением между русскими войсками и горными садзами. Они в течение нескольких дней сдерживали продвижение одного из русских отрядов. После войны почти все садзы уехали в Турцию (около 20 тыс. человек).

Девушка выходила замуж, как правило, по своей воле. Горцы были очень разборчивы при вступлении в брак. В девушках ценились красота, умение в рукоделии и ловкость в ведении домашнего хозяйства. В молодых людях – храбрость.

В первой половине XIX в. шапсуги похищали невест (умыкали). Это делалось с согласия девушки и ее родителей. Но при этом все делали вид, что ничего не знают. Поднимали шум и снаряжали погоню. Если мужчина насильственно похищал жену, он все равно платил выкуп. Сумма при этом увеличивалась вдвое. Половина выкупа оставалась в семье мужа, как собственность жены. Как правило, большая его часть возвращалась в дом жениха в виде свадебных подарков и при рождении детей.

Чтобы окончательно выкупить невесту и «дать» ей дорогу в дом родителей жениха, нужно было предложить ценный подарок или большую сумму. Это делал близкий родственник.

После своего увоза девушка месяц жила в семье друзей жениха или его аталыка. Там же играли первую, малую свадьбу. Мулла совершал обряд бракосочетания сразу после увоза. Молодой муж навещал жену ночью, соблюдая обычай избегания.

Затем девушку в сопровождении свадебного кортежа торжественно, с соблюдением обычаев и обрядов, везли в дом родителей мужа. Жених и невеста на свадьбе не присутствовали. Невесту только выводили к гостям, снимали покрывало, и совершался обряд приобщения молодой жены к роду мужа. Для этого ее с определенными церемониями три раза обводили вокруг очага.

Оглавление книги


Генерация: 3.663. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз