Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина

КОСТЕЛЫ ИВЕНЦА

КОСТЕЛЫ ИВЕНЦА

Александр Адамович Ярошевич в журнале «Ave Marіa» в №2 за 2001 г. сообщает, что еще в начале XX в. в центре Ивенца стоял готический костел Св. Троицы, в котором хранилась чудотворная икона Матери Божьей. Этот костёл стародавнего стиля был построен на средства королевы Боны в XVI в. В начале XVIII в. его реставрировали — поправили контрфорсы. Это был костёл залового типа с узкой апсидой. Две башни со стороны главного фасада, по-видимому, были пристроены во время реставрации уже во второй половине XVIII в. Латинский инвентарь 1740 г. даёт представление об убранстве этого храма. Главный алтарь украшала резьба с позолотой и иконы Троицы, Матери Божьей, апостола Петра, а также скульптуры св. Станислава, св. Казимира, св. Петра, св. Духа. Все работы по созданию этого алтаря оплатил Протосович в 1736 г. Костёл украшало несколько алтарей, два из которых были посвящены Михаилу Архангелу и Антонию Падуанскому. Ещё один алтарь размещался вне костёла — в каменной каплице-ротонде. Там стояла фигура Матери Божьей в окружении шести ангелов. Этот алтарь фундовал Антоний Ожешко. Что касается чудотворной иконы Матери Божьей, то она располагалась в одном из резных алтарей костела и начала прославлять себя чудесами с 1683 г.

После реставрации костёл горел и опять реставрировался, на этот раз Антоном Сологубом, генералом артиллерии Великого княжества и его женой Бригитой из Радзивиллов. Именно тогда, во второй половине XVIII в., этот храм получил барокковый двухбашенный фасад. В одной из башен жена генерала распорядилась разместить часы, которые мелодично били через каждые четверть часа. Костел накрыли черепицей, а башни — тяжелым медным листом, в десяти высоких окнах вставили налибокское стекло.

В 1767 г. ивенецкий священнослужитель и минский декан Антоний Грабовский сделал описание этого обновлённого костёла. В своём инвентаре он отмечает, что все новые шесть алтарей и амвон были украшены лепниной из искусственного мрамора. Из этого же материала были сделаны скульптуры в главном алтаре — апостолов Петра и Павла, Иоанна Евангелиста, Иоанна Крестителя, святых Амброзия и Августина. На хорах располагался орган, который обошёлся Бригите Сологубовой в 350 талеров. Там же, на хорах, находились барабаны и духовые инструменты, которыми пользовались при разных торжествах (о них позаботился Константин Рдултовский). В сакристии сохранялся архив Сологубов, который был потом перенесён в монастырь.

По условиям фундуша по вторникам и субботам справляли службу за упокой души Яна Давойны Сологуба, по воскресеньям — за всех прихожан парафии, по средам молились за упокой души Антония и Бригиты Сологубов, а перед алтарём Матери Божьей — за упокой души Константина Рдултовского.

На чудотворной иконе Матерь Божья была изображена в полный рост, с ребёнком на левой руке и скипетром в правой. Такая иконография напоминает ларетанскую, с той только разницей, что вместо эмблемы власти — державы в руках Иисуса были «две лилеи по три цветка». В 1783 г. визитатор декан минский и ксёндз хохловский Матей Голинский отметил, что чудотворная икона уже не проявляет своей прежней силы, соответственно и отношение верующих к ней тоже изменилось. Дальнейшая судьба этой ивенецкой иконы неизвестна.

В 1868 г. распоряжением министра внутренних дел Российской империи костел был закрыт и через несколько лет передан под церковь, а еще через три года в этом здании случился пожар. Стены костела стояли ещё в начале XX в. Теперь от этого замечательного творения белорусской готики не осталось и следа.

Выдающимся памятником виленского барокко является сохранившийся в Ивенце костел францисканцев. Монастырь приверженцев этого ордена здесь основал стольник и подстароста минский Теодор Антоний Ванькович в 1702 г. (фундушевый документ утверждён в Главном Литовском трибунале 19 ноября 1704 г.). Первый костел этого монастыря был из дерева. Владислав Тадеуш Ванькович, войский минский, начал строительство каменного костела. А руководил этой стройкой монах Анзельм Чахович. Год освящения костела неизвестен, известен лишь день освящения. Отсюда и титул — честь святого Михаила.

Многоярусные башни главного фасада придают храму лёгкость и будто готическую ажурность. Сам фасад украшают волнообразные карнизы, пилястры, фигурные ниши. Внутри святыня имеет сводчатые потолки с арками и распалубками. Хоры опираются на два столба. Пол в пресбитерии и на проходе между лавками был покрыт мраморными плитами, а в остальных местах — кирпичом.


Все алтари были украшены лепниной. В центре главного алтаря размещалась большая икона Безгрешного зачатия Девы Марии, нарисованная на полотне. В костёле были оборудованы боковые алтари — св. Франциска и св. Антония. В правой каплице размещался еще один алтарь. Этот был украшен вырезанным из дерева Распятием с Магдаленой у ног Спасителя. В левом крыле трансепта находился алтарь св. Ануфрия. Еще один алтарь у правой стены был посвящен Матери Божьей Ченстоховской.

Александр Адамович Ярошевич считает, что к составлению проекта ивенецкого францисканского костёла мог иметь отношение архитектор Ян Криштоф Глаубиц.

Рядом с этим костёлом сохранился двухэтажный корпус монастыря, изначально Т-образный в плане. Весь комплекс монастыря был обнесен высокой каменной оградой.

В 60-х гг. XIX в. этот костел закрыли, а парафию приписали к селению Камень.

В начале XX в. по просьбе мещан местечка и при поддержке минского губернатора Мусина-Пушкина власти разрешили открыть каплицу на католическом кладбище.

В 1905 г. генерал Эдвард Каверский получил в Петербурге разрешение построить на этом кладбище костёл... Каверский происходил из бедной семьи. Его мать, оставшись с шестью маленькими детьми, продала все свои ценные вещи и купила небольшой домик в Ивенце. В это время Эдвард учился в кадетском корпусе в Бресте. В 1855 г. приехав к матери в Ивенец, он полюбил Альжбету Плеваку, дочь владельца соседней Москалевщины. Однако свадьба состоялась только 10 января 1865 г. За это время Эдвард успел закончить две военные академии и побывать в научной экспедиции в Сибири. Каверские прожили вместе долгую жизнь (около 40 лет). Однако детей не заимели. Весь свой собранный капитал они передали в фонд строительства костёла на ивенецком кладбище, где уже были похоронены родители и предки пани Альжбеты. Проект храма создал приятель генерала и его ученик по технологическому институту в Петербурге Михаил Гатовский. 22 мая 1905 г. архиепископ Шембек освятил начало строительства. Костёл решено было назвать в честь св. Алексея, ангела-хранителя сына последнего российского императора.

Незадолго перед этим Михаил Гатовский реставрировал костел св. Анны в Вильне. Возможно, по этой причине костел в Ивенце имеет неоготические черты. В плане он подобен францисканскому, однонефный, с двумя боковыми каплицами и пятигранной апсидой (алтарной частью). Фасад украшает двухъярусная башня-колокольня со шпилем. Храм выложен из красного кирпича и оснащен готическими башенками. Окна его имеют стрельчатую форму. Внутри он оснащён нервюрными перекрытиями, а над алтарём и каплицами — звёздными. Перед костёлом стоят встроенные в ограду ворота в том же неоготическом стиле.


Этому костёлу повезло больше первых двух ивенецких святынь. Закрытый после Второй мировой войны, он какое-то время не использовался, а потом долгое время служил хранилищем для книг Национальной библиотеки.

Оглавление книги


Генерация: 0.340. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз