Книга: Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа)
Диксон
Разделы на этой странице:
Диксон
(1,3 тыс. чел., 685 км к северу от Дудинки, 2507 км к северу от Красноярска)
Автоматической телефонной связи нет.
Заказ переговоров через 07, дежурная тел. 48 30.
Диксон расположен на северо-западной оконечности Таймырского полуострова, в устье Енисейского залива. Крупный арктический порт, с которым связана история освоения Северного морского пути. Благоустроенный поселок с двух-, трех– и пятиэтажными домами. Порт обеспечивает их водой, теплом и электроэнергией. Однако в каждой квартире северяне держат про запас свечи. Сильный ветер может неожиданно порвать провода или повалить столбы.
Городские ориентиры
Поселок разделен бухтой на две части – островную и материковую. Расстояние между островом и береговым поселком – 5 км. Зимой машины и автобусы ездят по ледовой дороге, летом курсируют катера. А весной и осенью из одной части поселка в другую можно попасть лишь на вертолете. Даже письма сюда приходят по двум адресам: Диксон остров и Диксон материк.
Как добраться
Только воздушным путем.
Размещение
Гостиница администрации
тел. 40 41.
Гостиница МПП ЖКХ
тел. 40 59.
Из истории
История поселка началась 7 сентября 1915 г., когда экспедиция Н. Вилькицкого, зимовавшего у берегов Таймыра, поставила на острове первый домик и радиостанцию для связи с Большой землей. Первая зимовка полярников на Диксоне состоялась в следующем году. Тогда начала работать метеостанция, передававшая в Петроград сводки погоды. Царское правительство нашло на это средства, понимая, что Арктика влияет на климат если не всей планеты, то Северного полушария точно.
В 1919 г. на Диксон пришли ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия для «красной полярной станции».
С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и карских экспедиций на Диксоне стал постоянно базироваться авиаотряд. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в поселок, который стал впоследствии райцентром. С созданием в 1932 г. Главного управления Севморпути началось строительство поселка, полярных метеостанций на островах и побережье Таймыра. Сначала сооружали производственные, жилые и вспомогательные станции на острове, затем на материковом берегу. Одноэтажные дома образовали улицы, которые называли в честь исследователей Севера: Н.А. Бегичева, И.Д. Папанина, летчиков В.П. Чкалова и М.В. Водопьянова, капитана В.И. Воронина, охотника Таяна. Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела. История поселка на материке, получившего название Новый Диксон, началась в 1934 г. Его возникновение обусловлено строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики – координатор всего местного судоходства. В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути. Уголь доставляли на баржах с реки Пясины. Пясинские угольные шахты – первые промышленные предприятия Таймыра.
Именно в это время Диксон стали называть «воротами Арктики». В 1941 г. для обеспечения возросшего объема грузооборота построили новый причал морского порта.
С началом войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. Уже после Великой Отечественной войны Диксон облюбовали военные, разместив здесь подразделение ПВО и пограничников.
В 1956 г. Диксон отнесен к рабочим поселкам, а в 1957 г. островной и береговой поселки объединены в один.
С 1957 г. началось строительство двухэтажных зданий, а с 1976 г. – пятиэтажных. К 1990 г. Диксон превратился в базовый поселок со сложившейся инфраструктурой, способной обеспечить нужды любой экспедиции. В Диксоне есть морской порт, авиапредприятие, Таймырское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рыбозавод, гидрометеоуправление, передвижная механизированная колонна, Дом культуры, музыкальная школа, краеведческий музей, общественная картинная галерея.
С островом и портом Диксон тесно связана героическая история освоения Северного морского пути. Здесь побывали известные ученые, мореплаватели, летчики-исследователи Арктики: А.И. Вилькицкий, его сын Б. Вилькицкий, Э. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Урванцев, Н. Бегичев, О. Шмидт, В. Визе, В. Воронин, Б. Чухновский, В. Молоков и др. Диксон удивляет обилием установленных памятников: Бегичеву, Тессему, морякам-североморцам, летчикам.
Лето на Диксоне короткое – всего 20 дней, и холоднее, чем зима в Сочи. Самая низкая температура -50°. Полярная ночь начинается 10 ноября, и лишь в первых числах февраля солнце вновь появится на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит. Полярный день длится более 100 суток. Вокруг Диксона не встретишь ни единого деревца. Как в поселке, так и в его окрестностях кругом ржавые скалы, глыбы бурых камней, не видно кустарников. В расщелинах скал, долинах даже в августе лежит снег и лед. Только среди камней, обращенных к югу, можно встретить стебельки полярного мака, лишайники и низкорослую осоку. Зимой участок от Диксона до шхер Минина – один из самых суровых в Арктике. Индекс суровости погоды (индекс Бормана) достигает на Береге Харитона Лаптева 7–8 баллов (как на поверхности ледников Северной Земли). Это объясняется значительной повторяемостью сильных ветров в сочетании с низкими температурами.
До начала 1990-х гг. все газеты писали о Диксоне исключительно в розовых тонах. Пели знаменитую «Морзянку»: «…четвертый день пурга качается над Диксоном…», говорили о романтике, рассказывали о белых медведях, которые нет-нет да и выходят на окраины поселка. Статьи посвящались экипажам атомных ледоколов, летчикам, гидрографам и путешественникам. Но времена изменились.
В Диксонском управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды из 40 стационарных полярных станций осталось всего 27. Есть острова, где 2–3 зимовщика живут безвылазно по несколько лет. К сожалению, в июне 2002 г. сгорело деревянное здание управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – одно из первых зданий, построенных в поселке Диксон.
Оборона Диксона
Летом 1942 г., после разгрома PQ-17, движение союзных конвоев в СССР прервалось. Германское командование воспользовалось этим перерывом для проведения операции «Вундерланд» (Страна чудес), суть которой заключалась в нападении на советские морские коммуникации в Карском море.
25 августа 1942 г. тяжелый крейсер («карманный» линкор) «Адмирал Шеер», оснащенный 28 артиллерийскими орудиями разных калибров, 8 торпедными аппаратами и самолетом-разведчиком, предпринял рейд на Диксон. На борту крейсера находилось 960 офицеров и матросов. Вблизи острова Белуха в Карском море фашистский линкор встретился с советским ледокольным пароходом «Александр Сибиряков», гражданским судном, вышедшим из Диксона для доставки 349 т грузов полярным станциям на Северной Земле. Желая обмануть экипаж «Сибирякова», немцы выбросили американский флаг и сигналами стали спрашивать о состоянии льдов. Командир судна А.А. Качарава заподозрил неладное и приказал отправить на берег радиограмму.
Перехватив ее, немцы поняли, что раскрыты, и стали стрелять. Завязался бой. Советские моряки оборонялись с отчаянным мужеством, но силы были неравные. Вооружение «Сибирякова» составляли всего две 76-мм пушки Лендера, две 45-мм и два 20-мм «эрликона». Уже после первых попаданий пароход получил подводные пробоины в носовой части. От осколков загорелись бочки с бензином на палубе. Один из немногих спасшихся, радист А. Шершавин, вспоминал, что в 14.05 с парохода передали последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». С «Шеера» спустили катер, чтобы подобрать советских моряков. Но большинство отказалось от спасения – из 104 членов команды немцы подобрали лишь 22 чел. Многие остались на тонущем «Сибирякове» и погибли вместе с судном.
Дальнейшие события вошли в советскую литературу как героическая оборона Диксона. До утра 26 августа командование флота не приняло никаких мер по организации обороны Севморпути. Теперь же срочно был отдан приказ о восстановлении демонтированных береговых батарей на Диксоне.
Ночью 27 августа «Шеер» стал приближаться к порту Диксона. Первые залпы крейсер направил против ледокольного парохода «Дежнев» («СКР-19»). В течение 8 минут боя «Дежнев» получил несколько больших пробоин. Затем «Шеер» обстрелял пароход «Революционер», на котором вспыхнул пожар. Кроме этого немцам удалось сжечь два деревянных дома, вывести из строя электростанцию одного из пунктов радиоцентра и уничтожить несколько мелких построек. Береговая батарея открыла сильный огонь, однако реального ущерба «Шееру» он не причинил. Тем не менее крейсер, не рассчитывавший встретить в Диксоне вообще никакого сопротивления, вынужден был покинуть Карское море.
В память о тех событиях у порта Диксон установлен памятник погибшим военным морякам – скульптура матроса в полный рост с автоматом на груди.
Ухудшилось и снабжение полярников научным оборудованием, запасными частями, теплой специальной одеждой, топливом и продуктами питания. Еще 10 лет назад в Диксоне было достаточно вертолетов Ми-8 и экипажей. В те времена в состав авиапредприятия входили аэропорты на мысе Челюскин и на острове Среднем (архипелаг Седого). Теперь ледовая разведка с бортов самолетов не ведется. Самолеты Ил-14 списали, а замены им так и не нашлось. Прилет вертолета на станцию стал грандиозным событием – следующий может прилететь через месяц или два. Уникальный опыт работы авиапредприятия не востребован. Финансирование полярной гидрографии практически свернуто, а проведение промеров глубин полярных морей уже давно не ведется. Нет денег на содержание навигационных и радиолокационных знаков, стоящих на побережье и островах.
Армия практически полностью ушла из Арктики. Если раньше части ПВО помогали авиаторам определять координаты в высоких широтах, то теперь, отлетев от Диксона на 300 км, экипаж остается один на один с Арктикой. Як-40 летает по маршруту Диксон – Красноярск 1 раз в неделю и возит не 40 чел., а 5-10. Остальное место в салоне занимают коммерческий груз и почта. Авиаторы заявляют, что снижать цену билетов и увеличивать стоимость перевозки груза им не выгодно. Они опасаются, что тогда из Арктики сбегут практически все и возить будет некого и нечего.
Достопримечательности
Морской порт
тел. 41 71.
Создан в 1934 г. по приказу администрации Главсевморпути для обеспечения углем, водой и продовольствием судов, работающих в Арктике. С переходом судов на другие виды топлива (дизельное, атомное) его обязанностью стала переработка грузов снабжения местных организаций и полярных станций, а также обеспечение материкового поселка водой, теплом и электроэнергией. Перегрузочный комплекс порта включает главный причал с причальными стенками, 3 портальных крана, тыловые стреловые краны и автопогрузчики, крытые склады и открытые складские площадки. Порт может обеспечить обработку 150 тыс. т навалочных грузов и около 50 тыс. т генеральных грузов.
Памятник Н.А. Бегичеву
Памятник (1964, ск. А.Х. Абдрахимов) установлен в центре поселка, около клуба. Никифор Бегичев словно поднялся на постамент по ступенькам и вот-вот шагнет вперед навстречу упругому ветру и колкому снегу.
После участия в экспедиции Э.В. Толля, искавшей в Северном Ледовитом океане таинственную Землю Санникова, боцман Бегичев покинул Волгу и целиком посвятил себя исследованию северных рек и морей, таймырской тундры. Он участвовал во многих полярных экспедициях, открыл острова около устьев рек Хатанга и Анабара, вывозил на оленьих упряжках членов экипажа с зазимовавших во льдах судов «Вайгач» и «Таймыр». В 1922 г. в составе экспедиции Н.Н. Урванцева Н.А. Бегичев прошел на лодке по реке Пясина 850 км и около 500 км пешком вдоль морского побережья. Неутомимый исследователь Севера скончался в мае 1927 г. в районе Входного мыса, у устья Пясины, и там похоронен. В 1964 г. прах Бегичева перенесен в Диксон и замурован в постамент памятника.
Памятник норвежскому моряку П. Тессему
На берегу диксонской бухты.
Большая каменная глыба с якорем у основания окружена большой цепью. На том месте, где найдены останки Тессема (около 30 м от обрыва), установлен крест с памятной табличкой: «Вблизи этого места погиб участник экспедиции Руала Амундсена Петер Тессем».
В 1920–1922 гг. знаменитый полярник Руал Амундсен на малой шхуне «Мод» с разрешения советского правительства совершил сквозное плавание. Затертое льдами судно зазимовало в районе мыса Челюскин. Опасаясь за судьбу судна и экипажа и стремясь спасти результаты научных наблюдений, Амундсен отправил на Диксон двух матросов, Петера Тессема и Пауля Кнудсена. Оба не дошли. В 1926 г. на материковом берегу против Диксона Н. Бегичев обнаружил останки человека, возле которых лежали карманные часы с надписью: «Петер Тессем» и обручальное кольцо.