Книга: Самые известные храмы Санкт-Петербурга
Сноски из книги
· #1Каннелюры – желобки различной формы, вертикально расположенные на стволе колонны или пилястры.
· #2Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с.77
· #3Там же, с.78.
· #4Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с.23.
· #5Протоиерей – старший православный священник.
· #6Протодиакон – первый или старший диакон.
· #7Название произошло от французского empire – имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII–XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от нее А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции.
А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII–XIX вв. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов.
А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна «Великой армии») покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Стиль А. развивался недолго, ему на смену приходит время эклектики.
· #8Портик – образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание.
· #9Фронтон – ограниченное по бокам скатами крыши, а снизу карнизом завершение фасада здания, портика, колоннады, как правило, треугольной формы.
· #10Барельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
· #11Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 27.
· #12Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. – СПб, 1993, с. 58.
· #13Петербург Православный. – СПб, 2002, с. 18.
· #14Акафист (позднегреч. akathistos – от а – отрицательная приставка и греч. kathizo – сажусь) – христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими.
· #15Петербург Православный. – СПб., 2002, с. 283–291.
· #16Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге. – СПб., 2005, с. 20–21, 30.
· #17Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге, с. 40–43.
· #18Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 90—112.
· #19Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… СПб, 2000. с. 181.
· #20Ротонда (итал. rotonda – букв. круглая) – круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.
· #21Кессоны, кассеты (франц. caisson – ящик) – квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.
· #22Причт – штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
· #23Зодчие Санкт-Петербурга: 18 век. – СПб., 1997, с. 990.
· #24Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 69.
· #25Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 32.
· #26Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 144.
· #27Слитное написание «Заграницей» принято в канонической литературе.
· #28Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 33.
· #29Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 296.
· #30Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 71.
· #31Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 32.
· #32Там же, с. 297.
· #33Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 70.
· #34Плафон (от франц. plafond – потолок) – в широком смысле любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры – сюжетное и орнаментальное – также обозначается термином «плафон». Живописные плафоны могут исполняться непосредственно на штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками), на прикрепляемом к потолку холсте (панно), мозаикой и другими способами.
· #35В иконостасе хранились частица Животворного Креста, мощи Святого Спиридона, преп. Варлаама и Моисея Мурина.
· #36Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 258.
· #37Смальта (нем. Smalte) – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаики.
· #38Смальта (нем. Smalte) – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаики.
· #39Низовский А.Ю. Православные храмы и монастыри. – М, 2005, с. 100.
· #40Фреска (от итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.
· #41Низовский А. Ю. Православные храмы и монастыри. – М., 2005, с. 304–305.
· #42Святой Преподобный Александр Свирский. – СПб, 2005, с. 8.
· #43Там же, с. 23–26.
· #44Изразцы (кафель) – керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.
· #45Кокошник – в архитектуре русских церквей XVI–XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение. Часто кокошники располагаются ярусами.
· #46Российские государи: 1862–1917. – Смоленск, 2005, с. 609–610.
· #47Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 326.
· #48Зырянов П. Н. История России, XIX век. – М., 1994, с. 165.
· #49Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 325.
· #50Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начала XX века. – СПб, 1998, с. 539.
· #51Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: история в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 327.
· #52Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 282–283.
· #53Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 50.
· #54Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 231.
· #55Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 163.
· #56Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 219, с. 288.
· #57Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 233–237.
· #58Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 121.
· #59Там же, с. 121–122.
· #60Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 101.
· #61Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 144.
· #62Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 51.
· #63Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 356–357.
· #64Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 358.
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 988–990.
· #66Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 358.
· #67Пукинский Б. К Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1998, с. 343–344.
· #68Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 139, 204.
· #69Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2002, с. 190–210.
· #70Зодчие Санкт-Петербурга: 18 век. – СПб., 1997, с. 154, 997.
· #71Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 146–147.
· #72Петербург православный. – СПб., 2002, с. 71.
· #73Парастас – церковная молитва об усопших, которую поют на кладбище.
· #74Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 118.
· #75Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).
· #76Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 227.
· #77Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 91.
· #78Там же, с. 120.
· #79Анисимова Е.В.Женщины на российском престоле. – СПб, 2002, с. 76—77.
· #80Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 111.
· #81Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. с. 389–390.
· #82Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 167–168.
· #83Зодчие Санкт-Петербурга: 19 – начало 20 века. – СПб., 1998, с. 148.
· #84Паникадило (среднегреч. polykandelon) – большая люстра или многогнездный подсвечник в церкви.
· #85Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 389.
· #86Зодчие Санкт-Петербурга: 18 век. – СПб., 1997, с. 856–857.
· #87Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.
· #88Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб, 1996, с. 54.
· #89Андрей Островский. Архитекторы Петербурга. – В кн.: Белые ночи. Выпуск 6. – Л., 1980, с. 49–62.
· #90Лавра (греч. laura) – название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721–1917 – Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.
· #91Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 13.
· #92Тихомиров Д. И. Из истории родной земли. – М, 1996, с. 52.
· #93Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 34.
· #94Даринский А. В, Старцев В. И. История Санкт-Петербурга. – СПб, 1999, с. 48.
· #95Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб, 2005, с. 169.
· #96Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 130.
· #97Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 542–543, 607.
· #98Все эти здания возведены в XVIII веке архитектором Пьетро Трезини.
· #99Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 995, 997.
· #100Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб, 2005, с. 169–171.
· #101Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 245.
· #102Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 520–525.
· #103Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века, с. 525.
· #104Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. – СПб, 2001, с. 3.
· #105Ианновский ставропигиальный монастырь, с. 6.
· #106Там же.
· #107Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 108.
· #108Зодчие Санкт-Петербурга: 19 – начало 20 века. – СПб.,1998, с. 263.
· #109Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 19.
· #110Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 19.
· #111Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 1037.
· #112Панагия (от греч. panagia – всесвятая) – круглая иконка с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.
· #113Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 23.
· #114Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 11.
· #115Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 23–24.
· #116Фортификатор – специалист в области фортификации, науки о расположении, постройке и обороне укреплений.
· #117Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 20–66.
· #118Пилон (греч. pulwn – ворота, вход) – массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов; башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.
· #119Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 210.
· #120Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 53.
Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 45
· #122Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому…. От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 212.
· #123Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 446.
· #124До пяти метров толщиной; облицованы гранитом и мрамором.
· #125Кабестан (франц. cabestan – шпиль) – лебедка с барабаном на вертикальном валу для выбирания якорных или швартовых канатов.
· #126Кирцидели Ю. И., Левина Н. Р. Мой город – Санкт-Петербург. – СПб., 1996, с. 235–238.
· #127Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 47.
· #128Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 244.
· #129Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, с. 393.
· #130Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., с. 409.
· #131Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 245.
· #132Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, с. 409.
· #133Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 245.
· #134Кирцидели Ю.И, Левина Н.Р. Мой город – Санкт-Петербург. – СПб, 1996, с. 232–233.
· #135Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 234, 245.
· #136Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 249–250.
· #137Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб, 2005, с. 62–63.
· #138Повесть временных лет. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси 11–13 веков. – М, 1957, с. 5.
· #139Зодчие Санкт-Петербурга. – СПб.,1998, с. 411.
· #140Несколько дней со святынями Санкт-Петербурга. – СПб, 2004, с. 25.
· #141Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. – СПб, 2005, с. 9-
· #142Там же, с. 10.
· #143Петербург православный. – СПб, 2002, с. 62.
· #144Петербург православный. – СПб, 2002, с. 63.
· #145До XVII в. переписывались церковные поучения против язычества, до XVIII в. в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся: не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний; уже в 40-х гг. XVIII в. архиерей Дмитрий Сеченов доносил о нападении на него русских язычников.
· #146А сами сказания православные борцы с язычеством называли «кощунством».
· #147Рыбаков Б. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1988, с. 766–778.
· #148История средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992, с. 140.
· #149К сожалению, «Иоакимовская летопись» сохранилась только в пересказе Татищева. Летопись была составлена в XVII веке, при этом составитель опирался на более ранние источники. См.: Шахматов А. А. Общерусские летописные своды 14–15 вв. // Журнал Мин-ва нар. просвещения. – 1900, № 1, с. 183, 185; Янин В. Л. День десятого века // Знание – сила. – 1983, с. 17.
· #150РИБ, VI, с. 7 и 4.
· #151Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. – М.: Наука, 1976, с. 23.
· #152Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. – М.: Наука, 1976, с. 78.
· #153ПСРЛ.Т. 10, с. 94.
· #154Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 4, с. 124–126.
· #155Крылатыя слова по толкованию С. Максимова. – СПб., 1899.
· #156ПСРЛ. Т. 1, с. 148.
· #157По материалам сайта ateism.ru.
· #158Петербург православный. – СПб., 2002, с. 63.
· #159Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. – СПб., 2005, с. 11.
· #160Там же, с. 13.
· #161Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 5.
· #162Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 6.
· #163Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 291–293.
· #164Там же, с. 321–322.
· #165Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 303.
· #166В раннем христианстве (I в. н. э.) пресвитерами называли старейшин, которых выбирали из рядовых верующих. Пресвитеры руководили повседневной жизнью христианской общины: собирали взносы, заведовали общей кассой, распределяли имущество, заботились о больных и попавших в тюрьму единоверцах. Пресвитеры возводились в должность через обряд рукоположения (хиротонии). Начиная с середины II в. авторитет пресвитеров растет, и они становятся авторитетами не только в административно-хозяйственных делах, но и в вопросах вероучения. Из среды пресвитеров выделяются старшие пресвитеры, которые именуются епископами.
· #167Епархия (греч. eparchia) – в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).
· #168Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 7.
· #169Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 11–12.
· #170Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 54.
· #171Андрей Островский. Архитекторы Петербурга. – В кн.: Белые ночи. – Л, 1980, с 31–32.
· #172Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. СПб., 2005, с. 115.
· #173Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб., 2005, с. 70–71.
· #174Все музеи Санкт-Петербурга. С. 69.
· #175Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 28–29.
· #176Там же, с. 164–165.
· #177Анисимова Е. В. Женщины на русском престоле. – СПб, 2002, с. 38–40.
· #178Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 41.
· #179Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 132.
· #180Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 286.
· #181Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 113–121.
· #182Там же, с. 115.
· #183Стилизованный орнамент в виде распустившегося цветка.
· #184Катехизаторские курсы – курсы, где происходит катехизация, т. е. воцерковление и просвещение людей, приобщение их к вере.
· #185Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 136–137.
· #186Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 190.
· #187Мавродин В. В. Основание Петербурга. – Л., 1978, с. 214–220.
· #188Зодчие Санкт-Петербурга:18 век. – СПб., 1997, с. 213.
· #189Там же, с. 997.
· #190Канн П. Я. Прогулки по Петербургу. – СПб., 1994, с. 120.
· #191Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 365.
· #192Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб., 1996, с. 32–33.
· #193Брандер – небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.
· #194Пукинский Б. К Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1998, с. 335.
· #195Капитул (позднелат. capitulum) – в католических духовно-рыцарских и монашеских орденах коллегия руководящих лиц.
· #196Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 72.
· #197Петербург православный. – СПб, 2002, с. 67.
· #198Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб., 1996. с. 33.
Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 72.
· #200Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 99.
· #201Там же.
· #202Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 7–8.
· #203Там же, с. 14–15.
· #204Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 257.
· #205Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 466–525.
· #206Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга. – СПб., 2006, с. 22.
· #207Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга – СПб, 2006, с. 22–23.
· #208Зодчие Санкт-Петербурга: 19 – начало 20 века. – СПб, 1998, с. 1022.
· #209Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 388.
· #210См.: http://pomorian.narod.ru/, с. 1—11.
· #211См.: http://pomorian.narod.ru/, с. 1—11.
· #212Практический справочник по православию. – СПб., 2005, с. 581–582.
· #213Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 120.
· #214Консистория (от позднелат. consistorium – место собрания; совет) – в католической церкви особое совещание при Папе Римском.
· #215Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 53.
· #216Стигма, стигмат – в Др. Греции метка или клеймо на теле раба или преступника; впоследствии христиане стали так называть «Христовы раны» – самопроизвольно возникающие отметины на руках, ногах и на лбу, проявляющиеся у особенно истово верующих.
· #217Беатификация (от лат. beatus – блаженный) – в католической церкви акт причисления того или иного лица к числу блаженных, совершаемый римским папой.
· #218Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 83.
· #219Несколько дней со святынями Петербурга, с. 83.
· #220Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 292.
· #221Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 377—378
· #222Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб., 1999, с. 99.
· #223Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 253.
· #224Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 553–554, 731.
· #225Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга, – СПб., 2006, с. 153.
· #226Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 151.
· #227Там же, с. 235.
· #228Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 982.
· #229Антаблемент (франц. entablement, от table – стол, доска) – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.
· #230Аттик (от греч. attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
· #231Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 992–993.
· #232Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 311–318, 1037.
· #233Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 124.
· #234Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 515.
· #235Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 115.
· #236Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб.,2005, с. 218–219.
· #237Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 227–228.
· #238Конфирмация (от лат. confirmatio – утверждение) – у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.
· #239Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 705, 968.
· #240Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006. с. 125.
· #241Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 391.
· #242Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 178.
· #243Там же, с. 392.
· #244Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 36, 211.
· #245Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX век. – СПб., 1998, с. 530.
· #246Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Каменный контрфорс – один из основных элементов готических конструкций. Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.
· #247Практический справочник по православию. – М, 2005, с. 1020–1021.
· #248Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1998, с. 517–518.
· #249Мирра – ароматическая смола некоторых африканских и аравийских деревьев, используемая для благовонных курений в религиозных обрядах.
· #250Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 516–517.
· #251Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 286.
· #252Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 227.
· #253Мактаб – начальное исламское учебное заведение.
· #254Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 321.
Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. С. 325.
· #256Там же, с. 322–323.
· #257Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 227–228.
· #258Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 850–855.
· #259Майолика – крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К ним относят испанскую и итальянскую керамику XV–XVI веков.
· #260Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 284–286.
· #261Минбар – кафедра с лесенкой, предназначенная для чтения Корана и проповедей.
· #262Михраб – молитвенная ниша, расположенная в обращенной к Мекке стене мечети.
· #263Намаз (араб, буквально – молитва) – ежедневное пятикратное богослужение, один из главных обрядов ислама.
· #264Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 359.
· #265Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 284.
· #266Стилобат – верхняя часть ступенчатого цоколя.
· #267Тора – традиционное древнееврейское название Пятикнижия (первых пяти книг Библии).
· #268Арон кодеш – святой ковчег, место хранения свитков Торы.
· #269Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006. с. 351–352.
· #270Бар-мицва – церемония посвящения еврейского мальчика во взрослую жизнь, приобщение его к еврейской общине.
· #271Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 344.
· #272Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 287.
· #273Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 609–610, 627.
· #274Бурхан – название идола у буддистов.
· #275Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 264.
· #276Зимина М. С, Лихачёва О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 348–349.
· #277Махинько Л. Н. Город как мир. – СПб, 1997, с. 152.