Книга: Самые известные храмы Санкт-Петербурга

Сноски из книги

· #1

Каннелюры – желобки различной формы, вертикально расположенные на стволе колонны или пилястры.

· #2

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с.77

· #3

Там же, с.78.

· #4

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с.23.

· #5

Протоиерей – старший православный священник.

· #6

Протодиакон – первый или старший диакон.

· #7

Название произошло от французского empire – имперский. Стиль, возникший во Франции на рубеже XVIII–XIX вв. Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от нее А. унаследовал торжественную суровость и четкость композиции.

А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII–XIX вв. в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов.

А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм. В XVIII в. архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера, используя коринфский ордер. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом. Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна «Великой армии») покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Стиль А. развивался недолго, ему на смену приходит время эклектики.

· #8

Портик – образованная несущими колоннами галерея, расположенная перед входом в здание.

· #9

Фронтон – ограниченное по бокам скатами крыши, а снизу карнизом завершение фасада здания, портика, колоннады, как правило, треугольной формы.

· #10

Барельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

· #11

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 27.

· #12

Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. – СПб, 1993, с. 58.

· #13

Петербург Православный. – СПб, 2002, с. 18.

· #14

Акафист (позднегреч. akathistos – от а – отрицательная приставка и греч. kathizo – сажусь) – христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими.

· #15

Петербург Православный. – СПб., 2002, с. 283–291.

· #16

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге. – СПб., 2005, с. 20–21, 30.

· #17

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге, с. 40–43.

· #18

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 90—112.

· #19

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… СПб, 2000. с. 181.

· #20

Ротонда (итал. rotonda – букв. круглая) – круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

· #21

Кессоны, кассеты (франц. caisson – ящик) – квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещений.

· #22

Причт – штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.

· #23

Зодчие Санкт-Петербурга: 18 век. – СПб., 1997, с. 990.

· #24

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 69.

· #25

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 32.

· #26

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 144.

· #27

Слитное написание «Заграницей» принято в канонической литературе.

· #28

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 33.

· #29

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 296.

· #30

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 71.

· #31

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 32.

· #32

Там же, с. 297.

· #33

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 70.

· #34

Плафон (от франц. plafond – потолок) – в широком смысле любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры – сюжетное и орнаментальное – также обозначается термином «плафон». Живописные плафоны могут исполняться непосредственно на штукатурке (в технике фрески, масляными, клеевыми, синтетическими красками), на прикрепляемом к потолку холсте (панно), мозаикой и другими способами.

· #35

В иконостасе хранились частица Животворного Креста, мощи Святого Спиридона, преп. Варлаама и Моисея Мурина.

· #36

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 258.

· #37

Смальта (нем. Smalte) – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаики.

· #38

Смальта (нем. Smalte) – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаики.

· #39

Низовский А.Ю. Православные храмы и монастыри. – М, 2005, с. 100.

· #40

Фреска (от итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

· #41

Низовский А. Ю. Православные храмы и монастыри. – М., 2005, с. 304–305.

· #42

Святой Преподобный Александр Свирский. – СПб, 2005, с. 8.

· #43

Там же, с. 23–26.

· #44

Изразцы (кафель) – керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.

· #45

Кокошник – в архитектуре русских церквей XVI–XVII вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение. Часто кокошники располагаются ярусами.

· #46

Российские государи: 1862–1917. – Смоленск, 2005, с. 609–610.

· #47

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 326.

· #48

Зырянов П. Н. История России, XIX век. – М., 1994, с. 165.

· #49

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 325.

· #50

Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начала XX века. – СПб, 1998, с. 539.

· #51

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: история в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 327.

· #52

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 282–283.

· #53

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 50.

· #54

Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 231.

· #55

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 163.

· #56

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 219, с. 288.

· #57

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 233–237.

· #58

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 121.

· #59

Там же, с. 121–122.

· #60

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 101.

· #61

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 144.

· #62

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 51.

· #63

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 356–357.

· #64

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 358.

· #65

Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 988–990.

· #66

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 358.

· #67

Пукинский Б. К Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1998, с. 343–344.

· #68

Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 139, 204.

· #69

Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2002, с. 190–210.

· #70

Зодчие Санкт-Петербурга: 18 век. – СПб., 1997, с. 154, 997.

· #71

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 146–147.

· #72

Петербург православный. – СПб., 2002, с. 71.

· #73

Парастас – церковная молитва об усопших, которую поют на кладбище.

· #74

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 118.

· #75

Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).

· #76

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 227.

· #77

Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 91.

· #78

Там же, с. 120.

· #79

Анисимова Е.В.Женщины на российском престоле. – СПб, 2002, с. 7677.

· #80

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 111.

· #81

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. с. 389–390.

· #82

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 167–168.

· #83

Зодчие Санкт-Петербурга: 19 – начало 20 века. – СПб., 1998, с. 148.

· #84

Паникадило (среднегреч. polykandelon) – большая люстра или многогнездный подсвечник в церкви.

· #85

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 389.

· #86

Зодчие Санкт-Петербурга: 18 век. – СПб., 1997, с. 856–857.

· #87

Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.

· #88

Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб, 1996, с. 54.

· #89

Андрей Островский. Архитекторы Петербурга. – В кн.: Белые ночи. Выпуск 6. – Л., 1980, с. 49–62.

· #90

Лавра (греч. laura) – название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721–1917 – Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры.

· #91

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 13.

· #92

Тихомиров Д. И. Из истории родной земли. – М, 1996, с. 52.

· #93

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 34.

· #94

Даринский А. В, Старцев В. И. История Санкт-Петербурга. – СПб, 1999, с. 48.

· #95

Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб, 2005, с. 169.

· #96

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 130.

· #97

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 542–543, 607.

· #98

Все эти здания возведены в XVIII веке архитектором Пьетро Трезини.

· #99

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 995, 997.

· #100

Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб, 2005, с. 169–171.

· #101

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 245.

· #102

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 520–525.

· #103

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века, с. 525.

· #104

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. – СПб, 2001, с. 3.

· #105

Ианновский ставропигиальный монастырь, с. 6.

· #106

Там же.

· #107

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 108.

· #108

Зодчие Санкт-Петербурга: 19 – начало 20 века. – СПб.,1998, с. 263.

· #109

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 19.

· #110

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 19.

· #111

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 1037.

· #112

Панагия (от греч. panagia – всесвятая) – круглая иконка с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.

· #113

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 23.

· #114

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 11.

· #115

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 23–24.

· #116

Фортификатор – специалист в области фортификации, науки о расположении, постройке и обороне укреплений.

· #117

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 20–66.

· #118

Пилон (греч. pulwn – ворота, вход) – массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов; башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы.

· #119

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 210.

· #120

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., 2005, с. 53.

· #121

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 45

· #122

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому…. От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 212.

· #123

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 446.

· #124

До пяти метров толщиной; облицованы гранитом и мрамором.

· #125

Кабестан (франц. cabestan – шпиль) – лебедка с барабаном на вертикальном валу для выбирания якорных или швартовых канатов.

· #126

Кирцидели Ю. И., Левина Н. Р. Мой город – Санкт-Петербург. – СПб., 1996, с. 235–238.

· #127

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 47.

· #128

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 244.

· #129

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, с. 393.

· #130

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб., с. 409.

· #131

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 245.

· #132

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, с. 409.

· #133

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 245.

· #134

Кирцидели Ю.И, Левина Н.Р. Мой город – Санкт-Петербург. – СПб, 1996, с. 232–233.

· #135

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 234, 245.

· #136

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 249–250.

· #137

Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб, 2005, с. 62–63.

· #138

Повесть временных лет. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси 11–13 веков. – М, 1957, с. 5.

· #139

Зодчие Санкт-Петербурга. – СПб.,1998, с. 411.

· #140

Несколько дней со святынями Санкт-Петербурга. – СПб, 2004, с. 25.

· #141

Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. – СПб, 2005, с. 9-

· #142

Там же, с. 10.

· #143

Петербург православный. – СПб, 2002, с. 62.

· #144

Петербург православный. – СПб, 2002, с. 63.

· #145

До XVII в. переписывались церковные поучения против язычества, до XVIII в. в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся: не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний; уже в 40-х гг. XVIII в. архиерей Дмитрий Сеченов доносил о нападении на него русских язычников.

· #146

А сами сказания православные борцы с язычеством называли «кощунством».

· #147

Рыбаков Б. Язычество древней Руси. – М.: Наука, 1988, с. 766–778.

· #148

История средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992, с. 140.

· #149

К сожалению, «Иоакимовская летопись» сохранилась только в пересказе Татищева. Летопись была составлена в XVII веке, при этом составитель опирался на более ранние источники. См.: Шахматов А. А. Общерусские летописные своды 14–15 вв. // Журнал Мин-ва нар. просвещения. – 1900, № 1, с. 183, 185; Янин В. Л. День десятого века // Знание – сила. – 1983, с. 17.

· #150

РИБ, VI, с. 7 и 4.

· #151

Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. – М.: Наука, 1976, с. 23.

· #152

Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. – М.: Наука, 1976, с. 78.

· #153

ПСРЛ.Т. 10, с. 94.

· #154

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 4, с. 124–126.

· #155

Крылатыя слова по толкованию С. Максимова. – СПб., 1899.

· #156

ПСРЛ. Т. 1, с. 148.

· #157

По материалам сайта ateism.ru.

· #158

Петербург православный. – СПб., 2002, с. 63.

· #159

Князь-Владимирский собор. Краткий исторический очерк. – СПб., 2005, с. 11.

· #160

Там же, с. 13.

· #161

Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 5.

· #162

Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 6.

· #163

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 291–293.

· #164

Там же, с. 321–322.

· #165

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 303.

· #166

В раннем христианстве (I в. н. э.) пресвитерами называли старейшин, которых выбирали из рядовых верующих. Пресвитеры руководили повседневной жизнью христианской общины: собирали взносы, заведовали общей кассой, распределяли имущество, заботились о больных и попавших в тюрьму единоверцах. Пресвитеры возводились в должность через обряд рукоположения (хиротонии). Начиная с середины II в. авторитет пресвитеров растет, и они становятся авторитетами не только в административно-хозяйственных делах, но и в вопросах вероучения. Из среды пресвитеров выделяются старшие пресвитеры, которые именуются епископами.

· #167

Епархия (греч. eparchia) – в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

· #168

Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 7.

· #169

Николо-Богоявленский Морской собор. – СПб, 2003, с. 11–12.

· #170

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб, 2005, с. 54.

· #171

Андрей Островский. Архитекторы Петербурга. – В кн.: Белые ночи. – Л, 1980, с 31–32.

· #172

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. СПб., 2005, с. 115.

· #173

Все музеи Санкт-Петербурга. – СПб., 2005, с. 70–71.

· #174

Все музеи Санкт-Петербурга. С. 69.

· #175

Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 28–29.

· #176

Там же, с. 164–165.

· #177

Анисимова Е. В. Женщины на русском престоле. – СПб, 2002, с. 38–40.

· #178

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб, 2004, с. 41.

· #179

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 132.

· #180

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 286.

· #181

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 113–121.

· #182

Там же, с. 115.

· #183

Стилизованный орнамент в виде распустившегося цветка.

· #184

Катехизаторские курсы – курсы, где происходит катехизация, т. е. воцерковление и просвещение людей, приобщение их к вере.

· #185

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 136–137.

· #186

Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 190.

· #187

Мавродин В. В. Основание Петербурга. – Л., 1978, с. 214–220.

· #188

Зодчие Санкт-Петербурга:18 век. – СПб., 1997, с. 213.

· #189

Там же, с. 997.

· #190

Канн П. Я. Прогулки по Петербургу. – СПб., 1994, с. 120.

· #191

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 365.

· #192

Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб., 1996, с. 32–33.

· #193

Брандер – небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.

· #194

Пукинский Б. К Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1998, с. 335.

· #195

Капитул (позднелат. capitulum) – в католических духовно-рыцарских и монашеских орденах коллегия руководящих лиц.

· #196

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 72.

· #197

Петербург православный. – СПб, 2002, с. 67.

· #198

Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб., 1996. с. 33.

· #199

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 72.

· #200

Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 99.

· #201

Там же.

· #202

Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 7–8.

· #203

Там же, с. 14–15.

· #204

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 257.

· #205

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 466–525.

· #206

Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга. – СПб., 2006, с. 22.

· #207

Православная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове Санкт-Петербурга – СПб, 2006, с. 22–23.

· #208

Зодчие Санкт-Петербурга: 19 – начало 20 века. – СПб, 1998, с. 1022.

· #209

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 388.

· #210

См.: http://pomorian.narod.ru/, с. 1—11.

· #211

См.: http://pomorian.narod.ru/, с. 1—11.

· #212

Практический справочник по православию. – СПб., 2005, с. 581–582.

· #213

Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 120.

· #214

Консистория (от позднелат. consistorium – место собрания; совет) – в католической церкви особое совещание при Папе Римском.

· #215

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 53.

· #216

Стигма, стигмат – в Др. Греции метка или клеймо на теле раба или преступника; впоследствии христиане стали так называть «Христовы раны» – самопроизвольно возникающие отметины на руках, ногах и на лбу, проявляющиеся у особенно истово верующих.

· #217

Беатификация (от лат. beatus – блаженный) – в католической церкви акт причисления того или иного лица к числу блаженных, совершаемый римским папой.

· #218

Несколько дней со святынями Петербурга. – СПб., 2004, с. 83.

· #219

Несколько дней со святынями Петербурга, с. 83.

· #220

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 292.

· #221

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 377—378

· #222

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб., 1999, с. 99.

· #223

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 253.

· #224

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 553–554, 731.

· #225

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга, – СПб., 2006, с. 153.

· #226

Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 151.

· #227

Там же, с. 235.

· #228

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 982.

· #229

Антаблемент (франц. entablement, от table – стол, доска) – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

· #230

Аттик (от греч. attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

· #231

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 992–993.

· #232

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 311–318, 1037.

· #233

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 124.

· #234

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб., 1997, с. 515.

· #235

Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 115.

· #236

Синдаловский Н. А. Санкт-Петербург: История в преданиях и легендах. – СПб.,2005, с. 218–219.

· #237

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 227–228.

· #238

Конфирмация (от лат. confirmatio – утверждение) – у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста.

· #239

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 705, 968.

· #240

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006. с. 125.

· #241

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 391.

· #242

Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб., 2006, с. 178.

· #243

Там же, с. 392.

· #244

Горбачевич К С, Хабло Е. П. Почему так названы? – СПб, 2006, с. 36, 211.

· #245

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX век. – СПб., 1998, с. 530.

· #246

Контрфорс (от франц. contreforce – противодействующая сила) – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию (в основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание). Каменный контрфорс – один из основных элементов готических конструкций. Контрфорсы широко применяются также для укрепления стен при реставрации памятников архитектуры.

· #247

Практический справочник по православию. – М, 2005, с. 1020–1021.

· #248

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1998, с. 517–518.

· #249

Мирра – ароматическая смола некоторых африканских и аравийских деревьев, используемая для благовонных курений в религиозных обрядах.

· #250

Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. – СПб, 1997, с. 516–517.

· #251

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 286.

· #252

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 227.

· #253

Мактаб – начальное исламское учебное заведение.

· #254

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. – СПб, 2006, с. 321.

· #255

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Санкт-Петербурга. С. 325.

· #256

Там же, с. 322–323.

· #257

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб., 2000, с. 227–228.

· #258

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб., 1998, с. 850–855.

· #259

Майолика – крупнопористые керамические изделия с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками. К ним относят испанскую и итальянскую керамику XV–XVI веков.

· #260

Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 284–286.

· #261

Минбар – кафедра с лесенкой, предназначенная для чтения Корана и проповедей.

· #262

Михраб – молитвенная ниша, расположенная в обращенной к Мекке стене мечети.

· #263

Намаз (араб, буквально – молитва) – ежедневное пятикратное богослужение, один из главных обрядов ислама.

· #264

Зимина М. С., Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб., 2006, с. 359.

· #265

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 284.

· #266

Стилобат – верхняя часть ступенчатого цоколя.

· #267

Тора – традиционное древнееврейское название Пятикнижия (первых пяти книг Библии).

· #268

Арон кодеш – святой ковчег, место хранения свитков Торы.

· #269

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006. с. 351–352.

· #270

Бар-мицва – церемония посвящения еврейского мальчика во взрослую жизнь, приобщение его к еврейской общине.

· #271

Зимина М. С, Лихачева О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 344.

· #272

Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. – СПб, 1999, с. 287.

· #273

Зодчие Санкт-Петербурга: XIX – начало XX века. – СПб, 1998, с. 609–610, 627.

· #274

Бурхан – название идола у буддистов.

· #275

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… – СПб, 2000, с. 264.

· #276

Зимина М. С, Лихачёва О. О. Храмы Петербурга. – СПб, 2006, с. 348–349.

· #277

Махинько Л. Н. Город как мир. – СПб, 1997, с. 152.

----

Оглавление книги


Генерация: 0.749. Запросов К БД/Cache: 2 / 2
поделиться
Вверх Вниз