Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

История Эрмитажа (Дворцовая наб., 43/Дворцовая пл., 2) началась с частной коллекции голландских и фламандских художников императрицы Екатерины II, размещённой в Малом Эрмитаже в 1764 г. С 1852 г. музей открыли для публики, тогда же он получил официальное наименование «Императорский Эрмитаж». Для большинства людей музей ассоциируется прежде всего с Зимним дворцом, хотя в состав Эрмитажа входят также Малый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Запасной дом Зимнего дворца и Эрмитажный гараж. На правах филиалов в общий музейный комплекс входят: Меншиковский дворец, Восточное крыло здания Главного штаба, Музей Императорского фарфорового завода и реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня». Иногородние филиалы Эрмитажа находятся в Выборге, Казани, Амстердаме (Голландия) и Ферраре (Италия).

Экспозиция музея охватывает большой временной период: от керамики и бронзового литья в возрасте 45 тыс. лет до живописных работ художников XX столетия.

Осмотр музея начинается с парадной лестницы Зимнего дворца. Лестница имела ещё два названия: Посольская и Иорданская. Последнее название связано с традицией выхода в Крещение к Неве для освящения воды в иордани.


Иорданская лестница

Из холла первого этажа марш ведёт на среднюю площадку, от которой по разные стороны расходятся два других лестничных марша, выходящих на площадку с колоннами серого сердобольского гранита. Богатая лепнина белого цвета, частью покрытая золотом, большое количество зеркал и окон способствуют возникновению иллюзии большой освещённости помещения и создают праздничную, торжественную атмосферу.


Фельдмаршальский зал

Парадная лестница была восстановлена по проектам Ф.Б. Растрелли в 1837 г. архитектором В.П. Стасовым после большого пожара. Скульптурное убранство здесь исполнили мастера И.И. Теребенев, И.И. Леппе, Н.А. Устинов и А.М. Мануйлов; часть статуй привезена ещё в петровское время из Италии. Плафон с изображением горы Олимп выполнен живописцем Ф. Градицци.

К верхней площадке примыкает Фельдмаршальский зал, с которого начинается парадная анфилада Зимнего дворца. Его убранство создано архитектором Стасовым в стиле, близком первоначальному, утраченному в 1837 г. Название зала объясняется тем, что здесь в простенках между пилястрами выставлены парадные портреты русских фельдмаршалов; кроме того, здесь представлены изделия Императорского фарфорового завода, в частности ваза «Россия», и фарфоровая скульптура.


Малый тронный (Петровский) зал

Миновав Малый тронный, или Петровский, зал, где в нише можно полюбоваться картиной «Петр I с аллегорической фигурой славы» и установлен трон работы мастеров конца XVIII в., мы попадаем в Гербовый зал, предназначенный для торжественных приёмов. Его отделка – белая с золотом – как нельзя лучше подходит для важных государственных мероприятий. Здесь стоит обратить внимание на скульптурные группы древнерусских воинов, исполненных В.И. Демут-Малиновским. Их установил в 1830 г. в Гербовом зале архитектор К.И. Росси для подготовки посетителя к восприятию парадных портретов героев 1812 г., с которыми можно познакомиться в следующем зале.

Непосредственно к Гербовому залу примыкает знаменитый памятник воинской славы России – «Военная галерея 1812 года». Портреты героев Отечественной войны, из которых и состоит живописное собрание этой галереи, выполнил известный английский художник Джордж Доу при участии двух русских живописцев – А.В. Полякова и В.А. Голике.


Гербовый зал


Военная галерея 1812 г.


Георгиевский зал

Немецкий художник Франц Крюгер создал портреты императора Александра I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, а австриец П. Крафт исполнил портрет австрийского императора Франца I. Всего к 1829 г. художники создали для Военной галереи 332 портрета. Инициатором создания галереи выступил император Александр I, который и пригласил английского портретиста для выполнения важной миссии – увековечивания для потомков главных участников Отечественной войны.

Рядом с Галереей находится Большой тронный, или Георгиевский, зал Зимнего дворца. Величественное двусветное помещение с многочисленными парными колоннами отделано каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Здесь стоит обратить внимание на превосходный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона». Наборный паркет зала создан с использованием шестнадцати ценных пород дерева. Большой императорский трон изготовлен в 1731–1732 гг. в Лондоне, в мастерской Н. Клаузена.


Большая церковь Зимнего дворца

На выходе из «Военной галереи 1812 года», с правой стороны, расположен Пикетный зал, а слева можно пройти в Большую церковь Зимнего дворца. Её интерьеры в стиле барокко созданы Ф.Б. Растрелли в 1753–1762 гг. и восстановлены после пожара В.П. Стасовым в первоначальном виде. Помещение церкви декорировано сдвоенными каннелированными коринфскими колоннами, пилястрами и многочисленной позолоченной лепниной. Плафон «Вознесение Господне» исполнен П.В. Басиным, а изображение евангелистов – Ф.А. Бруни.

В следующей части Эрмитажа можно познакомиться с произведениями Пуссена, Лоррена и искусством Германии XV–XVI вв., Франции XVI–XVII вв. Французский художник и гравер Лоррен (Клод Желе) – один из крупнейших пейзажистов XVIII столетия. В музее хранится одиннадцать картин этого живописца – часть из них и представлена в зале. В соседнем помещении представлены работы другого французского художника того же периода – Никола Пуссена. Наиболее значимые работы этого мастера: «Пейзаж с Полифемом», «Отдых на пути в Египет» и «Танкред и Эрминия». Выставлены здесь и работы других французских мастеров: Бернара Палисси и Жака Белланжа. Из немецких живописцев здесь представлены произведения Лукаса Кранаха Старшего, Лукаса Кранаха Младшего и Бартоломеуса Брейна Старшего.

Александровский зал посвящён памяти императора Александра I и Отечественной войне. Его интерьеры с вариациями на готические темы созданы в 1837 г. архитектором А.П. Брюлловым. В зале стоит обратить внимание на рельефный фриз с 24 медальонами скульптора Ф.П. Толстого, изображающими наиболее значимые события войны с Наполеоном. Сам император показан на одном из барельефов на торцевой стене в образе древнеславянского бога мудрости и красноречия Родомысла.

За Александровским залом идёт череда помещений, посвящённых искусству Франции XVIII столетия. Кроме живописных работ мастеров французской школы здесь представлены скульптура, в частности знаменитая работа Ж. Гудона «Вольтер», предметы мебели, гобелены, изделия Севрской фарфоровой мануфактуры. В Белом зале с удивительным по красоте лепным декором выставлены пейзажи французских живописцев второй половины XVIII в., мебель мастерской Д. Рентгена и огромная ваза севрского фарфора.


Александровский зал

Здесь находится угловая Золотая гостиная – парадная комната императрицы Марии Александровны, созданная архитектором А.П. Брюлловым в 1838–1841 гг. Интерьеры были немного изменены в 1840-х гг. другим зодчим – А.И. Штакеншнейдером. Основу убранства зала составляют золочёный резной орнамент потолка и мраморный камин с яшмовыми колонками и мозаичным полотном «Руины Пестума» работы Э. Модерни. Здесь же, рядом, будуар императрицы – небольшая комната с вычурной отделкой 1853 г. в стиле рококо. Стены будуара отделаны брокателью и украшены тончайшими завитками позолоченной лепнины.

Несколько залов посвящены британскому искусству XVI–XIX вв. Жемчужиной коллекции является работа Томаса Гейнсборо «Портрет дамы в голубом».


Золотая гостиная

В ряде залов развернута экспозиция из истории культуры и искусства России первой половины XVIII в. Среди экспонатов выставки кроме живописных работ можно видеть станки из придворной токарной мастерской императора Петра I, печатный пресс, тронное кресло императора Павла I, редкую мебель, посуду, предметы убранства интерьера.

Далее в этой части дворца можно познакомиться с личной Библиотекой императора Николая II. Её интерьеры в стиле английской готики были созданы в 1894–1895 гг. архитектором А.Ф. Красовским с использованием орехового дерева и золочёной тиснёной кожи. Великолепен также мраморный камин при входе. Из других комнат этой части дворца, относящихся ко времени царствования Николая II, отметим Малую столовую с интерьером в стиле рококо, созданным А.Ф. Красовским.

Нарядный Малахитовый зал ранее входил в систему парадных помещений императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. В этом зале проходили заседания Временного правительства России с июня по октябрь1917 г. Рядом с Малахитовым кабинетом расположен Большой, или Николаевский, зал с торжественной колоннадой площадью 1103 кв. метра. Здесь в отделке использован искусственный мрамор, потолок расписан в стиле гризайль. Вдоль зала, со стороны внутреннего двора, расположено сильно вытянутое помещение Портретной галереи дома Романовых.


Библиотека императора Николая II


Малахитовый зал


Концертный зал

Замыкает Невскую анфиладу Концертный зал, созданный в классическом стиле архитектором В.П. Стасовым после 1837 г. Главной достопримечательностью здесь является серебряная рака святого благоверного князя Александра Невского, переданная в музей из Александро-Невской лавры в 1922 г.

С верхней площадки Парадной лестницы через залы «Неведомые шедевры» можно пройти в соседнее здание Малого Эрмитажа. В указанных двух залах представлены шедевры французской живописи из частных немецких коллекций, вывезенных в 1945–1946 гг. из Германии. Здесь представлены работы Э. Дега, О. Ренуара, О. Домье, К. Моне, К. Писсарро и некоторых других мастеров XIX столетия.


Павильонный зал

Павильонный зал с уникальным мозаичным полом создан архитектором А.И. Штакеншнейдером в середине XIX в. с использованием приёмов античной и восточной архитектуры. Каннелированные мраморные колонны поддерживают здесь арочные своды потолка, стены зала украшены скульптурой и фонтанами, на мотив бахчисарайского «фонтана слез» в Крыму. Позолота лепного убранства зала подчёркивает красоту белого и цветного мрамора, использованного в отделке помещения. В южной части в пол вмонтирована копия античной мозаики.

Главным экспонатом Павильонного зала служит знаменитый часовой автомат «Павлин», созданный в мастерской английского ювелира Джеймса Кокса. Часы изготовили в 1770-х гг. из бронзы, серебра и искусственных драгоценных камней.


Часовой автомат «Павлин»

Вдоль Висячего сада, восстановленного после большой реконструкции, проходит Западная галерея, состоящая из двух частей. В первой части можно познакомиться с декоративно-прикладным искусством средневековой Европы. Во второй части представлено живописное искусство королевства Нидерланды XV–XVI вв. Выставка голландского искусства продолжается и в следующем здании – в Новом (Большом) Эрмитаже. Здесь размещены работы мастеров XVI–XVII вв. Соседние с Западной галереей залы особенные. Здесь выставлены полотна Рубенса и Ван Дейка.

Эрмитажная коллекция Питера Пауля Рубенса включает двадцать две живописные работы и девятнадцать эскизов. К шедеврам, выставленным в зале, относятся его картины «Персей и Андромеда» и «Вакх». В Аванзале Нового Эрмитажа выставлены работы знаменитого фламандского живописца Антониса Ван Дейка, в том числе и знаменитые полотна «Портрет Уильяма Чалонера», «Мужской портрет» и «Автопортрет».

С первого этажа в этот зал ведёт Парадная лестница, служившая входом в здание музея во второй половине XIX столетия. Особенно хороши здесь двадцать колонн верхней галереи из серого гранита, дополненные ажурными коваными решётками ограждения. На площадке организована выставка европейской скульптуры XIX в. и изделий, созданных русскими камнерезами.

Рядом с Аванзалом расположен зал искусства Фландрии, где выставлены работы фламандских художников XVII в. Я. Йорданса, Ф. Снейдерса, Я. Фейта и других.

Угловой Двенадцатиколонный зал предназначался для выставки нумизматической коллекции Эрмитажа, но сейчас используется для временных выставок. Рядом, в Рыцарском зале, можно познакомиться с коллекцией западноевропейского оружия XV–XVII вв., а также с рыцарскими доспехами. Стены этого обширного помещения расписаны в стиле неогрек.

Интересна соседняя с Рыцарским залом Галерея истории древней живописи. Её интерьер, по мысли автора проекта Л. фон Кленце, должен напомнить посетителям историю античного искусства. Стены галереи украшены картинами художника Г. Хильтеншпегера на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных произведений той эпохи. В зале выставлены произведения скульптора А. Кановы и его учеников. В соседнем Шатровом зале выставлена голландская и фламандская живопись XIX в. В так называемом Испанском кабинете и Малом Испанском Просвете экспонируется испанская живопись XVII–XVIII столетий. Здесь представлены, например, две работы Д. Веласкеса: «Завтрак» и «Портрет Оливареса».


Рыцарский зал

В Кабинете стоит обратить внимание на шедевр Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел». Аналогично организованы выставки в Итальянском кабинете и двух итальянских просветах – Большом и Малом, с той лишь разницей, что представлены здесь итальянская живопись и скульптура. В Кабинете находится скульптура Микеланджело Буонарроти «Скорчившийся мальчик» – признанный шедевр этого великого мастера. Большой итальянский просвет представляет живопись XVII–XVIII вв., Малый Итальянский просвет – произведения художников болонской и римской школ. Здесь же находятся Лоджии Рафаэля, устроенные по заказу императрицы Екатерины II в 1780-х гг. Дж. Кваренги. Копии фресок знаменитой галереи Ватиканского дворца выполнены группой художников под руководством К. Унтерберга. В соседнем зале майолики выставлены два шедевра Рафаэля: «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство». Кроме того, здесь вы сможете познакомиться с выставкой майолики и шпалерами. В зале Леонардо да Винчи представлены две работы мастера: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Интересна отделка этого зала, исполненная в 1858 г. архитектором А.И. Штакеншнейдером. Двери комнаты украшены пластинками из черепахового панциря и вставками из золочёной латуни. В одном из помещений Надворной анфилады Старого Эрмитажа разместился зал Тициана. Из наиболее значимых работ мастера, представленных здесь, отметим картины «Святой Себастьян» и «Кающаяся Мария Магдалена». Последний из интересующих нас залов второго этажа посвящен коллекции полотен Рембрандта. В музее находятся двадцать три работы этого мастера разного времени создания. Среди наиболее значимых картин голландского живописца отметим следующие произведения: «Даная», «Возвращение блудного сына», «Святое Семейство», «Флора» и «Портрет старика в красном».

На третьем этаже Зимнего дворца экспозиция делится на две большие половины: французская живопись XIX – начала XX в. (импрессионисты, кубизм), живопись Америки и Европы XX столетия, с одной стороны, и залы Востока (Китай, Индия, Тибет, Византия) и исламские страны – с другой.

Экспозиция начинается с Салтыковской лестницы, по которой можно попасть на третий этаж. В прилегающих к ней помещениях расположена выставка византийского искусства – рельефы, мраморные плиты, иконы, собрание керамики, эмалей и камней. В зале исламского искусства можно ознакомиться с такими шедеврами из коллекции Эрмитажа, как: Котелок с узором из сцен придворной жизни (Афганистан, 1163 г.), Водолей (сосуд для воды) с орнаментом и надписью на персидском языке (1206 г.) и серебряные блюда со сценами из царской охоты (Иран, VII в.). Искусство Китая представлено собранием перегородчатых эмалей XIV–XX вв., редкими образцами керамики и фарфора, а также предметами мебели, изделиями из камня, в частности нефрита, и резного дерева. В залах третьего этажа показана китайская живопись тушью на бумаге и шёлке. Выставка индийского оружия знакомит посетителей с одной из лучших в мире коллекций изделий из булатной стали. Тибет представлен изделиями религиозного характера, собранными камергером Э.Э. Ухтомским и другими исследователями.


Салтыковская лестница


Большая Колыванская ваза

На третьем этаже выставка работ Моне, Ренуара, Ван Гога, Гогена, Матисса, Кандинского и Пикассо. Каждый из залов здесь посвящён одному из художников. В зале искусства Европы XX в. представлены работы скульпторов Дж. Манцу, А. Мурера, Ф. Мессины и В. Отто. В зале немецкого искусства XIX в. выставлены живописные полотна эпохи немецкого романтизма. Здесь можно видеть такие известные работы, как «Триумф религии в искусстве» Ф. Овербека, «Королевская чета, оплакивающая смерть дочери» Ф. Лессинга и «На паруснике» кисти К. Фридриха.

Так сложилась традиция, что первый этаж зданий Эрмитажа отдан под искусство Египта, стран Междуречья и античность. Здесь же представлена и доисторическая культура. Из наиболее интересных помещений первого этажа отметим зал Большой вазы и Двадцатиколонный зал.


Двадцатиколонный зал

В зале Большой вазы выставлена знаменитая Большая колыванская ваза из зелёной волнистой яшмы высотой 2,57 метра и весом 19 тонн. Ваза изготовлена в 1843 г. на Колыванской фабрике по эскизу архитектора А.И. Мельникова. Стены зала облицованы искусственным мрамором, потолок украшен сложным лепным декором. Сейчас в зале выставляется римская скульптура начала II в.

Поражает своей монументальностью Двадцатиколонный зал с рядами колонн из сердобольского гранита и удивительными росписями перекрытий, капителей и стен. Мозаичный пол стилизован под античность и изготовлен на Петергофской гранильной фабрике. Здесь вы можете ознакомиться с коллекцией произведений искусства Италии конца IX–II вв. до н. э. В нескольких галереях представлена коллекция драгоценностей.

Часть здания Главного штаба с недавних пор также находится в составе музея. Здесь открыто несколько экспозиций.

Выставка «Под знаком орла» повествует об истории художественного образа орла в государственной символике и искусстве. Здесь представлены скульптурные портреты императоров Александра I и Наполеона, копия с известной картины Дж. Серанжели «Прощание Наполеона с Александром I в Тильзите».

В Мраморной гостиной сохранились полихромная роспись и отделка 1820-х гг. Здесь можно ознакомиться с интерьером и убранством будуара начала XIX столетия. Два зала бывшей библиотеки Министерства иностранных дел отданы под экспозицию монументально-декоративного цикла Мориса Дени «История Психеи», изготовленного в 1908 г. Это серия состоит из тринадцати декоративных панно, скульптуры, керамики и мебели.

Учитывая количество представленных в Эрмитаже произведений искусства, следует разделить посещение музея на несколько непродолжительных экскурсий.

Оглавление книги


Генерация: 0.650. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз