Книга: Турция. Книга странствий

Крест и полумесяц на берегах древнего Понта (Черноморский район)

Крест и полумесяц на берегах древнего Понта (Черноморский район)


Понт Эвксинский – по-гречески – гостеприимное море, а по-персидски – черное – так древние называли Черное море. Это море было овеяно захватывающими воображение легендами о золотом руне и аргонавтах – пятидесяти участниках плавания по Черному морю в Колхиду на корабле «Арго». Образы Зевса и Геракла, Афины и волшебницы Медеи заполняют мифическое повествование об их первых путешествиях. Золотое руно, по всей видимости, символизировало золото и другие ценные металлы, которыми были богаты горы Закавказья. Здесь пролегала обширная сеть торговых путей, по которым металлы доставлялись в разные страны. Побережье Черного моря было покорено греками с VII в. до н. э. В его портах шла активная торговля зерном, рыбой и рабами.

Одними из первых к Черноморским берегам устремились милетяне. Греки основали здесь во второй половине VII в. до н. э. свои города-колонии – Синоп и Трапезунт.


Черноморское побережье Турции

Во времена глубокой древности береговая линия осваивалась людьми не только со стороны моря, но и суши. Между Синопом и Самсуном археологами в Икизтепе было обнаружено поселение бронзового века. В более позднее время Черноморское побережье захватывали хетты и фригийцы. Хетты постоянно боролись с воинственными племенами касков, расселявшихся вдоль берега. Каски, жившие по законам первобытного общества, тем не менее угрожали даже столице хеттов. Каски разоряли и грабили хеттские поселения.

Согласно повествованию Гомера, в этих краях ближе к предгорьям Кавказа обитало племя воительниц-амазонок, которые вели замкнутый образ жизни, не допуская мужчин в пределы своего обитания. Признавали они мужчин только как средство продолжения рода, убивая новорожденных мальчиков и оставляя девочек. Амазонки были прекрасными стрелками, владели искусством конного боя и жили по законам жесткой организации своего сообщества.

Александр Македонский подчинил области южных берегов Понта своему влиянию. Римское и византийское владычество тоже коснулось этих территорий. Понт – римская провинция в Азии на берегу Черного моря достигла к концу II в. н. э. высокого экономического и культурного уровня. Писатели II в. говорили о Римской империи как о «вселенском явлении», а Плутарх называл Рим «Якорем спасения». Это был счастливый период римской истории, когда и на отдаленных берегах Понта появились памятники римского строительного искусства, скульптуры и архитектуры.

Распад Византийской империи после 1204 г., когда крестоносцы взяли Константинополь, закончился возникновением греческих государств, одно из которых стало называться Трапезундской империей. Некоторое время она сохраняла свою самостоятельность. В начале XIII в. Черноморский Синоп попал под власть сельджуков. Римский султанат захватил также Трапезундское царство. Отсюда велись завоевательные походы сельджукского султана Алаэддина Кейкубада в Крым, где султанский полководец Чобан-бей в 1222 г. завоевал богатый торговый порт Судак. Через Крым и далее через Волгу сельджуки торговали со Средней и Восточной Азией. Через кыпчакские степи и Судак везли лен и меха – эти главные товары, которыми славилась Восточноевропейская равнина. И в более позднее время соболь и горностай были обязательными атрибутами одеяний монархов стран Востока. В повествованиях хроницистов есть также упоминания о том, что эти меха иногда использовались как средство для лечения. Когда жена знаменитого Джеляледдина, Кирахатун, заболела малярией, ей в июльский зной была доставлена шуба, сшитая из мехов, купленных в Поволжье. Таким образом, Судак представлял интерес не столько с военной точки зрения, сколько с торговой.

Только в XV в. султан Мехмед II Фатих присоединил северные области Малой Азии к османскому государству. После взятия турками Константинополя в 1453 г., когда Византийская империя перестала существовать, Трапезундская империя, уже ослабевшая, все же сохраняла свои границы. Этот реликт прошлого пытались использовать в борьбе с османами союзники Тимура – туркменские племена «ак-коюнлу» («белобаранные»). Однако в 1461 г. турки-османы, вооруженные артиллерией, взяли Трапезунд, изгнав с этой земли всех, кто мешал установлению власти Мехмеда II Фатиха.

На смену христианскому кресту пришел мусульманский полумесяц, означавший наступление другой цивилизации.

Неудивительно, что разные племена и народы сменяли друг друга, вступая порой в смертельную схватку за обладание причерноморскими землями. Здесь достаточно благоприятный, умеренно теплый климат с жарким сухим летом (+23 °C) и прохладной, дождливой и влажной зимой (+6 °C).

Понтийский Тавр – горный хребет, который тянется по всему северу азиатской части Турции. Это своеобразная климатическая граница. Западные ветры приносят влагу и «одевают» обращенные к морю склоны в густые леса и кустарники. Здесь растут рододендроны, азалии, лавр, земляничное дерево и мирта. Редкие остатки высокоствольных пород леса сохранились лишь на недоступных крутых берегах, где невозможно их вырубить. В районе Трабзона растут кустарники: вереск, фисташки, лавр, красный можжевельник. Выше 1000 м над уровнем моря начинаются еловые и буковые леса. А на высоте 1900 м простираются альпийские луга.

Северная Анатолия считалась родиной большого числа фруктовых деревьев, в том числе яблонь и груш, вишни, сливы и абрикосовых. Рядом с оливой здесь растет гранат, шелковица и инжир. В районе северо-востока Причерноморской зоны выращивают зерновые хлеба, табак, цитрусовые и чай. Обширные плантации фундука составляют основу для экспорта этого ореха. Создается впечатление, что природа этого региона богата и красива первозданной красотой. Не зря эти места называют зеленым причерноморским раем. Нам предстоит отправиться в небольшое путешествие по побережью от Трабзона до Синопа, а также ознакомиться с историей этих мест – ближней и дальней.

Трабзон (греч. Трапезунд) – главный торговый порт региона был назван по аналогии с «трапезой», что по-гречески означает «стол». Именно его напоминали очертания замкового холма, на котором был воздвигнут город. Трапезунд был основан в VII в. синопскими греками как милетская колония. Город в качестве столицы Понтийского царства пережил свой расцвет, совпадающий с римским периодом истории, а в 257 г. был разрушен германским племенем готов. В начале XIII в. для Трапезунда начался ренессанс, он стал резиденцией основателя Трапезундской империи из рода Великих Комниных – византийского императора Андроника I. С 1461 г. город завоевали османы. Трабзон – родина одного из самых знаменитых и ярких османских султанов Сулеймана Кануни – Законодателя (1520–1566).

С османских времен сохранились некоторые архитектурные сооружения. Чаще всего это церкви, переделанные в мечети. В городской цитадели византийского времени стоит церковь Панагии Христокефалос (Златоголовой Богородицы), когда-то украшенная богатыми фресками и медным куполом, покрытым золотом, впоследствии превращенная в мечеть Фатиха (Fatih Cami), а также церковь св. Евгении, ныне мечеть Ени джума (Yeni Cuma Cami), где Мехмед II Фатих впервые в Трабзоне произнес пятничную молитву.


Айя-Софья в Трабзоне

Типичной для османской провинциальной архитектуры является мечеть Гюльбахар-Хатун (Gulbahar Hatun Camii), расположенная в красивом саду, засаженном чайными кустами. Мечеть стала усыпальницей матери султана Селима I (1512–1520). Селим I был человеком жестоким и получил прозвище «Беспощадный». Он удушил шнурком двух своих братьев и четырех малолетних племянников, чем исключил возможность соперничества. Султан был религиозно фанатичен и очень воинственен. За десять лет правления ему удалось удвоить владения османов: империя простиралась на огромной территории – от Дуная до Нила и от Адриатики до Индийского океана.

Наряду с перечисленными, в Трабзоне есть еще мечеть Напик, перестроенная из церкви св. Андрея (IX–XI вв.), и небольшая церковь св. Анны (IX в.) – самая древняя в городе.

Привлекает внимание здание собора св. Софии (Aya Sоfia), воздвигнутое Комниными в XIII в. Оно изобилует шедеврами византийского фрескового искусства, к сожалению, во многом утраченного. В XVI в. церковь была превращена в мечеть, а сегодня под ее сводами – музей. В Трабзоне можно не только любоваться зодчеством, но и побродить по старинным улочкам. Деревянные дома старого квартала и древние фортификационные сооружения создают ощущение погружения в средневековье. Окрестности города дополняют замечательные исторические открытия северной части Турции.

Речь идет об уникальном скальном монастыре византийского времени «Сумела» (V в.), по-гречески – «Черный», расположенном в Национальном парке Алтындере в 50 км от Трабзона. Скальные монастыри были распространены в горных местностях этого региона. К примеру, путешествующим по Болгарии, возможно, удастся увидеть таинственный скальный монастырь секты молчальников, что располагается недалеко от Варны и Золотых песков. Здесь монахи посвящали свое молчаливое уединение Богу, давая обет не проронить ни слова за все время пребывания в крохотных кельях, высеченных в скалах. В отличие от него, монастырь Сумела гораздо больше и величественнее по размерам, он высечен в скалах на высоте 1200 м над уровнем моря и на протяжении 15 веков служил прибежищем для монахов-отшельников, совершавших высочайший духовный подвиг ухода от мирской жизни. Монастырь был воздвигнут по инициативе Варнавы и Сафрония, двух монахов, искавших покаяния. Они нашли в гроте горы Зигана икону Богоматери, написанную апостолом Лукой. Эта икона, по преданию, из Афона, чудесным образом преодолела морские просторы и стала называться «Богоматерью Черной горы». Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию. Даже решительный и победоносный Мехмед I Фатих не посмел нарушить обитель христианской святости, более того, стал оказывать свое покровительство монастырю. В XVII в. здесь был воздвигнут замок. А в годы кемалистской революции монахи оставили монастырь, в котором сохранились остатки росписей, орнаментов, а также по сей день бьющий из земли святой источник.

Следующая остановка нашего путешествия по Черноморскому побережью Турции – порт Самсун, в древности Амисос, основанный в VI в. до н. э. Милетом. Потом город стал резиденцией царя Митридата, владыки древнего Понта, который прославился как доблестный завоеватель. Когда царь узнал, что его сын поднял против него мятеж, то приказал рабу убить себя. Впоследствии, в XIII в. город был завоеван сельджуками, и здесь генуэзским купцам были предоставлены большие возможности для торговли. В XV в. сюда пришли османы, и генуэзцы сожгли город дотла.

Сегодня Самсун – современный промышленный город, который остается важным морским торговым портом. Отсюда вывозятся товары, производимые в регионе, здесь ежегодно действует торгово-промышленная ярмарка.

Самсун был центром национально-освободительной войны с оккупантами, так как 19 мая 1919 г. Ататюрк организовал здесь сопротивление защитников Анатолии. Об этом рассказывают многочисленные документы и предметы, собранные в музее Ататюрка. В городском парке водружен памятник в честь основателя Турецкой Республики.


Самсун

Есть в городе и 2 мечети: мечеть Пазар (XIV в.) и Большая мечеть (XIX в.), которые представляют разные архитектурные турецкие стили. Действует в городе и археологический музей, в котором собраны находки античного времени.

Последний порт, который мы посещаем на побережье Черного моря, – это Синоп, самая красивая естественная гавань. Синоп был основан в VII в. до н. э. колонистами Милета. Отсюда началась колонизация греками других портовых городов.

Назван город, по легенде, в честь Синопы – возлюбленной Зевса, который по ее просьбе даровал ей вечную девственность, и она провела свою одинокую жизнь в уединении – среди скал и моря.

В 183 г. до н. э. Синоп стал столицей Понта. Во времена Римской империи, при императоре Гае Юлии Цезаре, Синоп превратился в колонию Рима. В 5 в. до н. э. здесь родился знаменитый философ-киник Диоген Синопский (Диоген в бочке). Он презирал культуру, ратовал за отмену брака и за идею самоудовлетворения (по Сократу). Диоген приветствовал космополитизм, считая себя гражданином мира, и вел нищенский образ жизни, хотя и был знатного происхождения. Философ призывал к «переоценке ценностей» и сильно воздействовал на умы своим поведением и невзыскательным образом жизни. Сам он стремился походить на собак, считая, как, впрочем, и все киники, что стыда от похоти быть не должно. За это он и получил нелицеприятное прозвище «Пес».

Находки археологов демонстрируются в музее, где кроме прочих экспонатов много икон.

Кроме того, в Синопе можно полюбоваться мечетью Алаэддина (XIII в.) и Алаийе Медресе, где получали духовное образование последователи Мухаммада. Сельджуки захватили этот город и прилегающие районы в 1214 г., а в 1392 г. Синоп был присоединен к Османскому государству.

В ноябре 1853 г. в Синопской бухте состоялось знаменитое сражение между русским и турецким флотом, которое повлияло на ход Крымской войны. Русский флот под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова в составе 8 парусных судов истребил за три часа боя турецкую эскадру, состоявшую из 16 судов, которая, однако, сильно уступала русским по количеству орудий: у русских было 720 стволов, у турок – 427. В результате этой победы турки не смогли высадиться на Кавказском побережье.

Современный турецкий город Синоп не утрачивает своего значения как порт, а также центр народных промыслов и торговли.

Оглавление книги


Генерация: 0.116. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз