Книга: Седая старина Москвы
Сноски из книги
· #1Т. 1. С. 6. (Все сноски сделаны автором. — Примеч. ред.)
· #2Область Вермеланлия в Швеции.
· #3Между новгородскими земцами, в летописях, часто встречается имя Кучко, поэтому можно предполагать, что Степан Кучко был выходец из Новгорода. Кучково именовалось еще Куцковом. В Москве долгое время было урочище — Кучково поле. Оно простиралось от нынешней Лубянки до Сретенских ворот Земляного города на большой Владимирской дороге, которая тогда шла по нынешней Сретенской улице. С основанием в 1395 г. Сретенского монастыря название «Кучково поле» почти исчезло.
· #4Великий князь Александр Невский и сын его Даниил причислены Православной Церковью к лику святых. Празднуются: Александр Невский — 23 ноября, Даниил — 4 марта. (Здесь и далее все даты даются по старому стилю. В XVIII в. «отставание» составляло II, а в XIX в. — 12 дней по сравнению с современным календарем. — Примеч. ред.).
· #5Обе церкви были деревянные, дубовые.
· #6Тело его, найденное там нетленным 30 августа 1652 г., положено открытыми мощами в серебряной раке внутри соборного храма Данилевского монастыря.
· #7Калитой он прозван потому, что для подания нищим милостыни всегда носил при себе суму, или калиту, с деньгами.
· #8По храму Успения Москву исстари называли «дом Пресвятой Богородицы».
· #9Св. Алексий поставлен митрополитом всея Руси в 1354 г.
· #10Деревянная стена сгорела во время большого пожара в 1365 г.
· #11На басме (грамоте) изображался портрет хана. Это изображение при всякой перемене великих князей татарские послы привозили в Россию, русские же князья в знак почтения должны были встречать басму преклонением. Татарские послы обыкновенно останавливались в урочище Болвановке, где их и встречали князья. Василий, вызвав послов с Болвановки, разбил ханское изображение и истоптал его ногами. Затем на месте посольских дворов князь приказал построить церковь во имя Всемилостивого Спаса, которая известна под названием Преображения Господня на Болвановке.
· #12Марк Фрязин, Фьораванти Аристотель и др.
· #13Образцов — в 1485 г., Зосима — в 1493 г.
· #14Впоследствии при императоре Николае Павловиче водопровод этот исправлен, а затем оттуда проведен новый водопровод.
· #15Надолбы эти часто разваливались, особенно в полую воду, и растаскивались, и частое заготовление их стоило довольно дорого. Тогда со всех возов собирали пошлину, кроме порожняка: с дров по 1 копейке, с сена и угольев по 2 копейки, с теса и досок по алтыну (3 копейки). Надолбы имели вид редкого, в рост человека частокола.
· #16Указом 1660 г. велено было разводить в Чугуеве арбузы и, когда они поспеют, присылать их в Москву.
· #17Они привезены из Голландии в Петербург и Москву только в 1715 г.
· #18Розы привез в Москву при царе Михаиле Федоровиче голштинец Петр Марселлин.
· #19Тверской вражек был в районе Газетного переулка, между Тверской и Никитской улицами.
· #20Все вообще приселки, близкие к городу, жалуемые за усердную службу царями, назывались Новью, Новинками и Новинами.
· #21Название Пречистенки оно получило 16 апреля 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича.
· #22Кузнецкий мост.
· #23Михаил Ярославич был старший сын великого князя Ярослава Всеволодовича и родной брат св. князя Александра Невского. В некоторых летописях Михаила Ярославича называют первым князем московским. Он убит в 1248 г. в бою с литовцами.
· #24Сына своего Андрея Юрьевича женил на Улите, дочери боярина Кучко. Брак праздновался пять дней. Затем Юрий с детьми возвратился в Суздаль.
· #25Слово «кремль» до сих пор не объяснено еще удовлетворительно. Некоторые производят его от татарского слова «крепость», а некоторые от слова «кремень», в смысле крепкий. Говорят, что вначале Кремль и назывался Кремником, а не Кремлем. Кремль был еще известен под названием «детинец», что происходит от славянского слова «дедина», т. е. деревня, владение, обиталище, двор дедича, отчинника, владельца, наконец, место укрепленное. Кремль имеет в окружности 2 версты и 40 саженей.
· #26Остатки этих стен в виде толстых дубовых бревен были найдены в земле при последующей застройке Кремля.
· #27Был митрополитом с 1543 по 1564 г.
· #28Болотной ее начали называть с 1845 г.
· #29Заказчиками назывались благочинные.
· #30Эта церковь была построена в 1683 г.
· #31Главный вход в этот сад прикрыт великолепной решеткой, отлитой Немчиновым из чугуна на заводе Александра Васильевича Чесменского. Столбы этой решетки имеют вид римских ликторских пуков с вызолоченными топорами и таковыми же перевязками, в 1872 г. в этом саду была расположена часть Политехнической выставки. Затем сад был страшно запущен, но снова возобновлен. Сад этот называют еще Александровским.
· #32Их высота 30 саженей.
· #33Полагают, что название башни произошло от старинного названия скуфьи — тафья с прибавкой частицы — ку…
· #34Этот всполошный колокол снят в 1817 г.
· #35По народному преданию, с этой башни царь Иван Васильевич Грозный любил смотреть на кулачные бои, которые происходили на Красной площади. Отсюда же был подземный ход под Кремль и был застенок для государственных преступников.
· #36Для любопытных приводим перечень церквей, находившихся на Красной площади между Фроловскими и Никольскими воротами: Прасковьи Пятницы, Василия Кесарийского, Богоявления, Феодосии-девицы, Евангелиста Марка, Иоанна Предтечи, Ризоположения, Преподобного Сергия, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Воскресения Христова, Афанасия и Кирилла, Зачатия Богородицы, Рождества Богородицы, Всех Святых. Был еще Аптекарский сад и находились обрубы и кладбища, где кладены умершие в моровое поветрие.
· #37Часы были переделаны русским часовщиком Екимом Горловым с колокольной музыкой в 33 колокола.
· #38Степенные книги — это выписки из русских летописей по княжениям и царствованиям.
· #39Пострижение совершилось 17 мая 1407 г.
· #40Надо заметить, что по древнему обыкновению черницы жили и в мужских монастырях. Так, они жили в описываемое время в Кремле в Спасо-Преображенском монастыре (Спас на Бору). Вообще женские монастыри в древней русской церкви не так скоро пришли к окончательному устройству, как мужские. Кроме того, что в некоторых из них, как в Спасо-Преображенском, черницы должны были жить вместе с чернецами, многие женские монастыри, где жили и одни монахини, находились под управлением игуменов. Уже в 1503 г. при Иване III на соборе определено было законом, чтобы монахам и монахиням не жить никогда вместе, но быть отдельными монастырями, женским и мужским. То же было подтверждено на частном соборе новгородским архиепископом Макарием в 1528 г. На этом же соборе положено было «отвести игуменов в мужские монастыри (из женских), а черницам дать игумений благочиния ради».
· #41Известно, что для него был писан так называемый Лаврентьевский (древнейший между сохранившимися списками) список Несторовой летописи, как видно из находящегося в конце его послесловия писца, мниха Лаврентия.
· #42Нет надобности объяснять, что в плаче Евдокии над гробом супруга много поэтического, вымышленного, и его нельзя считать буквально подлинным. Но с другой стороны, взяв во внимание современность сказания о житии Дмитрия Ивановича, общеупотребительность в Древней Руси выражения душевной скорби в плаче, т. е. в разных причитаниях над умершим, нельзя не признать в нем если не всего, то, по крайней мере, много исторически достоверного. Сочинитель жития Дмитрия Ивановича мог быть свидетелем его кончины, мог слышать плач его супруги и потом, конечно с некоторыми изменениями, внести его в составленное им жизнеописание Дмитрия Донского. Если же мы и отвергли бы вполне подлинность плача, то он все-таки будет для нас иметь важность как изображение душевного состояния Евдокии при гробе ее супруга в том виде, как представлялось это состояние современникам.
· #43Построен императрицей Анной Ивановной в 1731 г. в память сестры своей Парасковьи.
· #44Построен в 1731 г.
· #45Построен монахиней княжной Анной Борятинской.
· #46Он назывался еще «ханский двор».
· #47Убит мятежниками, во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 г.
· #481680 г. от Рождества Христова (далее — от Р. X.).
· #491686 г. от Р. X.
· #50Евангелие это служило образцом при исправлении церковных книг в XVII в. Завещание святителя приложено в конце Евангелия. Завещание найдено в ризнице митрополитом Платоном в 1779 г.
· #51Геннадий погребен в могиле святителя Алексия. Геннадий был особенный почитатель святителя. На том же месте, где были найдены мощи св. Алексия, поставлено живописное изображение обретения святых мощей и перед ним теплится лампада.
· #52Избран был на русский престол 1 августа 1610 г.
· #53Умер в 1676 г.
· #54Супруга царя Ивана Алексеевича.
· #55Учреждена патриархом Филаретом под названием Греко-латинского училища.
· #56Управлял впоследствии, с 1672 г., патриаршим престолом. Умер в 1676 г.
· #57В это время было в нем 24 гробницы.
· #58Свиньин П. И.
· #59См. «Сказание современников о Дмитрии Самозванце». При мощах святого царевича: рубашка, платочек, рожок, нож и кошелек с 14 копейками.
· #60По случаю предполагавшейся постройки Большого дворца по проекту Баженова.
· #61Речь идет о жене князя Дмитрия Шуйского Екатерине, которая, как говорят, и подала яд. Скопин с ней крестил.
· #62Впоследствии великий князь киевский. Умер 15 апреля 1132 г.
· #63Крест с мощами, с надписью: «год 1677».
· #64Оно четырехугольное, с надписью: «год 1598».
· #65Изображение князя св. Даниила Александровича вместе с царем Федором Алексеевичем и великим князем Василием Ивановичем и Георгием Даниловичем находится на левом втором столпе.
· #66Изображение великого князя Всеволода Ярославича находится на первом левом столпе.
· #67По преданию, с этой крытой галереи царь Иван Васильевич Грозный слушал литургию после того, как вступил в четвертый брак. Отсюда же он увидал в 1584 г. комету с крестообразным знамением и сказал: «Вот знамение моей смерти».
· #68Сад был маленький и уничтожен при Екатерине II.
· #69Вместо прежнего св. Василия Кесарийского.
· #70Есть предание, что крест этот не могли снять наполеоновские техники и инженеры. Но нашелся один русский мужичок, который, взобравшись на верх колокольни по веревке, снял крест. Наполеон тут же приказал расстрелять предателя.
· #71После 1812 г. стенопись еще раз поправлена.
· #72По другим источникам, икону перенес в Москву великий князь Иван III Васильевич в 1476 г., покорив Новгород. Икону эту называют также Корсунской, полагая, что она привезена из Корсуня св. князем Владимиром.
· #73В тверском Отроческом монастыре, где святитель находился в заточении. Там же впервые открыты и святые мощи 8 августа 1584 г.
· #74Все эти мощи находятся в противоположной от мощей св. Петра стене в нарочно для них сделанной раке.
· #75«Августова крабица» — богато украшенный сосуд овальной формы западноевропейской работы, якобы принадлежавший Октавиану Августу. Утрачен после событий 1917 г. — Прим. верстальщика.
· #76Дмитрию в это время было всего 16 лет,
· #77В 1568 г., 8 ноября. Слова святителя: «Аще и образом Божием почтен ты, но персти земной, яко человек, причастен».
· #78В храме в течение 10 месяцев находилось тело св. великого князя Михаила Ярославича Тверского, убитого в 1319 г. в Орде, перевезенное затем в Тверь.
· #79Подлинник находится в Киево-Печерской лавре.
· #80сентября 1380 г.
· #81Принесена в Москву матерью царя Михаила Федоровича Марфой.
· #82При этой церкви учреждено монашествующее духовенство, а при Успенском, Архангельском, Благовещенском и других соборах Кремля — белое духовенство.
· #83Некоторые указывают на некоего зодчего Ивана Вилье.
· #84Всех ярусов пять
· #85Язык колокола имеет длину 17 футов, но он для колокола мал.
· #86Домра — струнный инструмент, на котором играли пальцами, как на гитаре.
· #87Палатами назывались государевы чертоги и судебные места, а также и вообще каменные здания. Так, например, палаты Столовая, Ответная, Расправная, Золотая и др. Грановитая палата носила еще название Большой золотой.
· #88На троне стоят богатые кресла новой формы, но с 1682 по 1706 г. стоял на этом месте трон царей Ивана и Петра.
· #89Награждала в этой палате своих полководцев и императрица Екатерина II по случаю Кучук-Кайнарджийского мира 16 июля 1774 г.
· #90Название «сени» происходит от славянского слова «сень», часто употребляемого в Священном Писании и означающего «кров» или место перед домом, покрытое кровлей.
Название «Красное», данное крыльцу, есть, конечно, по древнему значению этого слова «хорошее», что согласуется и с красивой формой самого крыльца. Известно, что среди народа «красный, красное» всегда значит «хороший, хорошее». Так, например, говорится: красная девица, красное окно и т. д.
· #92Надо заметить, что до Петра I Грановитая палата удерживала свой первоначальный вид, но затем, позднее, внутренний вид ее изменился к худшему. В 1880 г. было приступлено к восстановлению палаты в первоначальный вид. При переделке стен открыты следы пожаров и исправлений. Теперь стенопись исполнена русскими иконописцами, крестьянами села Палеха Владимирской губернии, братьями Белоусовыми.
· #93Потом Синодальный. Находится возле Успенского собора, на северной его стороне.
· #94Впоследствии Максим Грек был оклеветан и сослан в Волоколамский монастырь. Освобожденный в 1551 г., он обличал на соборе еретиков и умер в 1556 г.
· #95Сборник этот содержит отрывки из сочинений разных отцов церкви первых веков христианства. Он написан был в 1073 г. для великого князя Святослава Ярославича. Эта драгоценная рукопись украшена искусными заставками и рисунками святых. На первом листе изображен Святослав Ярославич со своим семейством в древнем русском костюме.
· #96Кормчая книга, или Номоканон, — собрание правил, постановлений и узаконений церковных.
· #97Клобук означает вообще покрывало, носимое на голове монашествующими. В древности, как и ныне, клобуки делались из ткани черного цвета. Ношение белых клобуков было присвоено греческим патриархам. В древней русской церкви ношение белого клобука узаконено было только митрополитам всероссийским и архиепископам новгородским. Во времена всероссийских патриархов белые клобуки носили только сами патриархи и митрополиты, впрочем, с некоторыми различиями. Спереди клобуков патриарших нашивался крест, или херувим, или другое священное изображение, а на верху их водружался крест.
Панагия значит «Всесвятая». Это наименование принадлежит Божьей Матери. В древней церкви была приносима особая просфора, или хлеб, в честь Божьей Матери, который клался в особый ковчежец. В древних обителях во время трапезы настоятели возлагали его на себя и возносили в воспоминание явления Божьей Матери апостолам после вознесения ее на небо. Поэтому самый ковчежец, в который клался хлеб, назывался панагиаром. По примеру древних настоятелей устроили себе такие же панагиары и архиереи. Отсюда получили свое начало нынешние панагии. В отличие от панагий трапезных, или древних панагиаров, нынешние панагии называются наперсными. Патриаршие панагии ничем особенно не отличаются от панагий других архиереев; только патриархи имели право носить две панагии.
Митра означает головную повязку, или терновый венец, Спасителя. Обычай носить митры был еще в ветхозаветной церкви. Первосвященники носили на голове особого рода повязки. В новозаветные времена апостолы Иаков и Иоанн носили, по преданию, золотые повязки. В церкви носить митры положено архиереям, архимандритам и некоторым знатнейшим протоиереям. Митры патриархов, как греческих, так и русских, имели ту особенность, что на верху митры водружался крест. Впрочем, право носить митру с крестом кроме патриархов с давнего времени принадлежало в Киеве и в других юго-западных епархиях митрополитам, епископам и даже архимандритам, которые и теперь носят там такие митры.
· #98Саккос — эту одежду в древней церкви носили кающиеся. Когда саккос принят был церковью в число священных облачений, неизвестно. В древней греческой церкви саккос был принадлежностью одних патриархов. Он давался некоторым архиереям как награда. В России саккос принадлежал только патриархам; впоследствии он сделался принадлежностью всех архиереев.
· #99Он привезен им из Константинополя в 1409 г.
· #100Епитрахиль — это такая одежда, которую носят на себе архиереи и священники. Дьякон носит орарь во время священнослужения на одном плече, а священник носит его на шее сложенным вдвое и на том и на другом плече во знаменование большей благодати Божьей, сообщаемой священнику. Епитрахили употребляются всеми патриархами, епископами и священниками.
· #101Омофор представляет собой длинный широкий плащ, употребляемый архиереями во время священнослужения. Употребление омофора в христианской церкви восходит ко временам апостольским. По преданию, апостолы Петр и Марк носили омофоры. В древности омофор служил символом той заблудшей овцы, которую Иисус Христос, по Евангелию, обрел и взял на рамена свои. Омофор впоследствии начал изготовляться из разных тканей с крестами и другими священными изображениями. Омофор, употреблявшийся всероссийскими патриархами, ничем особенно не отличался от омофора других архиереев.
· #102Посох, или жезл патриарший, в греческой церкви называется патериссой в знак отеческого управления паствой, так как «патриарх» означает «отец». Вообще посохи и жезлы архиерейские представляют собой длинные деревянные или металлические палки с поперечниками наверху в виде змеиных глав в знак мудрости, какую должен иметь святитель.
· #103Четки — это принадлежность иноков. Они означают непрестанную молитву, которую должны всегда иметь иноки.
· #104Алевастр — медный, покрытый перламутровой чешуей сосуд. По преданию, он привезен из Константинополя в Киев к св. Владимиру в первые века нашего христианства. В нем хранится древнее миро.
· #105Большой казной называлось всякое здание, где хранились всевозможные дорогие вещи князей и царей.
· #106Строитель — архитектор Иван Васильевич Еготов.
· #107На месте прежней Оружейной палаты находятся теперь казармы. А далеко ранее постройки на нем Оружейной палаты находился дом Бориса Годунова, когда он еще не был царем, но боярином, советником, другом и шурином царя Федора Ивановича. Здесь же был умерщвлен и юный Федор Борисович.
· #108Вход с лестницы не прямо в зал I, но надо пройти залы V, IV и III, и тогда уже вход в зал I.
· #109Это один из последних трофеев русских побед. Трон взят в 1873 г. Своей формой он совершенно сходен с древними московскими тронами.
· #110См. далее статью «Коломенский дворец» (село Коломенское).
· #111Само собой разумеется, что есть подробное описание вещей, находящихся в Оружейной палате. Его можно приобрести при обзоре Оружейной палаты. (Глава «Оружейная палата» публикуется с небольшими сокращениями и поправками. — Примеч. ред.)
· #112Старый каменный дворец заложен был при великом князе Иване III Васильевиче. Постройка начата в 1499 г., окончена в 1508 г., уже после его смерти.
· #113Т. е. 1586 г. от Р. X.
· #114Т. е. 1590 г. от Р. X.
· #115Т. е. 1586 г. от Р. X.
· #116Т. е. 1590 г. от Р. X.
· #117Надо заметить, что М. Ф. Казаков пользовался благоволением императоров Павла I и Александра I. Им построено в Москве множество частных домов. Он умер в 79 лет в Рязани, в чине действительного статского советника, в 1812 г.
· #118Модель Коломенского дворца находится в Оружейной палате. Фасады и планы Коломенского дворца, сохранившегося со времен царя Алексея Михайловича, изданы в Москве в 1809 г. при книге «Исторические сведения, из летописей отечественных и преданий изустных извлеченные, о селе Коломенском».
· #119Перед Вознесенским монастырем.
· #120На месте бывших приказов воздвигается памятник государю императору Александру Николаевичу. Закладка памятника последовала 14 мая 1893 г. При рытье земли для устройства фундамента памятника были найдены остатки стен приказов.
· #121Троицкая площадь была против Ильинских ворот, где прежде находились фруктовые балаганы, а теперь сквер с памятником павшим под Плевной гренадерам.
· #122На месте этого луга находится Воспитательный дом.
· #123Был митрополитом с 1522 по 1539 г.
· #124Вероятно, потому, что Китай, т. е. Китайская империя, известен как срединное государство.
· #125Елена Васильевна Глинская была дочерью князя Василия Львовича Глинского, по прозванию Слепой, православного литовского выходца татарского происхождения. Замуж вышла за великого князя Василия III Ивановича в 1526 г. Правила Московским государством с 1533 по 1538 г. Погребена в Вознесенском монастыре.
· #126Под Казанским собором до 1805 г. была, например, харчевня, в которой с утра до вечера толпился торговый люд.
· #127Надо заметить, что в прямом фасаде стены Китай-города, обращенной к Москве-реке, были еще двое ворот, называвшиеся в народе Проломными. Ворота эти вели с Зарядья прямо на берег Москвы-реки. Так как эти ворота нигде официально не упоминаются, то, надо полагать, они были сделаны частным образом купцами. В первой четверти XIX в. они были заложены.
· #128Саввинское подворье на Тверской улице.
· #129Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и начато (26 апреля 1756 г.) печатание газеты Московского университета.
· #130Сказание о чудотворной иконе Иверской Божьей Матери графа М. Толстого.
· #131Монастырь именуется Иверским-Святозерским, мужской, 1-го класса.
· #132Не всегда, однако, икона находится в часовне: по приглашению желающих икона почти весь день развозится в карете по домам. Икону заменяет подлинный с нее список.
· #133О «яме» см. далее.
· #134См. далее статью «Болотная площадь».
· #135Короновалась 25 апреля 1742 г.
· #136Подкидышей этих, всех без исключения, называли Богданами (Богом данные).
· #137Длина ее от Спасских ворот до Никольских 135 саженей, ширина от стены до рядов 75 саженей.
· #138В этот пожар погибло 1700 человек.
· #139Говорили, что этот пожар предсказал Василий Блаженный.
· #140Князь Иван Андреевич Хованский, сторонник раскола и Софьи, сестры Петра Великого, был вскоре казнен с сыном по приказанию Софьи же (1683 г.).
· #141Века — палатка с навесом, под которой происходила торговля мягкой рухлядью. (От слова «векша» — белка.)
· #142Мост через ров существовал до 1813 г.
· #143Одновременно с этим театром был построен и другой — в Немецкой слободе, в доме генерала Франца Лефорта.
· #144Тип голландского шута, который перенесли на сцену английские актеры XVII в.
· #145Первым управляющим театральным делом был боярин Матвеев.
· #146Полагают также, что название это произошло и от возвышенного места, кафедры (lobium).
· #147Об этом свидетельствует старинная пословица: «Воля Божья, а суд царев».
· #148Любопытные, хотя иногда и нелепые, записки Коллинса о России изданы в Лондоне в 1698 г.
· #149А. С. Пушкин, сам обессмертивший себя памятником, был недоволен надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому». «Во-первых, — говорил он, — никакого Минина в России никогда не существовало, а был Козьма Минин, или Минин Сухорукий; во-вторых, слово «гражданин» не обозначает никакого определенного звания или состояния, как например, звание «почетного гражданина»; и Пожарский, несмотря на свое княжество, был таким же точно гражданином, как и Минин». Замечание это совершенно верно. Было бы правильнее написать: «Гражданам — мещанину Козьме Минину Сухорукому и князю Дмитрию Пожарскому».
· #150Памятник поставлен на ту значительную сумму, которая была пожертвована с этой целью в 1852 г. великими князьями Николаем и Михаилом Николаевичами.
· #151Монастырь основан в 1352 г. по воле великого князя нижегородского Бориса Константиновича преподобным Евфимием, который и был здесь первым архимандритом. Монастырь мужской, 2-го класса. В нем был иноком и Отрепьев.
· #152В «Степенной книге» (гл. 13) сказано: «На Москве Казанския ради победы царским повелением поставлен бысть храм преудивлен камень во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Покрова».
· #153В «Летописи о мятежах» по этому поводу сказано: «в 7096 году (1588) прояви Бог угодника Своего Блаженного Василия, и быша от гроба его чудеса велия, и многое множество различными недуги исцели. Царь же Феодор Иоаннович повеле сотворити гробом его раку серебряну и позлотити и учредити камением с жемчугом, и повеле сотворити над гробом его храм каменной, и уставися праздниство августа во вторый день». Блаженный Василий преставился 72 лет.
· #154В монастыре в это время было кроме игумена 66 братий и восемь человек сторожей.
· #155Был митрополитом (из епископов суздальских) с 1465 по 1473 г.
· #156«История иерархии» епископа Амвросия.
· #157Прибыли в Москву в марте 1685 г.
· #158Медведев казнен 11 февраля 1691 г.
· #159Первый русский доктор.
· #160Ломоносов поступил в академию в 1728 г.
· #161Память преподобного Михаила Малеина празднуется 12 июля.
· #1625 июля.
· #163Внучатый племянник царицы Марии Ильиничны. Умер в 1683 г. в звании боярина.
Веса в лампаде 7 фунтов.
· #165Особенно драгоценные иконы и другие монастырские вещи увезены казначеем Мефодием в Вологду и потом привезены обратно.
· #166См. далее «Церковь Св. Георгия на Дмитровке».
· #167Роман Юрьевич, окольничий и воевода при Иване Грозном, скончался 16 февраля 1543 г., не дожив четырех лет до радости видеть дочь свою Анастасию Романовну царицей России. Погребен в Новоспасском монастыре.
· #168Иначе — Костромского. Память его празднуется 23 января. Умер в 1565 г.
· #169Время брака их неизвестно.
· #17013 марта 1613 г.
· #1712 мая 1613 г.
· #172Ендова — сосуд для питий, обыкновенно в ведро, но иногда и меньших размеров медный, луженый.
· #173Первый известный из предков царствующего Дома Иван (до крещения Глянда) Дивонович Камбила был князь прусский, один из потомков первого царя латышского Видвута, выехавший в Россию с двумя сыновьями. Он крестился в 1287 г. и назван Иваном.
· #174Колокола на Руси делятся на царские, пленные, ссыльные, золоченые и лыковые (т. е. простой отделки). Первые колокола на Западе введены в употребление при церквах в конце VI в. Изобретение колоколов приписывают Павлину, епископу нольскому, что в Кампании, Во Франции колокола введены в 550 г. В XI в. построены в Аугсбурге при главном соборе две колокольни, и на них повешены два больших колокола. В Париже при церкви Богоматери повешен большой колокол в 1680 г. Он имел в окружности 25 футов.
· #175По имени этого гостя, Юшки Бобра, назван и Юшков, или Юшковский, переулок, находящийся между улицами Ильинкой и Варваркой. Прежде переулок этот назывался Посольской улицей по находившемуся здесь дому английского посольства. Потом там долго существовал Юшков двор.
· #176Красногорский (Богородицкий) заштатный монастырь находится в 16 верстах от города Пинеги Архангельской губернии. В нем погребен знаменитый любимец царевны Софьи Василий Васильевич Голицын.
· #177Тут был дом сперва Салтыковых, потом Мусиных-Пушкиных, затем Кусовникова, а затем уж граждан Чижовых.
· #178Другие крестные ходы совершаются в Сретенский монастырь 23 июня и 26 августа.
· #179Отсюда и старинная пословица: «К Варваре на расправу».
· #180Биржа основана в 1838 г.
· #181На Троицком подворье при царе Федоре Ивановиче, в 1593 г., было отведено помещение для знаменитого посольства Марка Варкоча от римского императора.
· #182Он был уроженец Копенгагена.
· #183Первые «Санкт-Петербургские ведомости» вышли в 1714 г.
· #184«Ведомости» печатались в количестве тысячи экземпляров.
· #185В царствование Михаила Федоровича в Москве уже получались некоторые печатные немецкие «ведомости». При царе Алексее Михайловиче Москва уже получала до двадцати иностранных газет и журналов. Для государя и двора толмачи переводили из газет особенно интересные статьи. Переводы эти назывались «Курантами».
· #186Было построено в 1820 г.
· #187Он прежде назывался Приказом денежного дела, а потом, в 1700 г., при Петре Великом, под именем Монетной канцелярии переведен в Петербург.
· #188Монета найдена в окрестностях Киева в 1825 г. купцом Авериным. Монеты Игоря оказались у псковского посадского человека Ерофея Русинова. По указу Петра Великого от 16 сентября 1723 г. они (по тогдашнему счету на 95 рублей) были взяты у Русинова гоф-юнкером Мавриным. Что это были за монеты и где они — неизвестно. Монета великой княгини Ольги была медная, неправильной округлости и более продолговата; с одной стороны — выпуклая, а с другой — несколько ложковатая, величиной в копейку. На выпуклой стороне изображен княжеский стан. На другой стороне — женский стан с диадемой.
· #189Иначе: вевериц.
· #190Звание именитых граждан было уничтожено при императоре Александре I указом от 3 января 1810 г. Причиной этого указа были именитые граждане, которые весьма недобросовестно поступили в коммерческих расчетах в Англии. Последним именитым гражданином был знаменитый откупщик В. А. Злобин.
· #191Стоимость ефимка была 1 рубль 25 копеек.
· #192Где дом графа Орлова-Давыдова. Во второй половине XVIII в. дом принадлежал Измайловым.
· #193Дочь этого Долгорукого (Владимира Тимофеевича) княжна Мария Владимировна была первой супругой царя Михаила Федоровича.
· #194На этом месте сооружен храм Христа Спасителя. Стена сделана по совету Годунова.
· #195Арбат происходит от татарского слова «арба», т. е. телега. Другие же говорят, что слово «арбат» по-татарски значит жертвоприношение, и здесь когда-то приносились жертвы татарами.
· #196Для опричнины были назначены следующие улицы: Чертольская (Пречистенка), Арбатская с Сивцевым вражком, село Семчинское (Остоженка) и половина Никитской с разными слободами до Дорогомиловского всполья. Все те, кто жили на этих улицах и не были записаны в опричнину, были высланы. Для себя царь велел выстроить новый дворец за Неглинной, между Арбатом и Никитской улицей, и обнести его высокой стеной. В 1582 г. в праздник Рождества Христова дворец этот сгорел. Он находился на Воздвиженке. Опричников набрано было 6 тысяч. С них взята была царем присяга служить ему верно, отказаться от отца и матери и знать только одного его, царя; доносить на изменников, не дружиться с земскими и не водить с ними хлеба-соли. За это царь наградил опричников поместьями и домами, пустив прежних владельцев по миру. Опричники пользовались полной безнаказанностью за свои действия.
· #197Первый Пушечный двор завел великий князь Василий Иванович, он же первый завел и конную артиллерию. Двор этот потом был переименован в Артиллерийский приказ, а затем в Артиллерийское депо.
· #198Близ него до начала XIX столетия была целая аллея больших вязов.
· #199Потом дом переделан для Строгановского училища, а со стороны Неглинной, где был сад, построен громадный дом для Московской конторы Государственного банка.
· #200Разобраны в 1804 г.
· #201См. далее «Каменный мост».
· #202В настоящее время здесь выстроен новый громадный дом. При рытье земли найдено множество человеческих костей.
· #203В 1711 г. В этом же году построены и палаты.
· #204Это подтвердилось при императрице Анне Ивановне.
· #205По словам И. Забелина, на месте этого дома находился один из дворцов Грозного, в котором он жил недолго и который потом сгорел (в 1571 г.).
· #206Купил граф Николай Петрович Шереметев.
· #207Скончался 11 декабря 1655 г.
· #208Незадолго до 1812 г. дом Суворова был куплен каким-то медиком и позднее, после пожара, принадлежал купцу Вейеру.
· #209Гаврилов имел чин капитана и был квартальным надзирателем в Пятницкой части. Он умер в 1847 г.
· #210Теперь дома не существует. На месте его построен дом Перлова.
· #211Монастырь основан им по возвращении с Куликовской битвы, в 1380 г.
· #212Сооружен статс-дамой Настасьей Кирилловной Нарышкиной в 1744 г. Празднование Тольгской Божьей Матери совершается 8 августа.
· #213Мужской, 2-го класса.
· #214Пушечные избы, т. е. места, где хранился заготовительный материал для литья пушек, занимали угол нынешнего Большого и Малого Кисельных переулков. По правую же сторону Малого Кисельного переулка (от Рождественского бульвара), где теперь дома Морозова и бывший Сатина, находилось кладбище монастыря. У монастырской стены, выходящей на бульвар, в 1812 г. французами расстреляно было много московских обывателей, подозреваемых в поджогах. Кисельные переулки получили свое название от имевших здесь свои дворы кисельников.
· #215Въезд совершился 28 октября 1552 г.
· #216Название «в Столпах» церковь получила, вероятно, от сторожевого столпа, какие ставились на высоких местах Москвы во время владычества татар для наблюдения за приближением неприятеля. Может быть, это название произошло и от иконы Св. Николая, перенесенной сюда новгородцами при царе Иване IV Васильевиче из монастыря Св. Николая на Столпе.
· #217Дом этот потом принадлежал князьям Мещерским.
· #218В то время производились царские осмотры так; не более как в шести палатах наверху, во дворце, ложились на постелях по нескольку девиц, подле каждой стояли ближние их родственницы. Девицы, раскидавшись на мягких пуховиках, спали, т. е. притворялись спящими. Царь обходил неспешно, любуясь красавицами. Доктора свидетельствовали, нет ли тайной скорби (болезни). Затем, по окончании осмотров, царь объявлял избранницу, ее нарекали царевной и великой княжной и переменяли имя. При этом происков была масса.
· #219При воротах церковных, на мраморной лоске. Придел Св. Иоанна, как гласит другая надпись, в церкви устроен в 1635 г.
· #220Еропкин Петр Дмитриевич, впоследствии генерал-аншеф и московский главнокомандующий, родился в 1724, умер в 1801 г., всеми любимый и уважаемый.
· #221Первая построена в 1674 г., вторая — в 1600, потом возобновлена в 1821, 1858 и 1863 гг.
· #222По другим известиям, местность получила название от лубяных лавок, в коих делали телеги и сани и ими торговали.
· #223При первом построении церковь именовалась «во Псковичах», потому что здесь было первое Псковское подворье.
· #224В доме находится 3-я Московская гимназия. Вторая жена князя Пожарского, Федора Андреевна, бывшая в первом браке за князем Голицыным, получила его при разделе с пасынками своими, князьями Петром и Иваном. После смерти ее дом этот достался братьям Голицыным, от них перешел покупкой во владение сначала госпожи Бородиной, потом госпожи Гиппиус, а от нее куплен для 3-й гимназии. Рядом с этим домом, по переулку, существовала еще деревянная церковь Св. Феодосии, при которой учреждена была Пожарским богадельня.
· #225Прежде церковь именовалась «в Котельниках», потому что в приходе жили мастера, делавшие котлы.
· #226Решетками в старину назывались в конце улиц деревянные заставы, которые на ночь запирались.
· #227Близ этой церкви находился царский Колымажный двор.
· #228Некоторые полагают, что церковь именуется Ржевской потому, что построена Ржевскими, Но догадка эта сомнительна.
· #229Построена в 1643 г., перестроена в 1683 г.
· #230«Ведать Москву» означало следующее: ежели государь отходил в поход (походом называли тогда и то, когда он отлучался на небольшое расстояние от Москвы), то в государевых палатах оставался жить и ночевать назначенный от него боярин с двумя или тремя товарищами, и это называлось «ведать Москву».
· #231Рынды упразднены в 1698 г.
· #232Впервые упоминается о них в 1259 г.
· #233Так как дела епархий, хозяйственные и административные, требовали постоянного присутствия в Москве поверенных от архиереев и монастырей, то и создались так называемые подворья (дворницы), где жили поверенные и останавливались во время прибытия в Москву архиереи, архимандриты и игумены.
· #234Род печур в стенах с железными дверями, где нельзя было ни сесть, ни лечь.
· #235Сын знаменитого фельдмаршала Петра Александровича Румянцева. Он был канцлером до 1812 г.
· #236Музей открыт для публики ежедневно, причем по воскресным дням бесплатно, а в остальные дни с платой по 20 копеек.
· #237Одна из них нами описана, другая находится в Грузинах и построена ранее описанной.
· #238А. А. Барсов был учеником Ломоносова. Он был филологом и в то же время большим оригиналом. На лекции он носил с собой огромную сафьяновую кису, наполненную книгами, которая устрашала студентов. Над ленивыми студентами он зло подшучивал и ко всякому слову прибавлял «сударь». Однако он был добрый человек, и все его любили.
· #239Дом был приобретен у князя Волконского.
· #240Архитектором был Матвей Федорович Казаков.
· #241Тогда и это количество считалось значительным.
· #242Впоследствии бани эти перенесены были за Москву-реку.
· #243Иван Иванович Бецкой родился в Стокгольме в 1704 г. Отец его — князь И. Ю. Трубецкой, мать — шведка, баронесса Вреде. Трубецкой вступил в брак во время своего плена, при жизни своей первой жены. При Екатерине II Бецкой был одним из первых сановников. Он умер в возрасте 93 лет.
· #244Цель их: вспомоществование вдовам, ссуда денег за небольшие проценты, сохранение частных капиталов. Кроме процентов Сохранная казна имела своими доходами десятую часть театральных сборов, карточную фабрику и продажу карт, банную пошлину и проч.
· #245Родилась в 1759, скончалась в 1828 г.
· #246Князь был замечательный остряк. В бытность директором он особенно заботливо относился к постановке пьес. Так, актера Волкова, игравшего тогда в опере «Русалка» роль Тарабара, он нарочно посылал в Петербург поучиться у артиста Воробьева, как он выражался, «тарабарской грамоте». Вот причина происхождения поговорки.
· #247Полк этот дал ему император Павел, назначив его шефом полка. Полк помещался в Екатерининском дворце и составлял тогда московскую полицейскую стражу.
· #248С 1811 по 1824 г.
· #249Ворота эти оставались до конца XVIII столетия.
· #250У стрельцов-пушкарей «грачами» назывались куски свинца или чугуна, которыми они стреляли из пушек. (См. далее «Церковь Николая Чудотворца, что в Грачах».)
· #251Название этого урочища производят от «кади», т. е. татарских судей, живших в этом урочище; некоторые же объясняют, что там жили ремесленники, которые работали кади, или кадки. В некоторых же документах урочище именуется Каташи и поясняется, что там жили мастеровые, которые ткали и катали на государев двор полотна.
· #252Толмачи — переводчики.
· #253Слово это прежде производили от басмы, или изображения хана, которое во время татарского ига ханские послы привозили в Москву на поклонение. Но оказалось, что басманами назывались дворцовые хлебники, которые носили на кафтанах особые басаманы, т. е. басоны, или галуны.
· #254Мастера медной посуды. Яндова (ендова) — сосуд, употреблявшийся для приноса питья. Яндовы были медные, вылуженные, разной величины: от шести ведер до трети ведра и даже менее.
· #255Бронники — мастера, делавшие военные брони.
· #256Бараши — мастеровые шатерники.
· #257Слободы эти назывались еще «далекие концы», потому что за ними начинались уже поля и рощи, а после устроен был вал (Камер-Коллежский) и выстроены заставы (1780 г.). Кроме ямщицких слобод были еще слободы: Лужники, Хамовники, Хлыновская, Зубово, Ваганьковская, Грузинская, Сущевская, Миусская, Мещанская, Гороховская, Крутицкая, Симоновская, Данилевская, Кудринская и др.
· #258Ордынка — от слов «орда», «сброд». Балчуг, по мнению некоторых, есть то же, что балка, происшедшее от турецкого «валка» — овраг, буерак. На Балчуге в старину бабы торговали разными вещами. От этого произошло народное слово «балчужная», означающее женщину неблаговоспитанную, бранчливую, злую. По объяснению некоторых, слово «таган» означает род сковороды, на которой пекут блины, по объяснению других, слово «таган» татарское и значит треножник, под которым разводят огонь,
· #259Чужестранным выходцам отведена была земля в Москве еще в 1652 г.
· #260Главное управление артиллерии называлось Пушкарским приказом; в 1659 г. поступили в его ведение все укрепления, заведенные на границах государства (засечное дело), и с того времени по 1802 г. инженерная часть почти постоянно управляема была вместе с артиллерией. Пушкарский приказ назван при Петре 1 (1711 г.) Приказом артиллерии, потом (1720 г.) Главной артиллерии; впоследствии учреждена была особая контора фортификации; в 1726 г. образована Военная сухопутная коллегия, к которой причислена была и артиллерийская канцелярия под названием Артиллерийский департамент; в 1797 г. все департаменты, в том числе и Артиллерийский, названы экспедициями Военной коллегии, а в 1802 г. Артиллерийская экспедиция разделена была на две особые экспедиции: на Артиллерийскую и Инженерную.
· #261Теперь дом этот находится близ Чистых прудов, в Харитоньевском переулке.
· #262Буйвище — старинное название кладбища; иначе еще называлось гноище.
· #263В то время на Руси был земляной размер «ножками», т. е. полосками, особенно в поростях лесных. И теперь еще в некоторых губерниях говорят о полосе (доле) леса: Борисова ножка, Марьина ножка и проч.
· #264Название Пресни скорее всего можно объяснить словом «пресный» (пресная вода). Но М. Н. Макаров объясняет это иначе. Он говорит, что здесь была Приездная слобола (Приездня), «где отбирали у гостя слово по крестному целованию и спрашивали, как-де ты, и зачем-де ты, и по какому-де ты побыту чаешь пожить у светлого лика князя православного?». Приездня преобразовалась в Пресню. Могло быть и так.
· #265Непереводимое слово. Приблизительно означает забавный, уличный детский выкрик («куке») наподобие нашего «тарам-барам».
· #266Ехалово своим названием показывает наезженную дорогу, по которой можно было удобно ехать, а не стоять на распутье, приговаривая старинную русскую пословицу: «Ехало не едет и ну не везет».
· #267Гармония тогда только что была изобретена.
· #268Болото это называется Колиновым мостом. На основании этого известный изыскатель старины З. Я. Холоковский производит название Москвы, прежней Московы, от «мостка».
· #269Название Хамовники производят от голландского слова ham (рубашка, белье), потому что здесь жили ткачи, изготовлявшие разного сорта белье.
Празднуется 18 сентября.
· #271Потом приходская церковь Саввы Освященного.
· #272О собрании девиц на Девичьем поле писали иностранцы, а за ними в первой половине XVI столетия стали писать и русские.
· #273В 1808 г. умерла в Новодевичьем монастыре столетняя старица, которая помнила царевну и указывала ее келью. В монастыре была игуменья Елпидифория, у которой сохранялся портрет Софьи. Император Павел навещал эту игуменью и жаловал наградами. Она также была последней самовидицей жизни царевны Софьи.
· #274Тогда дорога носила название Болванской.
· #275Кроме Рублева и Черного славились в Москве своим искусством следующие иконописцы: старец Прохор из Городца, Феофан Грек, Игнатий-иконописец, Даниил Черный, брат Симеона Черного, и Симон Ушаков.
· #276Карамзин это Медвежье озерко, или Лисьин пруд, в своей знаменитой повести «Бедная Лиза» переименовал в Лизин пруд. Б. М. Федоров сделал из этой повести пьесу «Лиза, или Следствие гордости и обольщения». Пьеса пользовалась необыкновенным успехом. Актриса Матрена Семеновна Воробьева в роли Лизы возбуждала неописуемый восторг. После представления пьесы, по словам современников, у ничем не повинного Лисьина пруда по вечерам гуляли толпами влюбленные, вырезая свои имена на деревьях. Какой-то непочтительный поэт невинный пруд почтил даже следующим двустишием:
В 1805 г. за ветхостью сломана.
· #278По другим сказаниям, на этом месте уже существовал храм, построенный в 1465 г.
· #279Парчовая фабрика (одна из первых в России) П. В. Колосова занимала нынешний угол Сретенки и Колосова переулка, названного по имени этого фабриканта.
· #280Это подтверждается запиской, хранящейся в церкви.
· #281Верхними садами назывались сады на левом берегу Москвы-реки.
· #282Вот эта песня:
Вскоре по возвращении своем в Орду Ахмет подвергся нападению хана Шибанской, или Тюменской, Орды Ивака и был им умерщвлен. Ему наследовал сын Муртоза, а за ним Орат Ших-Ахмет, которым оканчивается род ханов Золотой Орды. Разбитый крымским ханом Менгли-Гиреем в 1502 г., он бежал в Литву, где и умер в тюрьме.
· #284Празднуется 1 февраля (мученик Трифон пострадал в III в.)
· #285Близ церкви находится дом и сад почетного гражданина Боткина. Сад этот сперва принадлежал купцу Малютину. Здесь в первой половине XVIII столетия была бревенчатая деревянная мостовая, и на ней всякую весну выступала в изобилии чистая вода, и сколько ни старались засыпать это место землей, она все обваливалась, и вода показывалась вновь; даже в 1858 г., когда мостовую подняли на 2 аршина, вода все-таки показывалась. Вероятно, тут находился один из вертящихся колодцев.
· #286Ловили птиц над озерами, над большими реками, на берегах морей, по пескам, большей частью сетями.
· #287Память св. Харитония празднуется 28 сентября.
· #288У самых Красных ворот, напротив запасного дворца, находится дом, где 2 октября 1814 г. родился поэт М. Ю. Лермонтов; он был крещен в церкви Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В этой же церкви в 1882 г. отпевали тело знаменитого генерала М. Д. Скобелева, и затем оно отсюда по Рязанской железной дороге было отправлено для погребения в его имение Спасское.
· #289Убиты при освобождении Москвы в 1671 г. Тела их потом были перенесены в Троицкую лавру.
· #290Мы уже говорили, что здесь был Воскресенский греческий монастырь, обращенный в 1650 г. в простое подворье.
· #291Название «Грузины» объяснено выше. В приходе Великомученика Георгия находится Армянская церковь.
· #292Празднуется 5 февраля.
· #293Как видно из актов о строении Москвы, в XVII столетии тут действительно жили палачи. По планам 1625, 1656, 1722 и 1793 гг. местность называется «в старых палачах». Но где же были новые? Не описка ли? Трудно допустить, чтобы была целая слобода палачей.
· #294День Божьей Матери Споручницы грешных празднуется в четверг 8-й седмицы после Пасхи.
· #295По селу Коломенскому, куда шел тракт.
· #296За Москвой-рекой, близ правого ее берега.
· #297Празднуется 28 июня и 12 июля. Подлинная икона находится в Афонском монастыре в Хиландаре. Первый список чудотворной иконы принесен в 1661 г. в Белобережскую пустынь Орловской губернии устроителем ее иеромонахом Симеоном; второй список находится в церкви Покрова.
· #298Будущего императора Николая II.
· #299Остатки этого кладбища в виде нескольких надгробных камней сохранились в Марьиной роще. Здесь был похоронен и пастор Глюк, наставник Екатерины I.
· #300Построена в 1776 г.
· #301Находится близ Салтыковского моста через Яузу: Св. Троицы, построенная в 1819 г., и Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1825 г.
· #302Церковь находилась на месте нынешней Театральной площади, носившей тогда название Житной площадки. Она была построена Анастасией, женой Ивана Грозного, и разобрана в 1793 г.
· #303Как видно из окладной книги за 1772 г., в приходе было всего три двора.
· #304По проекту инженера Яниша.
· #3054 апреля 1866 г. и 25 мая 1867 г.
· #30624 ноября 1878 г. корпус праздновал свой столетний юбилей. Основание корпуса принадлежит генерал-адъютанту С. Г. Зорину. Корпус выпустил многих замечательных военных деятелей. Нынешний военный министр П. С. Ванновский — один из учеников (выпуска 1840 г.) этого заведения. Тут же обучался и известный художник П. А. Федотов (в 1833 г.).
· #307Это были старинные ветхие дворцы, в которых жили придворные служащие.
· #308Улица название свое получила от бывшего в этой местности брода для прогона коров на скотопрогонный двор, находившийся близ Красных ворот.
· #309Дом прежде принадлежал купцу Кайдалову, а затем — почетному гражданину П. Г. Шелапутину.
· #310Д. Д. Шепелев — известный генерал 1812 г.
· #311Русский Архив. 1871. С. 2114.
· #312Стромынка название получила оттого, что ведет через Преображенскую заставу в село Стромынь.
· #313Св. Алипий удачно вылечил у одного богатого киевского жителя проказу. Св. Агапит излечил одного из первых бояр великого князя Всеволода и великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, которых прежде безуспешно пользовал какой-то армянин.
· #314С 1672 г. приказ именовался Аптекарской палатой.
· #315Московский аптекарский сад находится на нынешней Моховой улице.
· #316Надо заметить, что еще в 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича велено было построить в Москве две «шпитальни» в Знаменском монастыре за Никитскими воротами, но это не было исполнено из-за смерти государя.
· #317Всех домов в Москве считалось тогда 12 538.
· #318В этой местности, в старину еще не застроенной, вблизи Зацепского вала, как бы за таможенной цепью, стояла изба корчемного сторожа, который обследовал длинным, острым железным прутом, называемым «щупок», проезжавшие воза с товаром для отыскания корчемного вина.
· #319Татищев в своем «Лексиконе» слово кабак производит от татарского «кабал», что означает у них «двор для постоя».
· #320Царь Михаил Федорович, желая удержать народ от зарождавшегося пьянства, повелел уничтожить все кабаки, но учредил конторы, в которых продавалось вино в известном количестве. Мера эта никакой пользы не принесла.
· #321Находился в нынешнем Истерийском переулке. Назван так потому, что здесь была греческая кофейная, называвшаяся евстиаторией, т. е. местом пира. Русские прозвали ее истерией. Кабак был здесь открыт в 1773 г. и назывался «Ветошная истерия».
· #322На нынешней Карунинской площади, прозванной по бывшему здесь домовладельцу (в 1742 г.) Карунину.
· #323От малороссийского «хиба» (так как). Тут преимущественно пили хохлы. Нынешняя улица Хива получила название от кабака.
· #324Находился в нынешнем Даевском переулке, прежде он назывался Сумароковым, Булгаковым, по имени домовладельцев, до 1801 г. Наконец, назван по кабаку Лупихиным.
· #325Кабак находился у Дорогомиловского моста на нынешней улице Воронухина гора.
· #326В Рогожской ямской слободе.
· #327В Денисовском переулке. Переулок получил название от бывшего здесь содержателя бань Денисова.
· #328Об этом кабаке см. в статье «Церковь Спаса в Наливках».
· #329Близ Колымажного двора, на нынешней Волхонке, где происходили кулачные бои. Это был один из буйнейших кабаков.
· #330Потом это 13-й Эриванский лейб-гренадерский его величества полк. 29 июня 1892 г. полк торжественно праздновал 250-летнюю годовщину своего существования.
· #331Тут находится опытная станция, которая основана в 1877 г., где подвергаются испытанию всякого рода земледельческие машины и орудия.
· #332В 1879 г. церковь реставрирована по старому рисунку. Одновременно реставрирован и дворец, и все это обошлось в 300 тысяч рублей серебром.
· #333Кедровых деревьев теперь 50.
· #334В Останкине стоял с конным своим отрядом маршал Ней. Ради забавы некоторые картины солдаты прострелили пулями.
· #335Свиблово известно с XVII в. Оно расположено на реке Яузе, и в нем видны остатки когда-то хорошо распланированного сада. Оно подарено было царевной Софьей Алексеевной князю Василию Васильевичу Голицыну. Относительно кладбища предание говорит: какой-то из владельцев Свиблова обещался какому-то немцу подарить то пространство земли, на котором он перегонит его собаку; немец перегнал собаку, получил землю и устроил колонию и кладбище.
· #336Новый чин мечника был введен Лжедмитрием.
· #337Молния, ударив в 1779 г. в болото, открыла этот ключ.
· #338Карамзин, Снегирев, Шевырев, Муравьев, Горский и др. Особенно замечателен в этом отношении труд Снегирева, который дает много ценных исторических указаний о пути между Москвой и лаврой.
· #339Освящен в присутствии царя Федора Ивановича в 1585 г.
· #340Писан А. Рублевым.
· #341В верхней части дверей южного входа пробоина напоминает осаду монастыря поляками в 1608 г. Ядро из неприятельского лагеря, пробив эти двери, ударилось в образ Св. Николая, стоявший тогда у северных дверей, а впоследствии замещенный образом Тихвинской Божьей Матери. Знак от ядра оставлен на иконе Св. Николая, которая поставлена в соборном притворе.
· #342Исцеление засвидетельствовано врачами в присутствии императрицы Анны Ивановны.
· #343Зараза — заросли.
· #344Таких баб немало на юге России: в степях, на курганах.
Они составляли одноэтажный квадрат длиной 122 сажени 1 аршин, а шириной 84 сажени. Две башни, западная и восточная, в готическом стиле служили воротами, при коих были караулы.
· #346Постройка окончена в 1679 г. Освящен храм патриархом Иоакимом 1 октября 1680 г. в присутствии царя и его семейства. В храме — чудотворная икона Иерусалимской Божьей Матери.
· #347Призревается более 400 человек инвалидов.
· #348Граф называл эту башню голубятней.
· #349Реставрирован в 1870 г.
· #350Лабиринт окружал беседку, которая стояла на кургане; тут же стояла и статуя Венеры. Возле нее была львиная пещера: здесь на лаврах лежал лев, под ним была латинская надпись, и здесь же хранилась плита с допотопными окаменелостями, найденная в окрестностях Кускова.
· #351Артисты были большей частью крепостные, как и музыканты.
· #352Отец Прасковьи Ивановны, по преданию, был кузнец.
· #353Умерла в 1863 г. 90 лет от роду.
· #354По Курской железной дороге в 10 верстах.
· #355Находится в семи верстах от Серпуховской заставы.
· #356Иначе маневры назывались Кожуховским походом. Названы по деревне Кожухово, находящейся в трех верстах от Москвы по дороге к селу Коломенскому на правом берегу Москвы-реки.
· #357Дворец был построен в шесть месяцев.
· #358Тут же по соседству для округления приобретения были куплены другие имения.
· #359В дело шел подольский мрамор и камень.
· #360Реставрирована в 1881 г.
· #361Фотий умер в 1838 г., графиня А. А. Орлова-Чесменская — в 1848 т., на 64-м году от рождения.
· #362От старинного слова «угрева» — помощь.
· #363Общежитие открыто 16 октября 1853 г. Различие штатного монастыря от общежительного заключается в следующем: в первом иноки, кроме общей трапезы, во всем предоставляются самим себе, а в общежительном — все необходимое для жизни (одежда, обувь и т. п.) предлагается от монастыря.
· #364Судя по стилю зодчества, храм построен в конце XV в. Он возобновлен в 1850 г.; к нему пристроен придел и трапеза. В церкви кроме чудотворной иконы Св. Николая много и других образов старинного письма.
· #365Все постройки в скиту деревянные, в нем 12 келий.
· #366Путь для богомольцев: по железной дороге до станции Голицына (41 верста). От Голицына до монастыря около 17 верст. Возят деревенские линейки.
· #367Это, как кажется, было в 1398 или 1399 г.
· #368Мощи обретены нетленными 19 января 1652 г. в присутствии царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха и множества бояр и дворян.
· #369При нем придел во имя преподобного Саввы с его гробницей. Устроен в первой половине XVII в., обновлен в 1856 г.
· #370Покров сделан в 1649 г. царем Алексеем Михайловичем.
· #371Отлит в 1667 г. русским мастером Александром Григорьевым.
· #372В Звенигородском уезде на берегу реки Истры, в 47 верстах от Москвы по Воскресенскому шоссе. В 21 версте от Саввина монастыря по старому Волоколамскому тракту. От станции Крюково Николаевской железной дороги — 21 верста.
· #373В последний раз реставрирован в 1874 г.
· #374В нем 75 окон.
· #375Гроб находится в пещере, куда ведет низкий темный вход. Стены в пещере мраморные.