Книга: Путеводитель по Амстердаму

Новая сторона

Новая сторона

Параллельно Дамрак идет улица с труднопроизносимым названием Ньивезайдс-Форбургвал (Nieuwezijds Voorburgwal). Буквально оно обозначает "перед городской стеной на Новой стороне": в XIV веке здесь располагался глубокий ров с водой, вдоль которого проходила западная граница города. Параллельная улица (один квартал к западу) называлась в те времена Ньивезайдс-Ахтербургвал, то есть "за городской стеной на Новой стороне" (сегодня это Спаустрат - Spuistraat). A восточнее проходила дамба (одна из двух старейших в Амстердаме), которая, соединяясь с Харлемской дамбой, надежно защищала всю Новую часть Старого центра от разливов рек Эй и Амстел. Сейчас на месте дамбы проходит торговая улица Ньивендейк (Nieuwendijk).

Во второй половине XIX столетия на Ньивезайдс-Форбургвал располагались типографии и редакции крупнейших столичных газет - этакий местный вариант лондонской Флит-стрит. Сегодня о тех временах напоминает только элегантное здание бывшей редакции газеты De Telegraaf (N225). В 1930-е годы здесь, у панорамных окон первого этажа, всегда толпился народ - архитектор Йозеф Стал разместил огромные печатные станки за стеклом, так что тираж печатали прямо на глазах у любопытных прохожих; лучшую рекламу газете трудно было придумать.

В самом начале Ньивезайдс-Форбургвал, под N5, находится отель Crowne Plaza, построенный на месте бывшего сквота Wyers, некогда самого известного в Амстердаме центра андеграундной культуры. В 1985 году полиция разогнала огромную демонстрацию романтически настроенных защитников сквота, протестовавших против превращения живых молодежных центров в бездушные и дорогие бизнес-комплексы. Это был момент наивысшего накала войны горожан с городскими властями в 80-е годы. Как легко догадаться, эту битву горожане проиграли. Но и сегодня на Ньивезайдс-Форбургвал и в лабиринте улочек вокруг нее работает около десятка модных молодежных баров и клубов, в том числе - и популярный сквот.

Под N75 по Ньивезайдс-Форбургвал находится Макеларс-Комптуар (Makelaars Сomptoir, 1633) - самый асимметричный дом в Амстердаме, уже триста лет принадлежащий амстердамской гильдии брокеров. А напротив заднего фасада Королевского дворца в 1899 году возвели здание Главного почтамта (он же Хофпосткантор - Hoofdpostkantoor) с бесконечными башенками и фронтончиками. Автора Главпочтамта, правительственного архитектора Петерса, коллеги дразнили мастером стиля "посткантор-готика". С 1992 года здесь работает универмаг Magna Plaza.

Если вскоре после дворца повернуть с Ньивезайдс-Форбургвал на крошечную Синт-Люсиенстег (Sint Luciеnsteeg), то через большие ворота в кирпичной стене можно попасть на территорию Амстердамского исторического музея (Amsterdams Historisch Museum). Этот замечательно интересный музейный комплекс расположен на месте бывшего монастыря Святой Люсии (1414) и занимает целый квартал-лабиринт из домов XVII века, корпусов бывшего муниципального детского приюта, живописных внутренних дворов и переходов между ними. Один из таких крытых переходов, разделявший когда-то спальни мальчиков и девочек в приюте, превращен в так называемую Схуттерсгалерей (Schuttersgalerij), или Галерею городской стражи, - длинное и высокое помещение (с гербом Амстердама над входом), в котором можно бесплатно посмотреть на старинные групповые портреты членов городской стражи. После посещения галереи восторги голландцев перед "Ночным дозором" Рембрандта - тоже ведь групповым портретом стражников! - наверняка перестанут казаться чрезмерными.

Через Галерею городской стражи можно попасть в узкий каменный проход Гедемпте-Бегейненслот (Gedempte Begijnensloot), ведущий к воротам в Бегейнхоф (Begijnhof) - основанный в XIV веке приют для сестер-бегинок. Бегинками назывались одинокие женщины из хороших семей, которые добровольно вели уединенную, почти монашескую жизнь, но не принимали постриг и имели возможность в любой момент вернуться к своим родным или даже выйти замуж. Как и во многих приютах, больницах и домах престарелых в Амстердаме, старинные здания Бегейнхоф расположены по периметру внутреннего двора-сада. Интереснее и красивее других здесь строгий, почти черный Хаутен-Хаус (Houten Huis 34) - самый старый дом в Амстердаме, сооруженный в 1460 году, еще до запрета на строительство деревянных домов.

В центре прямоугольного изумрудного газона - Англиканская реформаторская церковь (Engelse Kerk), строилась она в Средние века (естественно, как католическая), а во время Реформации здание отняли у бегинок и передали английской общине. В слишком пресном интерьере интересны только панели кафедры, сделанные по эскизам молодого Пита Мондриана - пожалуй, самого известного голландского художника XX века. Достойна внимания также маленькая часовня бегинок (Begijnhofkapel) в доме напротив, в которой монахини после Реформации тайно служили католические молебны. Здесь совершенно домашняя обстановка: запах старого дерева, скрипучие скамьи, повсюду свежие цветы и очень сентиментальная религиозная живопись.

Из Бегейнхофа старая тяжелая дверь в южной стене ведет на Спау (Spui) - сложной формы обаятельную площадь, которая своей широкой частью обращена к каналу Сингел, а узкой выходит на Рокин. В Амстердаме это место ассоциируется в первую очередь с политическими демонстрациями и студенческими волнениями. В центре площади стоит маленькая, засиженная голубями бронзовая фигурка мальчика - духа амстердамских улиц по прозвищу "Дорогуша" (`t Lieverdje). Вокруг "Дорогуши" в 1960-е годы устраивал акции протеста против мрачных сил истеблишмента и консюмеризма студент-философ Рул ван Даун и собирались активисты молодежного движения "Прово" (сокращение от "провокация"), полагавшие, что главная задача прогрессивной молодежи - то и дело наносить пощечины буржуазному общественному вкусу.

Строгое, внушительных размеров здание на восточной стороне площади - "Дом дев" (Maagdenhuis), бывший католический приют для девочек, построенный в 1787 году (теперь в нем находится администрация Амстердамского университета). В 1969 году этот дом на пять дней оккупировали студенты, охваченные общеевропейской лихорадкой протеста: они требовали бесплатного обучения и новых свобод. В результате столкновения протестовавших с полицией было ранено несколько десятков полицейских.

Угол площади и канала Сингел (Singel) украшает замечательно асимметричный фасад Старой лютеранской церкви (Oude Lutherse Kerk, 1633), построенной Питером де Кейсером: в ней, помимо регулярных служб, проходят университетские официальные церемонии вроде присуждения докторских степеней.

A по пятницам на Спау работает некогда очень знаменитый, ныне обедневший, но по-прежнему живописный рынок антикварных книг и гравюр

Через Спау проходит пешеходная улица Калверстрат (Kalverstraat, то есть "Телячья улица"), соединяющая Дам с Мюнтпляйн. Днем на ней не протолкнуться: хотя подлинных достопримечательностей здесь почти нет, а все первые этажи заняты малоинтересными сувенирными лавками и банальными магазинами вроде C&A или Marks & Spencer, туристы движутся по Калверстрат плотной толпой, как на демонстрации. В толчее легко пропустить западные ворота Амстердамского исторического музея, ведущие в чудесный внутренний двор со старыми деревьями, где работает популярный среди туристов ресторан David & Goliath (N92), а также дом фирмы Focke & Meltzer (N152), который Берлаге, построивший его в 1886 году, украсил медальонами в венецианском стиле с портретами знаменитых мастеров фарфоровых и фаянсовых дел - Луки делла Роббиа, Веджвуда и Палисси.

Почти у самой Мюнтпляйн от Калверстрат ответвляется улочка Хейлигевег (Heiligeweg, то есть "Святой путь"): раньше через нее паломники шли к часовне "Чудо гостии", что находилась на Рокин (разрушена в 1912 году). Теперь весь треугольный квартал от Хейлигевег до самого Мюнта занимает огромный торговый комплекс Kalvertoren, с последнего этажа которого открывается чудесный вид на амстердамские крыши.

Чтобы попасть в Калверторен со стороны Хейлигевег, нужно пройти через каменные ворота с выразительной скульптурной группой XVII века - аллегорическая фигура Амстердама распределяет наказания закованным в тяжелые цепи преступникам. Чуть ниже скульптур помещен рельеф, выполненный Хендриком де Кейсером в 1607 году, - запряженные в колесницу львы и волки сжались под кнутом возницы; рельеф снабжен латинской цитатой из "Неистового Геркулеса" Сенеки: "Те, кого все боятся, сами склоняются перед добродетелью".

В 1595 году на этом самом месте был открыт первый в Амстердаме Исправительный дом (Tugthuis) для мужчин-преступников, о котором ходили страшные слухи по всей Голландии. У гуманистов из городского совета было немало идей по поводу безболезненного возвращения провинившихся на путь истинный. Например, поначалу преступников привозили сюда под покровом ночи - чтобы не выставлять их на всеобщий позор. Но вместо дома морального перевоспитания получилась просто тюрьма, где нищих, воров, убийц, малолетних преступников заставляли работать на благо города. Тем, кто от работы отлынивал, грозили самые разнообразные наказания: от порки бычьим удом до заточения в страшную "Камеру утопленников". Лентяев помещали в комнату, куда стремительно поступала вода; чтобы выжить, им приходилось изо всех сил налегать на помпу, иначе через 15 минут комната заполнялась водой до потолка (то есть заключенный жил, пока работал). За немалую плату гости Амстердама могли через дырочку в стене понаблюдать, как человек борется со стихией. Иностранцы, конечно, ахали и ужасались, но особенно это зрелище впечатляло самих голландцев - ведь по сути дела их страна, раскинувшаяся на отвоеванных у моря землях, тоже была своего рода "Камерой утопленников", только большего размера.

Англиканская реформаторская церковь пн-вс 10.00-17.00

Посещение часовни бегинок пн 13.00-18.30, вт-пт 9.00-18.30, сб-вс 9.00-18.00

Оглавление книги


Генерация: 0.639. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз