Книга: Как путешествовать
Как продавать свои фотографии
Как продавать свои фотографии
Почти все путешественники берут с собой в дорогу фотоаппарат. В результате интересной поездки образуются тысячи, а после появления цифровых фотоаппаратов – десятки тысяч снимков. Даже у начинающего фотографа среди этого огромного количества можно найти несколько десятков более-менее приличных кадров.
Как и любой бизнес, продажа фотографий поначалу требует много сил, а денег не приносит. Но постепенно, по мере роста мастерства и опыта, ситуация меняется. Конечно, не стоит надеяться на то, что таким путем удастся заработать на жизнь, – нужно бьшо бы полностью посвятить себя этому. Однако окупить затраты если не на всю поездку, то хотя бы существенной ее части, вполне реально.
Удобнее всего продавать через Интернет. В последние годы появились и активно развиваются специализированные сайты – микропейментовые (англ. micro payment – микрооплата) фотобанки. Работы здесь продаются по демпинговым ценам (как правило, фотограф получает не больше 0,2–1,0 $). Но за счет возможности выставлять на продажу сразу большое количество кадров, да и продавать их не по одному разу, набегает приличная сумма.
Покупателей привлекает то, что им картинки достаются очень дешево (от 1–2 $, а оптом еще дешевле). Поэтому постоянными клиентами фотобанков становятся организации, которым для работы все время требуется большое количество изображений. Так у банков получается огромный объем продаж, а у авторов – реальные заработки. Теоретически, если собрать большое портфолио качественных снимков и разместить его сразу в нескольких фотобанках, то в жизни можно вообще больше ничем не заниматься – доходов хватит и на путешествия, и на жизнь между ними.
Фотобанки не получают права на представленные в них работы (авторские права остаются у автора), они лишь выступают посредниками между авторами и покупателями. Снимки продаются по системе роялти-фри (англ. royalty-free – без оплаты гонорара). При этом фотограф не уступает эксклюзивных прав и может продавать те же работы одновременно и через другие банки. Покупатель не становится собственником фотографий. Он может использовать их в бизнесе: в качестве иллюстраций на сайте, в журнале, в рекламных буклетах.
В 2005 г. кроме стандартной роялти-фри (англ. standard royalty-free) лицензии была придумана расширенная роялти-фри (англ. extended royalty-free). Она отличается тем, что дает право использовать купленные изображения и в тех коммерческих проектах, в которых именно изображение обеспечивает получение прибыли. Приобретенные по расширенной лицензии фотографии можно использовать при создании на продажу постеров, календарей, футболок, ковриков для мышей, сувенирных кружек. Во многих фотобанках одно и то же фото продают как за 1 $, так и за 100-1000 $.
Каждый загружаемый в фотобанк снимок необходимо не только назвать, но и снабдить набором ключевых слов для поиска. Чем больше таких слов, тем чаще фотография будет продаваться. Можно использовать названия всех попавших в кадр предметов, абстрактные понятия, ассоциирующиеся с изображением, географические названия. В большинстве фотобанков также требуется отнести фото к одной из трех-пяти категорий, причем в каждом банке они свои. Получается, что описание фотографий – процесс не менее творческий, чем их создание и обработка. К тому же при загрузке снимков в иностранные банки поиск нужных слов попутно способствует изучению языка, быстро увеличивая словарный запас. Обидно, что иногда эта работа оказывается напрасной (тщательно описанное и классифицированное фото могут не принять из-за технических или композиционных недостатков).
Наибольшим спросом пользуются фотографии людей (для их продажи обязательно нужно письменное разрешение модели, даже если это пастух в горах Ирана или попрошайка на улице Мумбаи), самых обычных обиходных вещей, продуктов, пищи, абстрактных символов. Очень высоко ценятся фотографии с однородным тоном, из которых легко можно вырезать нужный объект. Изображение должно быть хорошо сфокусировано, цвет яркий, насыщенный.
Качество требуется безупречное, а фотография должна быть сохранена в формате JPEG с максимальным качеством. Как правило, размер не меньше 3–4 Мл, но чем больше, тем лучше.
Фотобанки в Интернете различаются и по техническому наполнению. Невооруженным глазом заметна разница в скорости загрузки фотографий, интерфейсе и дизайне. Одни банки максимально удобны для авторов, другие – для редакторов. В большинстве случаев установлены лимиты количества снимков, которые можно загрузить за сутки (от 15 до 100). Если приходит много мусора (по мнению редакторов сайта), то и этот лимит сокращают в разы. Устанавливаются и требования к файлам. В большинстве банков принимают фотографии, с одной стороны, качеством не менее 4 Мп, а с другой – размером не более 7-10 Мб.
В процессе общения с фотобанками быстро убеждаешься, что фотография – не ремесло, а настоящее искусство. Как в любом искусстве, мнения экспертов могут не совпадать. Одну и ту же фотографию в одном банке забракуют за техническое несоответствие, во втором – за непродуманную композицию, в третьем – за маленький коммерческий потенциал, в четвертом возьмут скрепя сердце и задвинут в какой-нибудь дальний угол, а в пятом она станет лидером продаж. Чудеса происходят чуть ли не с каждой фотографией. Поэтому процесс загрузки напоминает сбор грибов: удовольствие получишь гарантированно, а будет ли результат – неизвестно.
Некоторые путешественники берутся продавать фотографии напрямую – с собственных сайтов. Для этого нужно сначала собрать большое портфолио или стать очень известным.
Значительно эффективнее выставлять снимки на продажу на специализированных фотосайтах. Там за определенную ежемесячную плату выделяется место под фотографии. Приходится платить за возможность продавать, но и прибылью делиться не нужно. На что в этом случае можно рассчитывать – тоже неизвестно. Поэтому такой способ подходит только опытным фотографам, которые уверены в качестве и высокой конкурентоспособности своих работ. Для большинства любителей – это пустая трата времени и денег.
Немного заработать можно и на реферальных программах, продавая снимки друзей и знакомых. Многие фотобанки строят пирамиды, оплачивая усилия на привлечение новых фотографов. Чем больше фотографов правильно направить, тем больше денег заплатят. Конечно, на торговле «мертвыми душами» разбогатеть не удастся. Посреднику положен только процент от реально заработанных клиентами денег. Причем эти деньги (0,050-2 $ за фото плюс 0–5 $ за «голову») берутся не из их заработка, а из фонда, сэкономленного на рекламе.
Большая часть профессиональных фотографов живет в США и странах Западной Европы. Поэтому и система выплат гонорара удобна в первую очередь именно для них. Деньги за проданные работы перечисляют через платежную систему Pay-Pal (пока не работает с Россией), Moneybook-ers (деньги из фотобанка перечисляются на зарегистрированный в ней счет, а оттуда их можно перенаправить на свой банковский счет, комиссия минимальная) или с помощью пересылаемого по почте именного банковского чека (в России его можно обналичить только в некоторых банках, комиссия до 20 $, срок до 2 месяцев). Если эти способы не подходят, можно открыть счет в иностранном банке, либо выписывать чеки на иностранных друзей, которые смогут потом передать наличные с оказией.
- КРЕПОСТЬ ИВАНГОРОД © И.Н. Миронова — текст, © Р.Р. Фатихов, Г.А. Попов, А. Межецкий — фотографии
- ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК © И.В. Голоухова, 3.А. Новоселова, Л.В. Петрова — текст, © Е.М. Головач, О.А. Смольянинова, Л.В. Щекало...
- ВОЕННО-МОРСКАЯ КРЕПОСТЬ КРОНШТАДТ © B.Ф. Ключников, Е.Ю. Кобчиков — текст, © Т.В. Арсеньева, И.В. Антипов, А.И. Гудошник...
- КРЕПОСТЬ КОРЕЛА © М.П. Лихая, А.П. Дмитриев — текст, © Т.А. Терпелова — фотографии
- КРЕПОСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА © C.В. Трояновский — текст, © А.А. Кочевник, А.И.Орлов, С.В. Трояновский — фото...
- КРЕПОСТЬ ЯМ © И.В. Грекова, М.А. Жемерева, М.В. Сычева — текст, © Д.В. Багин, И.А. Виноградов — фотографии
- КОПОРСКАЯ КРЕПОСТЬ © Л.В. Дороженко — текст, © О.В. Антипова — фотографии
- ИЗБОРСКАЯ КРЕПОСТЬ © A.А. Черноморова — текст, © Л.Н. Панов, А.Э. Яска — фотографии
- ЛАДОЖСКАЯ КРЕПОСТЬ © Л.А. Губчевская, А.А. Селин — текст, © Л.А. Губчевская — фотографии
- ПСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ © С.П. Хащенко, Л.Н. Макеенко — текст, © Ю.Н. Киселев, М.Ю. Глущенко — фотографии
- ШЛИССЕЛЬБУРГСКАЯ КРЕПОСТЬ ОРЕШЕК © Г.П. Игнатьева — текст, © С.А. Компанийченко, Ф.М. Ордовский, Г.П. Игнатьева — фотогр...
- ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ © Т.М. Пчелянская — текст, © С.А. Компанийченко, Ф.М. Ордовский, Г.П. Игнатьева — фотографии