Книга: Прогулки по Кёнигсбергу
Днём с диванами, ночью с постелями
Днём с диванами, ночью с постелями
Предположим: мы (или вы) — мужчина средних лет и столь же среднего достатка (люди богатые предпочитали ездить из России в другие европейские города и на другие курорты) и дама в платье с турнюром и шляпе с цветами.
Миновав пограничную таможню в Вержболово (с российской стороны) и Эйдкунен (ныне посёлок Чернышевское) в Пруссии, вы можете отправиться дальше на пассажирском (почтовом — Personenzug) или скором (курьерском — Schnellzug) поезде. Проезд в пассажирском — на 15–20 % дешевле, чем в скором, вагоны в составе — четырёх классов. Эти поезда идут с меньшей скоростью, часто обходными линиями, останавливаются на всех станциях («кланяются каждому столбу»). Скорые, при значительной скорости и редких остановках в пути, имеют рестораны и спальные вагоны: с особыми купе на два и четыре места, «днём с диванами, ночью с постелями (и бельём). Для мужчин и дам особые отделения, туалеты и все удобства. Приставленные к спальным вагонам кондукторы говорят обыкновенно на нескольких языках».
Интересно, что до Первой мировой войны на западноевропейских железных дорогах существовали так называемые круговые билеты I, II и IV классов — undreise-Billets, которые, согласно железнодорожной конвенции, продавали в Германии, Австро-Венгрии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Дании, Швеции, Норвегии и Румынии со значительной скидкой в том случае, если человек собирался вернуться из путешествия по этим странам в то же место, откуда выехал. Или же, пользуясь особой картой и таблицами, составил маршрут обратного проезда с определённого места и через определённые пункты.