Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина
Сноски из книги
· #1Книга Без-Корниловича «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии», 1855 г.
· #2В этой грамоте обращает на себя внимание правописание слова «Великому» и «великого».
· #3Т. Хадкевич
· #4Очень жаль, что у нас так скоро забыли этого человека. Его акварели могли бы стать украшением самых престижных выставок. А его книги по краеведению Беларуси следовало бы систематизировать и переиздать. Это стало бы отличным подарком любителям белорусской истории.
· #5Рисунок костела Святой Троицы выполнен А. Улахович по фото 1907 г.
· #6Реконструкция жилого корпуса францисканского монастыря В. Бондаревич.
· #7Рисунок Николаевского собора выполнен А. Улахович по фото 1907 г.
· #8Главы для данного раздела взяты из моей книги «Путешествие в Сарью» (1999)
В обязанности подскарбия входило управление имениями, принадлежащими королю.
· #10Журнал «Труды студентов экономического отделения Петроградского Политехнического Института», 1916 г., № 19.11
· #11В этот день (30 октября по стар. стилю) в церковном календаре Спас — праздник в честь святого пророка Осии (с еврейского — спасение). Кто же этот пророк, которому в Поставах оказали такую честь?.. Читаем в «Ветхом завете»: «К Осии, сыну Беериину, обратился Господь со словами: «Иди возьми себе жену блудницу и детей блуда, ибо сильно блудодействует земля сия. отступивши от Господа». Осия так и поступил, взял в жены Гомерь, дочь Дивлаина. И та родила ему много детей. Тем самым он будто бы спас женщину от блуда. В библии есть раздел, который называется «Книга пророка Осии».
· #12Эту запись я позаимствовал в поставском краеведческом музее, которому в свою очередь ее любезно переслала одна из петербургских библиотек.
· #13Здесь и далее в этой главе использую стихи местной поэтессы Нины Захаревич.
· #14Главы для данного раздела взяты из моей книги «Путешествие в Сарью» (1999).
· #15Шворен — железо с колеса телеги.
Присутствуя в молебной в Видзах на празднике Макавей, я дважды получал от местного священника замечание: первый раз за то, что неправильно поставил ноги, второй раз за то, что отвлекался, записывал в блокнот.
· #17Кстати, в старейшины, или наставники, старообрядцы часто выбирают одного из своих начетчиков (чтецов), отличающихся лучшими нравственными качествами. Причем, желательно, чтобы был холостой или вдовец.
· #18Особа при дворе великого князя, управляющая казенными охотничьими угодьями.
· #19Главы для этого раздела взяты из моей книги «По некоторым замечательным уголкам Беларуси» (1995).
· #20Здесь: жителей данной местности в дославянский период.
· #21Орден меченосцев.
· #22«Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год».
· #23Без-Корнилович «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии», 1855 г.
· #24Густав Монтейфель «Инфлянты Польские», 1879 г. (Книга на польском языке).
· #25Вот что пишет о евреях Без-Корнилович: «Живут тесно, неопрятно, бедно; довольствуются скудной пищею, зато в шабаш (пасху) стараются иметь у себя на столе фарш, рыбу, локшин или кугель и белые булки… Занимаются торговлей и легкими ремеслами… В вере тверды до фанатизма».
«Кокорины канавы» — именно так в Освее прежде называли парковые каналы. Не исключена возможность, что проектировщиком освейского дворцово-паркового комплекса мог быть Александр Филиппович Кокоринов, русский архитектор, работы которого знаменовали переход от барокко к классицизму. Столь невероятное предположение требует проверки хотя бы потому, что усадьба была заложена как раз в период жизни этого человека (1726-72 гг.).
· #27Кирпич для дворца обжигали недалеко от Освеи. В том месте, по дороге на Кохановичи, и сейчас действует небольшой кирпичный заводик.
· #28По-видимому, В. Антипов сделал описание дворца со слов старожилов. Воспроизведу его: «Планировка дворца была оригинальной: главных входных ворот было четыре, соответственно временам года; внутренних входов двенадцать — по числу месяцев; комнат и залов — по числу недель в году; окон — по числу дней». (В. Антипов «Парки Беларуси», 1970).
· #29«Историко-юридические материалы, извлеченные из актов книг губерний Витебской и Могилевской», выпуск 27-й. Витебск, 1896 г. Найдены М.Г. Савицким.
· #3040 км западнее Освеи.
· #31В этот период в имении насчитывалось 8 тыс. душ крепостных.
· #32Сохранилась рукопись на польском языке под названием «Дневник визитатора Доминиканских монастырей Северо-западного края 1821-32 гг.» Очевидно, многие записи в ней относятся к моменту, когда хозяином Освеи был Иосиф Шадурский. Вот несколько любопытных цитат из нее: «Сам граф Шадурский посетил наш монастырь. Были молебны всего гимназиума. Советник Шадурский, наследник освейской, человек совершенно добропорядочный, вносил огромные суммы на поддержание образования Белорусской и Инфлянтской шляхты. Я сам свидетель в течение 20-ти лет его щедрости для бедных. Совершил смотр нашей молодежи. Теологи по своим предметам отвечали к нашему удовольствию. Литераторы также и философы, беря науку от учителей четырех языков, показали и одаренность, и особую тягу к наукам. Предметы были: геология, физика, математика, литература, философия, история и языки: французский, итальянский, немецкий, греческий. Теперь приступают к еврейскому. "
Если верить Монтейфелю, «знаменитый иезуит похоронен в Дагде».
· #34Подробнее об Освейщине можно прочесть в моих книгах «По некоторым замечательным уголкам Беларуси», «Чарадзейныя яблыкi» и «Освейская пленница» (1996).
· #35Глава из моей книги «По некоторым замечательным уголкам Беларуси» (1995).
- ОРША (февраль, 2005)
- ТОЛОЧИН (март, 2005)
- ВЕРХНЕДВИНСК, или ДРИСА (март, 2005)
- МИОРЫ (март, 2005)
- ДОКШИЦЫ (июнь, 2005)
- ГЛУБОКОЕ (июнь, 2005)
- ШАРКОВЩИНА (июнь, 2005)
- БРАСЛАВ (июнь, 2005)
- ГОРОДОК (июль, 2005)
- ШУМИЛИНО (июль, 2005)
- БЕШЕНКОВИЧИ (июль, 2005)
- ЛЕПЕЛЬ (сентябрь, 2005)
- УШАЧИ (сентябрь, 2005)
- ЧАШНИКИ (сентябрь, 2005)
- СЕННО (сентябрь, 2005)
- ДУБРОВНО (ноябрь, 2005)
- ПОСТАВЫ (август, 1996)
- ВИДЗЫ (август, 1997)
- ОСВЕЯ (август, 1990)
- ВИТЕБСК (октябрь, 1992)
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы