Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей
Ерофеев На средства «Кристалла»
Ерофеев
На средства «Кристалла»
Известно ли вам, что в скверике на площади Борьбы (кстати, кого с кем?) установлены две не очень монументальные скульптуры? Просто стоят недалеко друг от друга мужчина (точнее – молодой человек), опирающийся на разбитое окно в электричке, и женщина (точнее – девушка), которая держит в руках конец своей роскошной косы. Он, со старомодным фибровым чемоданчиком в руках, едет и едет, а она – все ждет и ждет. Под фигурой мужчины надпись: «…Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться!» И подпись: «Венедикт Ерофеев». Под девичьей фигурой надпись тоже есть: «В Петушках… жасмин не отцветает и птичье пенье не молкнет». И та же подпись. Девушка, естественно, ждет под железнодорожной табличкой «Петушки», а мужчина в обнимку с чемоданчиком, конечно же, отъезжает (но ведь никак не отъедет!) от станции с названием «Москва». Вот такая скульптурная композиция из современных.
Понятно, что из современных, потому как поэма (именно поэма, как и «Мертвые души») написана в 1970 году, а напечатана в СССР полностью вообще в 1989-м. Правда, до этого была еще куча самиздатовских выпусков и издания за рубежом – и на русском, и переводы; один из французских, кстати, назывался «Моску сюр ле водка», то есть «Москва стоит на водке». И еще ясно, что из современных, потому как стиль творений скульпторов Валерия Кузнецова и Сергея Манцерева явно не из прошлых лет. И наконец, главное подтверждение современности – металлическая табличка с надписью «Скульптурная композиция создана на средства ОАО Московского завода “Кристалл”».
Реклама, как известно, двигатель торговли. Вот и расстарались водочные короли памятником певцу России, посчитав его пропагандистом их продукции. Еще бы, подумали, ведь он и про зубровку, и про охотничью пишет, тут и кубанская, и российская, и старка, и зверобой (конечно, спонсоры памятника критично относились к такому панибратскому отношению к их продукции – писать священные названия со строчной буквы и не подумать даже поставить их в кавычки). А помните знаменитые коктейли «Ханаанский бальзам», «Дух Женевы», «Слеза комсомолки», «Сучий потрох» (тут, правда, продукция «Кристалла» ни при чем, компоненты перечисленных смесей – результат деятельности предприятий бытовой химии и парфюмерной промышленности) и наконец, целую серию коктейлей «Поцелуй» – от «Первого» до «Насильно данного» (в них-то водочка родимая обязательно входит)?
Заметили, как мы увлеклись? «Кристалловские», видно, увлеклись тоже. Но это все шутки. Спасибо им за памятник, чем бы ни было мотивировано его финансирование. Только почему он на площади Борьбы стоит – никак не понять, нет этой площади среди московских адресов ни самого Ерофеева, ни Венички из поэмы. Наверное, все-таки название навеяло: боролся всю жизнь Венедикт Васильевич Ерофеев. И с собой, и с миром. Умер – и победил.