Книга: Исторические районы Петербурга от А до Я
Долгое озеро
Долгое озеро
Так называется обширный район новостроек в нынешнем Приморском районе, ограниченный Богатырским проспектом, Камышовой, Планерной улицами, Шуваловским проспектом, Парашютной улицей и проспектом Сизова. Название местности, как следует из названия, пошло от озера, частично засыпанного при застройке района в 1980-х гг. За свою вытянутую форму оно еще задолго до основания Петербурга имело финское название Питкяярви, что в переводе обозначает «длинное озеро». С XVIII в. употреблялось название «озеро Долгое».
В начале ХХ в. местность возле озера Долгого едва не оказалась территорией масштабного градостроительного проекта. Здесь на пустовавших землях предполагалось построить город-спутник Петербурга. В печати будущий город-спутник именовали «американским».

План не существовавшего города-спутника Петрограда к западу от Коломяг и озера Долгого на карте Петрограда 1916 г. – приложении к адресно-справочной книге «Весь Петроград»
«Близ столицы скоро вырастет огромный новый город, сооружаемый „по-американски“, – говорилось в мае 1913 г. в „Петербургском листке“. – Три акционерные компании – „Анонимное бельгийское общество“, акционерное общество „Лахта“ и „Петербургско-ялтинское товарищество недвижимостей“ – образовали единое товарищество „Лахтинский синдикат“. Он закупил 14 млн кв. саж. земли вокруг Лахты и на пространстве 56 кв. верст устраивает совершенно новый город, рассчитанный на 250 – 300 тысяч жителей. Сейчас, по словам заведующего начатыми работами инженера Ю.М. Тищенко, синдикатом уже вложено в дело семь миллионов рублей».
В ту пору не раз делались попытки создать подобные новые районы города за его пределами: достаточно вспомнить проекты «Царского городка» за Невской заставой и «Нового Петербурга» на острове Голодай. Предполагалось, что заселение окрестностей может стать действенным средством в борьбе с «жилищной нуждой», которую испытывал Петербург. «Земель свободных там немало, и по своей дешевизне они не могут идти в сравнение с городской землей, – говорилось в апреле 1912 г. в „Петербургском листке“. – В западно-европейских больших городах этот именно способ разрешения жилищного вопроса применяется в самых широких размерах. Там давно уже пришли к заключению, что трудящееся население должно работать в городе, а жить за городом… Нужно под боком старого Петербурга построить Петербург новый, избегнув в распланировке и постройке тех неудобств, которые присущи старому Петербургу, то есть городу-казарме противопоставить город-сад».
Правда, ни один из подобных проектов не был осуществлен полностью: как правило, они оказывались настолько грандиозными и масштабными, что на них просто не хватало средств. Впрочем, если от «Царского городка» и «Нового Петербурга» уцелели основная планировка и даже несколько сооружений, то проект «города-сада» на озере Долгом так и остался на бумаге. Как он должен был выглядеть, можно увидеть на «Плане Петрограда с ближайшими окрестностями» 1916 г., являвшемся приложением к адресно-справочной книге «Весь Петроград».

Герб муниципального округа «Озеро Долгое»
Здесь запечатлена геометрически четкая сеть улиц. Центральным стал бы проспект принца Александра Петровича Ольденбургского, параллельно ему проходили бы Евгениевский проспект, Галицийская, Екатерининская улицы и др. Их пересекали номерные улицы (около сорока). Композиционными «ядрами» нового «города-сада» служили бы два парка: Большой парк с прудом, к которому вела Черная речка, и Средний парк (тоже с прудом) округлой формы, вокруг которого проходил Круговой проезд. Оба пруда питались бы водой по Морскому каналу (он разветвлялся на два рукава Озерного канала), специально прорытому от Финского залива.
Как отмечалось в печати, центр сооружаемого города должен был занять территорию лахтинского болота. «В первую очередь намечается полное оборудование благоустройства города: канализация, водопровод, электрическое освещение, телефон и т. д., – говорилось в мае 1913 г. в „Петербургском листке“. – Улицы – сплошные аллеи, обширные площади и скверы с фонтанами. В центре города – здание театра, здание будущего муниципалитета и несколько домов для учебных заведений. Вокруг города – особые коттеджи, то есть изящные домики с садиками, по английскому образцу». На берегу Финского залива планировалось устроить курорт и санаторий. Для постоянного и систематического осушения пляжа его хотели осушать «по-голландски» специальными электрическими насосами для выкачивания дождевых вод.
Предполагалось, что новый город-спутник получит прекрасное транспортное сообщение с центром Петербурга. Сюда хотели проложить от Михайловской площади линию электрического трамвая. До Михайловской площади пассажиры могли бы добраться с остановками за 30 минут, без остановок – за 23 минуты.
«Частная застройка нового города должна вестись под наблюдением особой художественно-строительной комиссии, и допускаться к постройке будут только изящные дома, – читаем далее в той же публикации „Петербургского листка“. – Особая же комиссия будет заниматься распродажей в частные руки участков города. Но хозяином города должен явиться муниципалитет, о разрешении на учреждение которого возбуждается ходатайство перед правительством с тем, чтобы новое поселение было признано не пригородом Петербурга, а самостоятельной городской единицей. Интересно, что предполагается при этом ходатайствовать о введении в новом городе муниципальной полиции».
Предварительные работы по осуществлению проекта «города-сада» начались, и даже велась прокладка Морского канала. Можно предполагать, что если бы не Первая мировая война, «американский» город-спутник имел бы неплохие шансы появиться на месте лахтинских болот. Однако война перечеркнула все планы. С началом в 1914 г. войны прокладка канала прекратилась, а машина, прокладывавшая канал (местные жители называли ее «землечерпалкой»), так и осталась на месте. По воспоминаниям старожилов, она «ушла в землю», что было неудивительным для болотистой поверхности тех мест. Территории у озера Долгого начали застраиваться только в 1970-х гг., активное освоение этих мест идет и сегодня. План «города-сада» почти вековой давности остался своеобразным памятником своей эпохи…
В 1980-х – начале 1990-х гг. район озера Долгого стал площадкой массового жилищного строительства. По оценкам специалистов в сфере недвижимости, здесь нет «минимального» жилья: с самого начала тут строили дома лучших серий, а недостатки транспортной доступности привели к тому, что интерес к этой зоне проявляют покупатели, для которых непринципиально отсутствие метро, поскольку в семье есть автомобиль – показатель определенного уровня благосостояния.
От названия озера Долгого получил свое наименование муниципальный округ «Озеро Долгое», основанный в 1997 г. В сентябре 2008 г. был утвержден герб муниципалитета (его авторы – К.С. Башкиров, В.В. Карпунина, С.Ю. Штейнбах), представляющий собой изображение золотого лебедя на фоне поля, пересеченного серебром и червленью.
Весной 2009 г. большой земельный участок между Долгоозерной улицей, проспектом Королева и Ольховой улицей выделили для строительства церкви Архистратига Михаила и Прочих Небесных Сил (или Михайловский собор). Рядом с церковью откроют православный культурный центр, а также хлебопекарню и кондитерский цех. Михайловский собор на тысячу молящихся спроектирован в форме греческого креста, купол будет выполнен в традиционном византийском стиле. Авторство проекта принадлежит архитектурной мастерской Максима Атаянца. В планах благоустройства прихрамовой территории – разбивка Аллеи ветеранов афганской войны, поскольку именно им принадлежит инициатива возведения православного собора в Приморском районе.