Книга: Исторические районы Петербурга от А до Я
Заставы
Заставы
Когда-то въехать в город можно было только через заставу. Так назывались контрольные пункты, учрежденные в начале XVIII в. на главных дорогах при въезде в Петербург, с заграждениями и караулом. На заставах осуществлялись проверка грузов, багажа и документов пассажиров, взимание пошлин, имелись специальные регистрационные книги, в которые записывались фамилии всех покидавших город и въезжавших в него.
Будочник на заставе. Гравюра начала XIX в.
Здесь должны были также «препятствовать проходу злонамеренных людей» – беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга, извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трех камней для мощения петербургских улиц, а также тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения. Покидать столицу и отсутствовать в ней дозволялось лишь «с запиской от Сената, только чтоб не более пяти месяцев».
Возле каждой заставы в особых зданиях – гауптвахтах – находились воинские караулы, а дороги перегораживались шлагбаумами и рогатками.
Первая застава находилась на пересечении современного Лиговского проспекта и Разъезжей улицы, а с 1740-х гг. – в районе современных Московских ворот. Вторая застава на Московском тракте находилась в районе современной площади Победы. Она называлась Средней Рогаткой, потому что у подножия Пулковских высот, возле мельничной плотины, была еще одна застава.
В северной части у Поклонной горы находилась Выборгская застава. В 1730-х гг. был проложен Шлиссельбургский тракт и создана Невская застава. Близ Екатерингофа на Петергофском тракте появилась Нарвская застава.
Кроме этих главных застав близ Петербурга находились Муринская застава (в районе нынешней Лесотехнической академии), Сестрорецкая застава (в Старой Деревне) и Костыльская застава (в конце Большого проспекта Васильевского острова, недалеко от Галерной Гавани).
Таким представал элитный жилой комплекс «Граф Орлов» на рекламных плакатах
Заставы располагались как на сухопутных, так и на водных дорогих, которые вели в Петербург. Кроме сухопутных застав была еще и Охтинская застава, она предназначалась «для исчисления судов, проходящих по Неве». Располагалась она в деревне Клочки на правом берегу Невы.
В XVIII в. заставы являлись обозначением границ города. Значительно позже, когда стали развиваться железные дороги, а Россия окончательно и бесповоротно вступила на путь капитализма, заставы потеряли свое значение. Однако память о них до сих пор живет в городской топонимике.
- Ансамбль старообрядческих храмов у Рогожской заставы (в Рогожской слободе)
- Послеобеденная прогулка в квартале Шаррон севернее заставы Монтрей
- Мандава
- 1. Как быть, если вес или размер ручной клади немного превышает установленные нормы?
- Дети леса
- Проспект Римского-Корсакова
- IX. Транспорт Индии
- Иехония
- Париж д’Артаньяна
- Судак
- Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века
- 6. Все дороги ведут в Сеул