Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гомельщина
РАТУША
РАТУША
(По материалам Ирины Чуенковой, опубликованным в газете «Чачерскі веснік» в 2004 г., и А. Лизарева, опубликованным в газете «Гомельская праўда» 5 января 2002 г.)
В советское время ряд исследователей истории Чечерска, в частности Галина Петровна Жаровина, Игорь Мефодьевич Чернявский, Иван Васильевич Демура, были единодушны во мнении, что автором проекта перепланировки Чечерска и проектировщиком некоторых его строений был] великий русский архитектор Василий Баженов, известный своими проектами дворца на Каменном острове и Смольного института в Петербурге, а также Кремлевского Дворца в Москве и дворца в подмосковном Царицыне. Действительно, между семьей Чернышевых и Василием Баженовым были дружеские отношения. Эта дружба могла вылиться в совместную деятельность. Особенно подтверждает это стиль дошедших до наших дней творений зодчего. В частности, Чечерская ратуша имеет немало общего c первоначальным проектом церкви в селе Быково. Оба строения сооружены по одной композиционной схеме. Те же членения, та же ритмика фасадов много других общих деталей и особенностей.
При графе Захаре Чернышеве город Чечерск был преобразован до неузнаваемости. В основу преобразований легла концепция создания «идеального» поселения. Новый план, представленный архитектором, отражал характерное для классицизма представление о городе как едином художественном произведении. На площади в 1780 г. вместо деревянной ратуши была воздвигнута каменная. Строго на нее были сориентированы основные магистрали города.
Вокруг ратуши, с соблюдением абсолютной симметрии, на перекрестках улиц были построены четыре храма-ротонды: три православные церкви и один католический костел.
Ратуша завершается пятью башнями: четырьмя угловыми и одной центральной. Башни эти деревянные, но декорированы под камень. Архитектурные детали центрального сооружения города должны были напоминать Захару Григорьевичу о его берлинском походе. Известно, что во время Семилетней войны корпус под командованием генерала Чернышева в 1760 г. занял Берлин. Этот успех впоследствии сделал З.Г. Чернышева генерал-фельдмаршалом. Именно поэтому классические элементы ратуши пронизаны линиями и приемами, характерными для готического зодчества. Памятник должен был напоминать ту победу над немцами, чтобы потомки гордились военными подвигами своих предков.