Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина
ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ
ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ
(По материалам Анны Дулебы, опубликованным в районной газете «Полымя» 23 и 30 мая 2007 г.)
В 1587 г. князь Миколай Криштоф Радзивилл Сиротка на свои средства построил в местечке Мир деревянный костел.
В 1599–1604 гг. еще при жизни Сиротки, а значит тоже на его средства, на месте деревянного костела возвели каменный. При этом храме существовали школа и богадельня («шпиталь»). В 1710 г. костел был обновлен по указу Радзивилла Рыбоньки. Позже, в 1805 г. перед входом в храм построили кирпичную колокольню-браму В 1865 т. костел закрыли, а его здание передали Мирскому православному причту. В нем 17 ноября 1865 г. состоялось освящение церкви в честь угодника Николая.
Из церковных описаний 1879 г. следует, что Николаевская церковь имела два иконостаса: большой и малый. В большом насчитывалось 22 иконы, которые были установлены в 5 рядов. Кроме этого* ряд икон размещался в церкви отдельно. В храме хранилось 10 убранств для священнослужителей, серебряный литургический набор посуды, 4 богослужебных Евангелия (три в металлических обложках и одно — в оксамитовой). На колокольне имелось 6 колоколов. Самый большой весил 300 пудов. Он был отлит по указу 8-летнего князя Радзивилла Рыбоньки в 1710 г. На колоколе стояло его имя. Среди жителей Кореличчины, когда действовал этот колокол, долгое время бытовало выражение: «Раве, як Мирский звон». В годы Первой мировой в 1915 г. по указу царских властей этот колокол был отправлен на переплавку.
Николаевская церковь имела архив, где сохранялись метрические книги и другие документы.
В 1866 г. во время переоборудования этого храма под церковь под алтарной его частью был обнаружен склеп с 30-тью гробами неизвестных особ. Все эти гробы в том же году были засыпаны землей в том же склепе.
В 1879 г. в состав Николаевского прихода, кроме местечка Мир, входили деревни Озерск, Овцевичи, Великое село, Радунь, Песочная, Симаково. Самый дальний из этих населенных пунктов находился в 6-ти верстах от приходской церкви. Приход насчитывал больше 4, 5 тысяч верующих. В праздничные дни храм посещали до 600 верующих. Один раз в год священники этой церкви устраивали крестный ход богомольцев — проходили по улицам города, окропляли святой водой дома, посевы и скот. В церковных описаниях за тот год отмечается высокий духовный уровень верующих, которые избегали пьянства, были приветливыми, дружелюбными, трудолюбивыми, бережливыми в отношении храма, набожными и придерживались постов. При этом среди прихожан самого местечка 60 % верующих могли читать и писать. Вот сведения из путевых записок некоего Куклина, которые назывались «От Пинска до г. Новогрудка» и были отпечатаны в г. Минске в Губернской типографии в 1869 г. «Замечательна, сохранившаяся в м. Мир, организация цехов, которых здесь четыре: сапожный, гончарный, ткацкий и кузнецкий. Они имеют ремесленный и полуремесленный характер, составляя нечто в роде церковных братств. Каждый цех имеет в церкви свою хоругвь и братские свечи, отличающиеся громадною величиною. Всякое торжественное богослужение совершается при участии цехов. При торжественных похоронах цеха тоже принимают участие со своими хоругвями и свечами. Люди, близко знакомые с внутреннею жизнью Мирских цехов, уверяют, что они имеют доброе влияние на нравственность жителей. Например, при погребении они принимают все расходы на средства своей общины и при этом не бывает никаких попоек, без которых в других местах почти никогда не обходятся подобные случаи».
В 1990 г. эта святыня была возвращена католикам.
Троицкая церковь была построена в 1533-50 гг. из кирпича в центре местечка на торговой площади именно как православный храм. Ее строительство приписывают владельцу местечка князю Миколаю Радзивиллу Черному который содействовал православию.
В 1705 г. церковь переоснастили в униатский храм.
В 1830 г. она снова стала православной.
В 1865 г. церковь пострадала от пожара. Удалось спасти иконостас и богослужебные вещи. Сгорела часть архива.
В 1873-75 гг. Троицкая церковь была капитально отремонтирована на средства прихожан. На ее обновление было истрачено до 6 тысяч рублей. 25 мая 1875 г. храм торжественно освятил епископ Минской епархии Александр.
В плане Троицкая церковь имела вид продолговатого креста с пятью глухими куполами и двумя входными дверями.
На колокольне, которая располагалась над входом, висело четыре колокола: 1, 6, 10 и 20 пудов каждый соответственно.
Изнутри церковь обогревалась двумя кирпичными печами. После пожара (1865) главный иконостас все же заменили на новый. Он состоял из 7 икон, установленных в два яруса. Отдельно в церкви находилась икона Божьей Матери, написанная на полотне в XVI в. в византийском стиле. В 1875 г. икону покрыли позолоченной ризой.
В 1879 г. кроме приходской Николаевской церкви и приписной в ней Троицкой на кладбище местечка Мир действовала еще Георгиевская церковь. Изначально она была деревянной. Но в 1910 г. на ее месте построили новую церковь из кирпича, с одноярусной колокольней. Всего в составе Николаевского прихода числилось 6 кладбищ.
Земли Николаевского прихода были разбросаны в разных местах. Иные сдавались в аренду, остальными пользовались священники и церковные работники, которых вместе со священником и его помощником было четыре человека. В самом местечке находилась церковная усадьба с каменным двухэтажным домом в центре и с хозяйственными постройками. Невдалеке от местечка располагалась церковная ферма, состоявшая из жилого дома, гумна и хлева.
- ОСНОВНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ ЧЕЧЕРСКА
- Часть 1 Православные христианские храмы
- Часть 2 Христианские храмы других конфессий
- Часть 3 Нехристианские храмы
- Христианские традиции почитания воды
- Христианские памятники северо-восточной части Каира
- ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ СВИСЛОЧИ
- ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ ГОРОДА
- ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ КОССОВА
- Христианские церкви
- Христианские общежития и приюты
- Христианские монастыри