Книга: Бангкок и Паттайя. Путеводитель
От Рамы до Рамы
От Рамы до Рамы
После бесславной гибели Таксина от рук заговорщиков новый король Рама I велел поменять дислокацию на более безопасное место – остров Ратанакосин, что на противоположном берегу Чаопраи. Стройка закипела: возводились дворцы, рылись аюттайские каналы-клонги, свои кварталы-лабиринты поналепили вездесущие китайцы и индусы. Когда от них не стало продыху, указом короля пришлых переселили к юго-востоку от центра, где возникли нынешние Чайна-таун и Маленькая Индия. Королевский квартал построили всего за три года, к 1785-му, и новая столица получила короткое скромное название Крун Теп Маха Након Амон Раттанакосиндра Махиндраюттая Махадилокпоп Ноппараттана Ратчани Буриром Удом Рачнивет Махастан Амон Пиман Аватан Сатит Сакататтия Витсануцкам Прасит. В переводе это означает «Великий город ангелов, обитель Изумрудного Будды, неприступная обитель Индры, Аюттае подобная, Великая столица девяти драгоценностей, город счастья и королевских дворцов, где правит воплотившийся Бог, город, дарованный Саккой и возведенный Витсанукамом». Смущенные местные жители сократили в обиходе название до Крун Тепа, а пришлые торговцы и послы из Европы нарекли столицу Банг Макоком, оставив впоследствии короткое «Бангкок».
Так все начиналось…
Город тем временем рос не по векам, а по годам, поглощая рисовые поля и фруктовые сады, на месте которых вырастали жилые и торговые кварталы.
Город оброс системой водных каналов. По ним возили грузы, ездили по делам и просто так. Два больших канала создали непосредственно королевский остров Ратанакосин (они сохранились и по сей день), а десятки других создали Бангкоку имидж «Азиатской Венеции». Теперь остров – исторический и культурный центр Бангкока.
Период с 1782 года по наше время принято описывать от Рамы до следующего Рамы. Всего их набралось девять, и последний Рама IX Пумипон Адульядет правит дольше всех.
Третий Рама, взошедший на престол в 1824 году и открывший Сиам для западных держав, удержал диких бирманцев от очередного похода за его богатствами. Его старший брат принц Монгкут, дальновидно сосланный Рамой ll в монахи во избежание междоусобицы, дождался своего часа в 1851 году и стал Рамой IV.
Добродетели Монгкута, среди которых покровительство науке и искусству, модернизация страны на западный манер, реформы образования и торговли, можно перечислять долго. Но прежде всего тайцы обязаны ему своей национальной гордостью, ведь они так и не стали чьими-то подневольными. В 1861 году европейские дипломаты, изнывавшие без привычных дорог и конных прогулок, обратились к королю с прошением проложить первую улицу в нашем обычном понимании. Так появился современный проспект Чарон Крунг («новая дорога»), связавший ват По с Чайна-тауном и кварталом Фаранг, где эти самые фаранги и проживали. Эксперимент оказался удачным, и новые сухопутные дороги, ставшие со временем улицами, изменили облик тайской столицы.
Ват Яй Чаймонкон
1 октября 1868 года Рама IV приказал долго жить, и на трон взошел его 15-летний сын Чулалонгкорн, ставший очередным, пятым по счету Рамой. Именно он ввел обязательное начальное обучение и учредил первый бангкокский университет. Со всей страны в столицу стекались люди, и к концу XIX века здесь насчитывалось уже полмиллиона жителей.
Сблизившись с Рамой V, Россия установила негласный протекторат над Сиамом, сдерживая колониальные аппетиты англичан и французов. Символично, что музыку к национальному тайскому гимну написал русский композитор Щуровский в 1888 году. Будущий российский самодержец Николай Александрович (Николай Второй) посетил Сиам во время своего кругосветного путешествия с «дружеским неофициальным визитом». Через 6 лет, в 1897 году, ответный визит в Санкт-Петербург нанес Чулалонгкорн.
Карл Фаберже отправился в «рабочую командировку» с большой группой военных советников в Бангкок и между делом сотворил третью по величине в мире коллекцию своих изделий, которой до сих пор владеет королевская семья Таиланда. Такие тесные взаимоотношения двух стран не могли не вылиться во что-то особенное. Им стала удивительная и красивая история женитьбы наследного принца Чакрапонга на русской красавице Екатерине Десницкой.
Но даже такие тесные и даже в чем-то интимные отношения Сиама с Россией не всегда спасали его от нападок со стороны англичан и французов. В 1893 году французский флот подошел вплотную к столице королевства и блокировал Бангкок. От захвата тайцев спасли лишь дипломатические дрязги французов с англичанами, делившими шкуру еще не убитого слона.
Руины Аюттаи
В такой неспокойной обстановке требовался мудрый политик, сумевший извлечь максимум пользы от дружбы с могущественной северной державой. Увы, этого не случилось. Рама V умер в 1910 году, а вместе с ним умерла и дружба между нашими странами.
На дворе стоял турбулентный двадцатый век с его повальной модой на революции, и мода эта не обошла стороной, казалось бы, вечную тайскую монархию. 76-летний Рама VII Прачатхипок, короновавшийся в 1925 году, стал последним в истории Сиама абсолютным монархом.
Наверное, он понимал, что дни королей-небожителей сочтены. Европейские и азиатские монархи уже давно выполняли исключительно церемониальные функции, создавая иллюзию властной преемственности. Да и не по годам было 83-летнему дедушке воевать с радикально настроенными студентами, когда 24 июня 1932 года они в союзе с группой военных захватили власть в Бангкоке. Король в это время играл в гольф в своей резиденции на курорте в Хуа Хине и новость о низложении воспринял стоически, чуть ли не с зевотой. Через три года он и вовсе отрекся от престола по состоянию здоровья и уехал доживать свои дни в благополучную Англию.
Как это водится, с крахом вековых устоев в стране начались «перестройка и гласность». Военные, дорвавшиеся наконец-таки до власти, учредили правительство, украсив его гражданскими лицами, приняли Конституцию и под демократический шумок начали пилить народное добро. Страну от греха подальше переименовали из Сиама в Таиланд: вместе со старым названием ушли и старые обязательства. Дабы не волновать население отсутствием законного короля, на его место назначили 10-летнего мальчика, племянника Пратчатхипока принца Ананду Махидона. Едва ли он мог найти свою страну на географической карте, ибо родился в Германии, всю жизнь прожил в Швейцарии и слонов видел только в зоопарке. Нареченный Рамой VIII, он вернулся на родину только в декабре 1945 года, а руководство страной в смутное военное время взял на себя генерал Пибун Сонгкрам, прославившийся союзом с фашистской Германией. Тайцы даже отправили в Европу небольшой экспедиционный корпус. В это время союзники-японцы вовсю хозяйничали в стране и уморили десятки тысяч простых рабочих на строительстве железной «Дороги смерти».
В 1944 году растущее антифашистское давление вынудило уйти в отставку Пибуна Сонгкрама. Казалось бы, мрачный период в истории страны миновал, и с новым правительством наступила стабильность, но на свою беду из Швейцарии вернулся тот самый Рама VIII. Вернулся, чтобы найти свою смерть. 9 июня 1946 года он был застрелен в своей спальне прямо в королевском дворце. Обстоятельства его гибели так и остались невыясненными, найденных козлов отпущения в лице слуг казнили, а после коронации Рамы IX Пумипона Адульядета эта тема попала в разряд запретных. Еще бы, ведь будущий король в момент убийства находился в том же дворце и не мог не знать о тайных течениях, приведших к трагедии. В любом случае правду об этой темной странице тайской истории мы узнаем не скоро.
После Второй мировой войны в стране установилась демократия с военным душком. В то время как соседние Бирма, Лаос, Камбоджа и Вьетнам объявляли о независимости и выборе социалистического пути развития, чему способствовали немалые суммы, переводившиеся из Москвы, Таиланд оставался форпостом американцев в Индокитае и также извлекал из этого солидные барыши. США вкладывали в тайскую экономику деньги, сопоставимые с национальным бюджетом, строили военные базы и склады, которые с превеликим удовольствием обслуживало местное население.
- Часть 1 Православные христианские храмы
- Глава 4 Храмы во имя Святой Троицы
- Глава 3 Храмы с именем Иисуса Христа
- **Нубийские храмы
- Часть 2 Христианские храмы других конфессий
- Самые известные храмы Санкт-Петербурга
- Часть 3 Нехристианские храмы
- Поездка «Сады и храмы, день чудесный»
- Существовали ли эти храмы?
- Храмы на Торре Арджентина
- Северо-запад: бани, храмы, синагога
- Храмы Овощного рынка