Книга: Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа
Из истории
Разделы на этой странице:
Из истории
Поселок основан в 1929 г. на реке Надым. В 1949 г. рядом, на строившейся между Обью и Енисеем железной дороге основали станцию. В конце 1960-х гг. станция уже бездействовала, а поселок вырос благодаря началу газового освоения. В 1972 г. он стал городом. Старый поселок на правом берегу реки переименовали в Старый Надым. Там остался речной порт и конечная станция ж/д.
Около Надыма добывается ок. 40 % общероссийского объема газа.
Никольский храм
Пятикупольный желто-охристый храм (1997) сразу стал украшением города, по контрасту с симпатичными, но все же однотипными пяти-, десятиэтажными жилыми домами.
Северный двойник БАМа
Трансполярная магистраль Чум – Салехард – Игарка, ударными темпами строившаяся в 1947–1953 гг., была быстро позабыта. Это был один из самых утопических проектов ГУЛАГа. Трасса (1263 км) в условиях вечной мерзлоты. После Второй мировой войны Сталин начал готовиться к третьей. Советскому Союзу нужен был глубоководный порт в центре страны. Новым «стратегическим» портом должна была стать Игарка.
Железная дорога должна была пройти по Крайнему Северу Сибири до Чукотки и «спуститься» в Приморье, замкнув таким образом транспортное кольцо. Стройка была засекреченной (№ 501 – Обское направление, № 503 – Игарское направление). Кроме «стратегической», у дороги были еще две гражданские задачи: облегчить вывоз продукции Норильского никелевого комбината и дать работу сотням тысяч заключенных. За год был закончен участок от ст. Чум до ст. Лабытнанги. Далее в 1949 г. началось основное строительство, там где Обь и Енисей разделяет тысяча километров безлюдной тундры.
Дорогу строили однопутную, с разъездами через 10–15 км. Мосты через Обь и Енисей не возводили. Летом их должны были заменять паромы, зимой «льдянка» – ж/д путь по льду (уникальное изобретение советских инженеров). «Льдянка» через Обь существовала пять зим – до 1953 г.
Отсыпка полотна была песчаной и потихоньку поглощалась болотами. Шпал не хватало: кое-где одна шпала приходится на метр пути. Не хватало и новых рельсов. Поэтому использовались старые рельсы, уже отслужившие на других железных дорогах (большая часть – так называемая демидовская сталь), использовали и немецкие трофейные рельсы.
Через каждые 5 км строился лагерь. За невиданно короткий срок было уложено более 900 км полотна. Но… Сталин умер. Стройка была прекращена, заключенных перебросили на Волго-Донской канал и Омский нефтеперегонный завод, а уже готовые участки дороги просто списаны за ненадобностью. Почти 1000 км пути между Обью и Енисеем, мосты, разъезды и лагерные поселки брошены. Паровозы и вагоны на восточной стройке осели в тундре.
- Основные события истории Бразилии
- Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- Из истории города
- *Музей истории Будапешта
- КОРЕЙЦЫ В ПРИМОРЬЕ, ИЛИ ИЗ ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КОРЕЕ И ВО ВЛАДИВОСТОКЕ: ЦЕРКОВЬ НА МАХАЛИНА
- *Музей истории Амстердама и *галерея Городской стражи
- Музей истории судоходства
- Черные страницы выборгской истории
- Глава 1. Chateau Tigis – от истории к качеству
- Музей истории медицины Земмельвейса
- Из истории Москвы
- Памятники истории у бывшей границы