Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ КАМЕНЦА

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ КАМЕНЦА

(По материалам Георгия Степановича Мусевича, хранящимся в фондах Центральной районной библиотеки города Каменца)

Первую церковь в Каменце распорядился построить Владимир Василькович. Эту церковь освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее соорудили из камня. Владимир Василькович подарил ей написанную еще в 1268 г. икону Божьей Матери, заслужившую позже называться Каменец-Литовской чудотворной иконой Божией Матери.

В конце XVI в. горожане задумали построить еще одну православную церковь. Место для нее выбрали на холме естественного происхождения. Это было то самое городище, на котором археологи впоследствии обнаружили стоянку X–XI вв. и которое когда-то омывалось рукавом ныне пересохшего и потерявшего свое название притока реки Лысны. (Теперь можно только предположить, что когда-то этот приток носил название Каменка.) Деревянный храм имел двухскатную гонтовую крышу, которую венчал небольшой луковичный купол с крестом. Отдельно, с правой стороны от храма, располагалась деревянная четырехугольная в плане колокольня. Погост ограждала изгородь из толстых бревен. К входу в храм вела булыжная дорожка. Церковь освятили во имя Симеона Столпника Антиохийского.

Первый капитальный ремонт этой церкви был сделан в 1769 г. В то время в Каменце действовало три приходские церкви — Свято-Симеоновская, Свято-Воскресенская и Христо-Рождественская и две приписные — Свято-Благовещенская и Спасо-Преображенская.

В 1835 г. единой приходской церковью в городе стала Свято-Симеоновская. 29 сентября 1839 г. Указом Литовской духовной Консистории, по предложению митрополита Иосифа, Свято-Симеоновская церковь получила статус соборной.

В 1865 г. в город прибыла государственная комиссия, которая в присутствии настоятеля собора отца Симеона Будиловича составила акт, в котором было указано о необходимости капитального ремонта храма.

Постановления комиссии были исполнены. Однако собор с течением времени становился все более ветхим. И тут помог случай. В Беловежскую пущу прибыл император Николай II. Тогдашний настоятель каменецкого собора отец Лев Паевский приехал в Беловежскую пущу и 5 сентября 1897 г. удостоился высочайшей аудиенции Государя в Беловежском дворце. Священник просил за церковь, а из рук не выпускал чудотворную икону. Просил он и за Каменецкий столп, который давно нуждался в ремонте. В тот день каменцам пришлось распрощаться со своей чудотворной иконой — она была подарена отцом Львом Паевским Николаю II. Государь оценил сей дар и распорядился реконструировать столп, а на строительство новой церкви в Каменце выделил 50 тысяч золотых рублей.


Однако не все разрешилось так легко. Даже имея на руках указание царя, Льву Паевскому пришлось немало поездить в Вильно, Гродно, чтобы постройка нового храма началась.

Наконец, в 1903 г. приступили к реставрации Каменецкого столпа. В 1905 г. ремонт столпа был успешно закончен. Строительство храма затягивалось. В конце концов ревнивый священник не выдержал и перевелся в более населенный Слоним.

Только 26 мая 1912 г. был заложен первый, угловой камень под новую кирпичную церковь. Строительство вели на том самом месте, где стояла старая церковь. К тому времени настоятелем строящегося собора был уже Константин Таранович.

Кирпич обжигали на одном из хуторов на Углянской дороге, за холмом иод названием Шибеница. Уже весной 1914 г. новый храм высился во всей своей красе. Престол освятили 14 сентября (по новому стилю) 1914 г. во имя того же святого — Симеона Столпника Антиохийского.

Из строителей до наших времен дошли имена двоих: Луки Юркевича из Каменца и Игнатия Будкевича из Шитовой.

Поначалу церковь была бедна иконами, иконостас имела простенький, березовый; в ней насчитывалось 6 колоколов, привезенных Николаем II из Ливадии еще в 1902 г. В годы Первой мировой войны церковь стояла запертой.

Лишь 5 мая 1924 г. после продолжительного запустения храм был освящен повторно. Это сделал епископ Полесский и Пинский Александр.

В это время в Варшаве на Саксонской площади разбирают кафедральный собор во имя Александра Невского, выстроенный по проекту Леонтия Бенуа, а в 1926 г. и вовсе взрывают, чтобы очистить не столько площадь, сколько напоминание о том, что Польша 125 лет находилась в составе Российской империи. Некоторые украшения несчастного собора передали в храм Покрова Пресвятой Богородицы в город Барановичи. А один из деревянных иконостасов его оказался в церкви варшавской русской гимназии. Дальнейшая судьба этого иконостаса связана с именем Феодосии Пиллиповны Трайчук и регента Свято-Симеоновской церкви Семеона Павловича Корнелюка. Первая жертвует все свои сбережения, чтобы выкупить иконостас из церкви варшавской гимназии, а С.П. Корнелюк прилагает усилия, чтобы вывезти его из Польши. В результате этот иконостас, а также иконы и ризы из Александро-Невского собора города Варшавы перевозят железной дорогой до станции Жабинка. Далее они подводами доставляются в Каменец.

Сей величественный иконостас, вырезанный из мореного дуба, и теперь украшает Свято-Симеоновский храм города Каменца.

Оглавление книги


Генерация: 0.470. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз