Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина

МАЛОРИТСКИЙ СТРОЙ

МАЛОРИТСКИЙ СТРОЙ

Малоритский строй — это комплекс белорусской народной женской одежды и вышивки. Состоит из типового комплекса женской одежды: рубахи, юбки и фартука, но отличается характером орнамента (вышивкой), колоритом и способом ношения частей костюма.

Рубаху шили с прямыми плечевыми вставками и отложным воротником. Фартук имел вышитые завязки. Юбку подпоясывали красным поясом. Особую выразительность костюму придавала "гамитка". Ее украшали вышивкой: звездами-розетками в одном углу и узорчатыми полосами по обеим краям.

Владимир Зенько, составитель альбома "Малорита и ее окрестности" (2007), сообщает, что особой живописностью комплекса женской одежды Малоритского строя отличается головной убор свахи — "коробочка-лямец", украшенный ленточками, тесемочками, бисеринками и двумя "рожками" пестро окрашенных перьев. Увидев этот убор, можно было сразу определить, какую деятельность предпочитает его хозяйка.

Что касается украшений, то к ним следует отнести бусы, крестики и медальоны — "лычманы".

Зимой жители Малоритчины одевались в суконную свиту "с усами", украшенную цветными шнурками, пестрыми помпонами и вышивкой.

Традиционной обувью были плетеные из лозы "постолы" и "поршни".

Женская одежда Малоритчины — это своеобразная книга судьбы. Каждая женщина, украшая вышивкой свои фартук и рубаху, как бы рассказывала свою судьбу, делилась своими радостями и горестями. Вышитый двухглавый орел обозначал отнюдь не элемент известного герба, а символ того, что женщина имела в своей жизни две семьи: ту, где родилась и выросла, и ту, куда вышла замуж. Ромб — начальный символ качества вышивки, по нему должны были судить о женщине как о мастерице-вышивальщице. Восьмиконечная звезда — общий символ женщины, символ ее перемен, жизненных стадий, ступеней: красная восьмиконечная звезда — женщина до замужества, дева (в старину так и называли — "красная дева"), бордовая — женщина в замужестве, черная — вдова. Владея знаниями этого сакрального искусства, мастерица могла написать любую судьбу, рассказать любую историю своей жизни. По сути, в Малорите имело место быть и продолжает существовать "искусство рассказа в вышивке". Это архаичное искусство следует сохранять и развивать. Оно национально и исключительно эстетично.

Оглавление книги


Генерация: 0.651. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз