Книга: Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте
Источники живые и мёртвые. Информация
Источники живые и мёртвые. Информация
Раньше главным источником информации о мире были книги. В книгах и сейчас можно узнать массу фактов и потом их использовать. Провести исторические параллели, пройти по маршруту известных путешественников и понять особенности местной жизни.
Проблема книг в том, что читать их долго, а сегодня обмен информацией идёт быстро. Мы привыкли получать ответы на вопросы моментально. В этом смысле интернет – угроза для хорошей литературы, которую следует читать неторопливо и вдумчиво.
Книги – это благо. Прочтённые, они дадут вашему тексту глубину и солидность. В сети тоже можно узнать обо всём. Только следует учесть, что информация, которую вы отыщете, может быть поверхностна, не точна и не эксклюзивна. Слепо использовать её нельзя, чтобы не заработать репутацию плагиатора. Сайты часто воруют тексты друг у друга, а поисковые роботы отслеживают процент заимствований. Для привлечения публики и победы над роботами используется «рерайт», перестановка слов таким образом, чтобы текст казался уникальным. Достоверность и качество информации при этом страдает. Так что найденные материалы – лишь повод для размышления. А в некоторых случаях и отличный пример, как и о чём писать не стоит. Авторы могут ошибаться, а могут и сознательно привирать.
Даже Афанасий Никитин любил преувеличить.
В своих путевых записях «Хождение за три моря» он рассказал много небылиц об Индии. Я специально ездил в Индию и проверял. Ни обезьяньего князя, ни войска не обнаружил. А то, что описывал Никитин, – это сцены из эпоса «Рамаяна», источника художественного, а не документального. Аккуратнее нужно работать с источниками!
А обезьяны, то те живут по лесу. А у них есть князь обезьяньскый, да ходит ратию своею. Да кто замает, и они ся жалуют князю своему, и он посылает на того свою рать, и оны, пришел на град, дворы разваляют и людей побьют. А рати их, сказывают, велми много, а язык у них есть свой.
Изучая книги и интернет, вы сможете определиться с направлениями и местами, куда поедете. Можно ехать и без подготовки, в надежде, что по дороге попадётся что-то интересное. Так бывает. Но если вы заранее договариваетесь с редакциями, чтобы они публиковали ваши заметки, то без плана и маршрута не обойтись. Подробное описание будущей поездки подчеркнёт серьёзность ваших намерений и даже поможет с поиском спонсоров.
Нужно ли брать с собой в дорогу путеводитель? Да, если собираетесь пройтись по туристическим местам, останавливаться в рекомендованных гостиницах и питаться в одобренных ресторанах. Нет, если ищете приключений и независимости. Для travel-журналиста путеводитель скорее вреден, он ограничивает его, направляя по ложному пути проторенных маршрутов. Разве что вы пишете собственный путеводитель.
С другой стороны, следует знать, о чём писали до вас. Полезно составить представление о стране, в которую вы собираетесь. К хорошим изданиям можно отнести путеводители «Афиши» или западные Lonely Planet и Rough Guide. Но время бумажных путеводителей уходит. Им на смену приходят электронные, такие как Trip Advisor, в создании которого участвуют десятки тысяч пользователей. Конкурировать с ними сложно. И не нужно. Посмотрите чужие туристические отчёты, блоги и публикации. Возможно, там найдётся что-то оригинальное, что натолкнёт на хорошую идею.
Лично я предпочитаю общаться с людьми на местах. Связываюсь заранее с друзьями и знакомыми в разных странах и задаю вопросы. А если друзей нет, то помогают соцсети или сайты типа couchsurfing.com; можно отсортировать людей по интересам – например, только фотографов, или мотоциклистов, или любителей археологии – и расспросить их. Если повезёт, они не только дадут вам ценные сведения, но и согласятся вас сопровождать.