Книга: Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте

Весь в чёрном. Пресс-тур

Весь в чёрном. Пресс-тур

В Боливии я случайно попал в пресс-тур. Шёл по улице и увидел табличку «Министерство туризма». Зашёл попросить бесплатную карту страны, а меня пригласили на встречу к министру. Министр оказалась милой дамой, расспросила меня, о чём собираюсь писать, и предложила организовать пресс-тур. Правительство Боливии брало на себя расходы по организации моего маршрута, проживанию, питанию, перемещению и экскурсионному обслуживанию.

Поездка получилась отличная. Правда, в одном из городков я случайно перепутал автобусы. Не попал на оплаченный, а по ошибке сел в другой, уехал в неизвестном направлении, а когда опомнился, попросил высадить на перекрёстке. Время было позднее, перекрёсток глухой. Через некоторое время показался междугородный автобус, идущий в нужном направлении. Я остановил его, но мест в нём не оказалось. «Сеньор, я не могу вас взять, – сказал водитель, – у меня люди сидят даже в проходе и на ступеньках. Впрочем, есть один вариант… не знаю, понравится ли вам…» Боливиец открыл дверь багажного отделения – под автобусом – и указал внутрь. Среди сумок и чемоданов сидели две молодых индианки в платьях и шляпах-котелках. Рядом с ними как раз было место, чтобы пристроиться на корточках. Индианки заулыбались: давай к нам! Но я испугался. Как же так: я в пресс-туре! Пишу про позитивное, живу в дорогих отелях, питаюсь в хороших ресторанах. А тут меня, уважаемого сеньора, хотят засунуть в багажник! Я отпустил автобус и дождался следующего, с местом на полу в проходе. А потом жалел, что упустил шанс прокатиться в багажнике с индианками. Разве из этого не вышла бы интересная история?

Пресс-туры обычно не имеют отношения к настоящим приключениям. Это туризм организованный и благопристойный, если, конечно, группа не переусердствует с дегустацией напитков. С журналистами это случается.

В пресс-тур могут пригласить, если вы работаете на крупное либо специализированное респектабельное туристическое издание. Туры бывают событийные и рекламные. На событийный: крупные праздники, фестивали, спортивные и культурные мероприятия – едут, как правило, представители новостных редакций.



В рекламном туре события искусственные. Вам предстоит писать про отели, рестораны, спа-салоны, парки, аттракционы, катание на лодках, слонах и страусах. Всё это вам придётся изучать в режиме нон-стоп с перерывом на сон. Вам покажут лучшее, будут кормить и поить, как в последний раз. Заказчик ждёт благожелательных отзывов и огорчится даже фразе, что во время тура была плохая погода – за такую правду в следующий раз могут оставить без приглашений.

Организаторы пресс-туров – крупные турфирмы, министерства по туризму, отельные сети, авиакомпании. За время поездки вы увидите жизнь глазами баловня судьбы. Шампанское по утрам и фуа-гра на ужин. Сложный момент наступает во время возвращения. Открыв ноутбук, вы можете обнаружить, что писать-то не о чем. Ну, не о том же, как вкусно вы обедали в ресторанах? А вот именно об этом!

Если у вас есть стиль и чувство юмора, возможно, вы сумеете придумать интересный отчёт по туру. Главное, ловко пройти по тонкой грани, чтобы и читателя удивить, и заказчика не потерять. Исключение – если вы звезда, известный блогер, «лидер мнений». Тогда можете писать ругательный отзыв, всё равно пригласят другие, а читатели будут больше любить – за честность.



Если вы пишете для профессиональных туристических изданий, задача упрощается. От вас не требуется литературного мастерства, а лишь дотошность и подробность изложения. По вашим текстам туристические агентства будут решать, стоит ли им продавать этот тур или нет.


Со временем можно сделать карьеру в качестве ресторанного или отельного критика. К вашему мнению начнут прислушиваться и приглашать всё чаще, так что придётся выбирать: ехать в Чехию в пятый раз или в Израиль в восьмой.

Среди пресс-туров попадаются и увлекательные.

Например, круизы по Средиземноморью или Арктике.

Во время морского похода на Командорские острова мы высадились на берегу острова, усеянного костями китов и черепами моржей.

Пиратская сказка! Жаль, что гигантский череп моржа нельзя было забрать с собой: он оказался слишком тяжёл, да и вывозить их запрещено.

Ещё ходили на атомном ледоколе на Северный полюс, снимали полярную станцию с дрейфующей льдины. А по дороге обратно спасли группу туристов, застрявших на одном из островов: их чуть не сожрали белые медведи.

Частью пресс-тура на индийском поезде «Махараджа-экспресс» было участие в спортивном состязании. Можно было сыграть в мяч верхом на слоне. Из этого получился рассказ «Слоновье поло».

Это один из самых медленных видов спорта. Настолько медленный, что и спортом эту командную игру назвать трудно. Вроде бы присутствуют все необходимые атрибуты – мяч, ворота, клюшка, – и всё же здесь не бывает молниеносных прорывов и резких бросков. В слоновьем поло игроки соревнуются не столько в скорости реакции, сколько в терпении. Если нападающая команда упускает инициативу, требуется немало времени, чтобы слоны перестроились и двинулись к противоположным воротам.

Играть в слоновье поло придумали индийские махараджи в конце XIX века с подачи своих английских покровителей. В отличие от резкого и травмоопасного поло на лошадях, слоновье – подходит не только для молодых джигитов, но даже для пожилых леди. Не нужно уметь управлять слоном – «за рулём» многотонного зверя сидит погонщик-махаут, вооружённый палкой с металлическим крюком на конце, на случай если зверь начнёт чудить. С каждой стороны выступает по три слона, причём отличить своих от чужих можно лишь по цвету тюрбана погонщика. Игрок сидит за спиной махаута, держась ногами в стременах и одной рукой за верёвку.

Задача игрока – размахнуться длинной (2,5 метра) клюшкой, похожей на молоток для крокета, и точно ударить по мячу. Требуется загнать мяч в ворота, что не очень сложно, учитывая их ширину (5 метров) и отсутствие вратаря. Проблема в том, что, промазав и уступив мяч соперникам, можно получить «переход хода», влекущий за собой неторопливый разворот всех шести слонов.

Мужчинам играть сложнее: согласно правилам, они должны держать клюшку одной рукой, в то время как женщинам разрешено бить двумя руками. Иногда мяч закатывается под брюхо слона, где его невозможно увидеть и тем более достать сверху. Молодые слоны ещё любят наступать на мячи и плющить их, так же как детям нравится «лопать» пупырчатую плёнку. Ещё одна проблема – общение игрока с махаутом. Теоретически игрок должен отдавать погонщику команды на английском, а тот их выполнять. Но зачастую ни игрок (иностранец), ни сам махаут (житель деревни) английского могут не знать, так что они не общаются вовсе, а принимают решение в зависимости от игровой ситуации.


Сегодня в слоновье поло играют в Таиланде, Непале и Шри-Ланке – странах, где традиционно много слонов, прирученных человеком. В Индии клуб слоновьего поло находится в штате Раджастан, на окраине города Джайпур.

Гостей клуб встречает шампанским и музыкой военного оркестра – музыканты одеты в шотландские килты и играют на волынках – отголосок колониального прошлого. В запасе у организаторов шоу есть ансамбли жителей пустыни, парад верблюдов, при желании пригласят даже заклинателей змей. Но поло – это всё-таки благородная игра именно английских аристократов. Так что звуки волынки терпеть придётся.

Матч состоит из двух таймов по семь минут каждый с пятнадцатиминутным перерывом. Перерыв требуется, чтобы игроки отдохнули, а служитель в резиновых перчатках успел пробежаться по полю с тазом для слоновьих экскрементов.

За день две команды слонов выдают полтонны навоза, что обеспечивает служителя постоянной работой. Слоновий навоз – ценный и экологически чистый ресурс, в Индии из него даже строят дома. Но игру это осложняет. Только соберёшься броситься в атаку на ворота соперника, как вдруг замечаешь, что слон начал решать в Индии жилищный вопрос.

Слоны – животные своевольные. К тому же, несмотря на большие уши, глуховаты. Поэтому махауты используют слоновьи уши в качестве руля, бьют по ним пятками или щекочут острой палкой. Обычно проблем с поведением животных не бывает, но однажды на Шри-Ланке что-то испугало молодого слона, и он, сбросив седоков, набросился на стоящий возле поля микроавтобус и не успокоился, пока не перевернул его на бок. К счастью, такие неприятности происходят редко.


Матч начинается с того, что рефери, сидящий в корзине на специальном судейском слоне, вбрасывает мяч на поле. Супертяжеловесы удивлённо вскидывают хоботы и начинают медленно двигаться в сторону лежащего на траве мяча. Не имеет большого значения, какая из команд в итоге завладеет инициативой и какая забьёт гол. Главное – радость от созерцания огромных махин, неторопливо и величественно движущихся по игровому полю.



Хотите попробовать силы в пресс-туре? Помогите ему случиться. Заведите календарь туристических ярмарок. Приглядитесь к самым крупным из них, таким как «Отдых», «MITT», «Интурмаркет» и подобным. Туда приезжают представители международных туристических компаний и организаций. Предложите им свои услуги. К этому моменту у вас должно быть издание, с которым вы постоянно работаете, чтобы вы могли гарантировать заказчику публикацию. Лучше, если таких изданий несколько.

Профессионалы рекламно-туристической журналистики способны по итогам одной поездки опубликовать до десяти разных заметок. Пусть не сразу, а постепенно. К старым материалам можно возвращаться. Чтобы освежить память, записывайте побольше и снимайте всё подряд – используйте фотоаппарат как блокнот. Детали со временем забываются, а снимки позволяют их восстановить.

Важно иметь свой сайт или блог. Постепенно частные блоги становятся популярнее бумажных журналов. Поэтому иностранные офисы по туризму всё чаще приглашают в пресс-туры именно блогеров.


Кроме пресс-туров существуют рекламные туры для сотрудников турфирм. К ним может присоединиться и журналист. Они анонсируются на специализированных сайтах для работников туризма. Такие поездки не бесплатные, но стоят дешевле обычного тура. Вот только сможете ли вы выдержать ежедневный марафон по десяткам отелей, и нужно ли это? Ознакомьтесь с программой. Постарайтесь оговорить для себя особые условия. Пока туристические агенты смотрят отели, вы успеете посетить что-то интересное лично вам.

Полезно узнать, кто едет в пресс-тур, кроме вас. И ещё: каков дресс-код? Нужно ли брать вечерний костюм для ресторанов?

Во время путешествия на шикарном «Махараджа-экспресс» у меня такого костюма не было. Пришлось купить на станции длинную чёрную куртку и шальвары. Весь в чёрном, да ещё и с бородой, я стал похож на монаха. Помимо роскошного купе у меня был собственный дворецкий, который приносил по утрам свежую газету. Вы знаете, что делать с дворецким?

О чём с ним говорить? Мне, кроме «что у нас на завтрак, Бэрримор?», ничего в голову не приходило.

Девиз пресс-туров: «Мир дворцам, и никаких хижин!». Причём про дворцы придётся писать хорошее. Но никто не заставляет вас полностью отказаться от иронии и даже сарказма, особенно если вы направите его на самого себя. Это хороший способ смягчить рекламный пафос статьи.

Вот отрывок из текста «Куба туристическая», который я писал для GEO Traveller в 2007 году.

Аппаратура проверена и готова к работе. Лицо намазано кремом от загара. Самолёт быстро снижается, прорывая вату облаков. Ещё чуть-чуть, и наши ноги ступят на эту героическую землю. Нас ждёт ознакомительный тур, «рекламник». Место назначения – остров Куба. В команде отборнейшие бойцы туристического и журналистского фронта. Задание – обеспечить процветание туризма на острове. Это вопрос его национальной безопасности.

Аэропорт Хосе Марти. Тусклый жёлтый свет и дым коромыслом. В буквальном смысле. Все курят, даже только что сошедшие с самолёта французы. А ведь в парижском терминале, где мы делали пересадку, курить было строго запрещено. Как только русские бойцы попытались затянуться сигареткой в туалете, их нейтрализовала бдительная французская полиция. Но Куба – остров Свободы, здесь разрешено многое.



Наш спецназ слегка потрепало в дороге. Евротаможенники не пропускали с бутылками в самолёт. Купленный в Duty Free алкоголь пришлось выпить на месте. Прибыв в Гавану, все вновь принимаются пить, теперь уже за приезд. Встречающие вручают нам соломенные шляпы, отчего каждый прибывший становится похож на Тома Сойера. В шикарном новом автобусе – дюжина человек на полсотни мест – группа продолжает празднование. Ритуал не следует нарушать, но поспевать за опытными тренированными соотечественниками уже нет сил. В расплывающееся перед глазами окно замечаю:

Куба изменилась за прошедший с последнего визита год.

Стала моднее. Новые иностранные автомобили, супермаркеты, нарядно одетые люди…

В гостиничном номере пятизвездочного отеля обнаруживаю цветы, фрукты и бутылку рома. На столе открытка с объяснением в любви за подписью горничной. На кровати трогательная конфетка и свёрнутое сердцем полотенце. Кладу на столик пару купюр – благодарность за любовь.

После прекращения советской помощи, Куба решила выживать за счёт туризма. Пятикратно увеличив за последние десять лет количество туристов, остров принимает более двух миллионов иностранцев в год! Появился даже термин «туристический апартеид». Туда, где живут отдыхающие, вход простым кубинцам запрещён. А обслуживающий иностранцев персонал относится к привилегированной категории граждан. Социалистические идеалы меркнут, когда речь идёт о зарабатывании денег.

Отель, в который я попал, предназначен для любителей гольфа. Как утверждает рекламный буклет на русском языке, здесь «18 дырок с мягкой топографией и чудесными видами на голубой океан». В номере, среди прочих полезных предметов, лежит мячик для гольфа. А на стене – фотография играющего в гольф Че Гевары.

В холле особенно весело. Играет музыка, ледяной мохито льётся рекой. Ешь и пей – всё включено. На Кубе, где продукты питания до сих пор распространяются по карточкам, получить работу в такой гостинице – большая удача. Официанты в баре улыбаются. Им не нужно разбавлять ром водой или обсчитывать пьяных. Бар бесплатный. Чем сильнее клиент напьётся, тем больше вероятность, что оставит чаевые.

Артисты в ярких костюмах танцуют сальсу. Один из них, осторожно оглядевшись, хватает с фуршетного стола бутербродик и запихивает в рот. Толстый аниматор, накрасив лицо и обрядившись в женское платье, хватает за руки туристов и пытается с ними танцевать. Постояльцы гостиницы, попав в мощные объятия пышнотелой «доньи», неуверенно улыбаются и делают несколько па, силясь понять, существо какого пола их танцует. Через холл проплывает уборщица с тележкой. Вся в бело-голубом, величественная как арктический атомоход. Из тележки гордо, наподобие флага, торчит швабра…


Оглавление книги


Генерация: 0.381. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз