Книга: Сочи. Олимпийская Ривьера России
Ущелье Ахцу
Ущелье Ахцу
Знаменитое ущелье Ахцу – это грандиозное творение природы, результат тысячелетней работы реки Мзымты, и самая удивительная часть дороги на Красную Поляну.
В начале XX в. на шоссе «путь ограждался парапетом во всех опасных местах. Здесь, у начала парапета, погребены те герои, которые мужественно прокладывали этот путь и сложили головы. Здесь турецкое кладбище. В самом опасном месте ставили на работу турок».
Работа была не из легких. За выступ скалы привязывали веревку. По ней спускался турок и на высоте, вручную, просверливал в камне скважину. Ему приходилось держаться, чтобы не раскачиваться, как маятнику. Закладывал динамит, и дальше – как распорядится судьба. Или он, откачнувшись на веревке в сторону, удержится и выждет взрыв, или…
На турецком кладбище над каждой могилой стоял камень. Когда открыли шоссе, сюда еще заглядывали любопытные. Потом про него забыли. И время ничего не оставило – ни камней, ни могил.
На карнизе скалы, на большой высоте, лежат два лома. Они остались после того, как двое рабочих, пробивая камень, упали в пропасть. Ломы нарочно не убрали, чтобы проезжающие видели, как и какой ценой была построена дорога.
Скалы «Пронеси, Господи!» нависают над шоссе под отрицательным углом. За ними проходит самая узкая часть ущелья – огромная скала Ак-Таш, или Белый Камень. Во время строительства ее пытались обойти сбоку. Ничего не получилось. И инженер Константинов решил, что выгоднее проложить тоннель. Его помощник докладывал, что при работах на этом участке был убит 21 человек.
В память о людях, ценой жизни проложивших дорогу на Красную Поляну, при въезде в тоннель, справа, в вырубленной нише, поставили большой образ Богородицы.
Из путеводителя за 1911 г.: «Шоссе проходит мостом через быстрый поток Кепши и вступает в буковый тенистый лес. Налево от шоссе несколько могил, и над одной из них построен памятник-пирамида, увенчанный крестом. Это греческое кладбище. Здесь же устроена печь для обжигания извести. Кепшинская известь славится…»