Книга: Сочи. Олимпийская Ривьера России

По дороге на Красную Поляну

По дороге на Красную Поляну

Из путеводителя С. Дороватовского «Сочи и Красная Поляна с окрестностями» за 1911 г.: «Краснополянское шоссе по своим красотам стоит в ряду самых красивых дорог на Кавказе. Много туристов приезжает на Красную Поляну только для того, чтобы посмотреть шоссе, и тем же извозчиком через день возвращаются на побережье…

Шоссе, начатое постройкой в 1897 г. и открытое для движения в 1899 г., обошлось около 1 060 000 рублей. Строил шоссе инженер В.К. Константинов.

От Адлера до Красной Поляны 44 версты. Шоссе распадается на две части – предгорную, до хребта Ахцу, и горную, начиная от последнего до Красной Поляны».

Дорога на Красную Поляну сегодня все так же удивляет и восхищает своими видами. Но теперь это современное шоссе длиною 40 км. На нем смонтированы специальные козырьки для защиты от падающих камней, пробиты новые тоннели.

От Адлера дорога идет долиной реки Мзымта. После поселка Казачий Брод нас ждет первый тоннель длиною 450 м. Едем дальше – перед селом Монастырь, справа от дороги, есть небольшая площадка, с которой можно полюбоваться видом на ущелье Ахцу.

Впереди – новый Краснополянский тоннель. Его протяженность 2420 м, он идет от поселка Монастырь до Кепши. Сквозной тоннель через ущелье Ахцу сделал поездку по нему полностью безопасной, но лишил возможности увидеть его грандиозную красоту. Справа, перед тоннелем, есть развилка на старую дорогу, вырубленную в скале более века назад. Туда можно пройти пешком и увидеть знаменитую скалу «Пронеси, Господи!».

Перед въездом в следующий тоннель «в нише – большой образ, и благочестивые люди иногда ставят перед ним свечи. От такой свечи образ сгорел, и теперь осталась только закопченная ниша».

Но такое происходило в начале XX в. Сегодня образ Божьей Матери в полной безопасности.

Впереди нас ждут река Чвижепсе и развилка дорог. Налево дорога уходит в местечко Медвежий Угол, где находится знаменитый минеральный источник Чвижепсе.

Миновав еще два небольших тоннеля, дорога приходит в Красную Поляну.

О Василии Константиновиче Константинове (1867–1920) чаще говорят как об инженере-дорожнике, строителе Краснополянского шоссе, руководителе строительства железной дороги на сочинском участке, проектировщике дорог в село Пластунка, на Ажек, Аибгу, в Бабук-аул и др.

Сын известной писательницы Е.П. Майковой и литератора В.Н. Майкова (брата поэта Апполона Майкова), В.К. Константинов, член 1-й Государственной думы, был и одним из лучших сочинских краеведов и автором первого путеводителя по Сочинскому району.

Он организовал в Сочи в 1902 г. отделение Кавказского горного клуба. Его члены занимались изучением флоры и фауны, археологии и палеонтологии, быта народов Кавказа. На основе коллекции растений, насекомых и минералов, собранной членами клуба, возник Сочинский музей краеведения (сейчас – музей истории города Сочи). Музей был открыт в доме, завещанном ему матерью Константинова Екатериной Майковой.

В.К. Константинов первым прошел высокогорные маршруты, которые так популярны теперь. По его инициативе проложена тропа по Агурскому ущелью.

В 2000 г. на Краснополянском шоссе В.К. Константинову воздвигнут памятник по проекту скульптора А.Г. Тихомирова.

Путеводитель Дороватовского в 1911 г. писал: «Дорога на Красную Поляну проходит в местности настолько живописной, что стоит остановить внимание туриста на всех наиболее красивых его пунктах».

Предлагаем вам последовать совету его автора и вместе с ним совершить это увлекательное путешествие по прошлому и настоящему Краснополянскому шоссе.

Из путеводителя за 1911 г.: «Первые пять верст от Адлера дорога идет по совершенно ровной местности, составляющей дельту Мзымты… Рядом с деревней Первинкой – деревня Молдаванка, населенная молдаванами».

Оглавление книги


Генерация: 0.098. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз