Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Минщина

КОСТЕЛ СВЯТОЙ АННЫ

КОСТЕЛ СВЯТОЙ АННЫ

Из районной книги «Памяць» узнаем, что основанный в 1439 г.

Михаилом Сигизмунтовичем костел в Койданове носил название Опеки Божьей. Он неоднократно перестраивался. Последний раз – во 2-й половине XVIII в., после чего архитектура его обрела черты барокко. На сегодняшний день это редчайший пример памятника деревянного зодчества в Беларуси.

Первоначально фасад костела был украшен двумя высокими башнями. Между башнями размещался фигурный щит, прикрывавший двухскатную крышу. Такая композиция была заимствована из каменной архитектуры барокко. В центре фасада располагалось полусферическое окно, которое освещало хоры.

Интерьер украшал барочный алтарь с живописным образом «Пресвятой Богородицы» неизвестного художника XVIII в.


Костел функционировал до 1945 г. Сначала его приспособили под склад, потом — под районный Дом культуры, а еще позже — под музыкальную школу.

В 1994 г. храм вернули прихожанам и отремонтировали. Украсили его художники из Минска: Александр Гоманов и Вячеслав Лузин.

СВЯТО-ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Л.М. Кулагин в районной книге «Памяць» сообщает, что Свято-Покровская церковь в Дзержинске построена в 1851 г. из кирпича на средства совместно казны и Эмерика Чапского, хозяина Станьково. Престольный праздник 14 октября. Это памятник ретро-русского стиля...

Феодор Кривонос в журнале «Минские епархиальные ведомости» в №2 за 2005 г. дополняет, что Свято-Покровский приют в Койданове существовал уже в 1711 г. при Радзивиллах. В 1641 и 1638 гг. Радзивиллы пожертвовали на него некоторые земельные угодья.

Посетивший местечко в 1698 г. стольник Петра I Петр Толстой, ехавший в Западную Европу, оставил краткую запись о нем. «То местечко Койданово, — писал стольник, — каменное... домов богатых в нем много. В том местечке церковь благочестивая Греческой веры, деревянная». Под упомянутой церковью П. Толстой подразумевал приходской храм Покрова Божией Матери. То, что он все еще оставался в ведении православных, когда все другие церкви повсюду здесь были забраны в унию, объяснялось опекой, оказываемой православным маркграфиней Бранденбургской княжною Людвикой Каролиною Радзивилл, которая по праву собственника здешних земель выдала специальную грамоту, запрещавшую притеснять верующий народ «религии старой греко-российской» в ее владениях.

И все-таки, в 1711 г. под давлением римско-католических властей Речи Посполитой прихожане Свято-Покровской церкви вынуждены были принять унию.


В 1781 г. в церкви случился пожар. Полностью погиб церковный архив. Из огня сумели вынести древние царские врата, часть икон и утвари.

В 1785 г. Свято-Покровский храм был восстановлен старанием («тщанием») княжны Радзивилл-Воронецкой. Это случилось, когда здесь священнослужительствовал Иоанн Заусцинский. Согласно визитному описанию за 1819 г., этот храм был из дерева, имел гонтовую крышу и две башенки («вежечки»). Великий алтарь его украшала икона Божьей Матери, побочные — иконы святой праведной Анны и Покрова Пресвятой Богородицы.

С 1806 г. в этой церкви настоятельствовал уже Михаил Заусцинский. Этот человек являлся сначала униатским, а в последние годы жизни православным священником, что подтверждается по визитным описаниям и клировым ведомостям. Был очень любим горожанами.

В 1842 г. храм опять сгорел в результате сильнейшего пожара в городе.

Вот тогда-то и решено было построить в местечке каменную церковь. Губернская Строительная Комиссия составила смету и проект. И в 1851 г. богослужения в Койданове возобновились в новом храме. По традиции его освятили во имя Покрова Божией Матери.

По наружному виду церковь — продолговатый крест с одним деревянным куполом, устроенным так, что вверху он сводится в пять отдельных малых куполов. В конце XIX в., когда настоятелем в этом храме был Зенон Завитневич (служил в нем 40 лет), из всех предметов, украшавших церковь, самыми замечательными по древности, а потому и по ценности, были: крест серебряный с пьедесталом и надписью о том, что в 1779 г. он был отреставрирован, серебряная чаша с крышкой, пожертвованная в 1872 г. цехом койдановских портных. Отдельно, в архиве, хранился синодик 1795 г. с именами и фамилиями князей Радзивиллов...

К началу XX в. приход койдановской церкви включал десять населенных пунктов. Во владениях самого причта имелось 36 десятин земли. За Свято-Покровским храмом были закреплены кладбищенские церкви: в самом Койданове — Святого Георгия Победоносца (была заново отстроена в 1857 г.), и в деревне Макавчицы — Рождества Пресвятой Богородицы (сооружена в 1868 г.). Обе церкви были деревянными.

В 1907 г. приход возглавил иерей Сергий Садовский, молодой священник, окончивший Минскую Духовную Семинарию. Он окормлял верующую паству Койданова ровно тридцать лет. В августе 1936 г. после того, как Свято-Покровский храм закрыли, отец Сергий пробовал собирать подписи среди местных жителей за возобновление работы церкви. Было собрано более 400 подписей. Служившая при церкви псаломщицей Анна Колечиц и певчая Надежда Анисович возили их в Москву, добивались приема у М.И. Калинина, однако безуспешно.

23 июля 1937 г. священник Сергий Садовский был арестован органами НКВД БССР за связь с «антисоветской фашистско-шпионской группой», будто бы созданной и руководимой епископом Бобруйским Филаретом (Раменским), и постановлением Особой Тройки расстрелян в Минске 1 ноября 1937 г.

После закрытия Свято-Покровскую церковь стали использовать под склад. Снесли деревянный купол, ограду вокруг него разрушили...

С началом войны богослужение в церкви возобновилось. С 25 мая 1942 по 10 марта 1945 г. в церкви священствовал отец Иоанн Курьян, еще в 1923 г. окончивший Виленскую духовную семинарию.

В 1952 г. уже при протоиерее Алексии Скобее храм заново оштукатурили, поменяли стекла. А еще позже, уже при отце Игоре Зелезняке, восстановили купол.

В 1990-1991 гг. ремонт храма был проведен настоятелем прихода протоиереем Николаем Ледником. На большом куполе были восстановлены малые куполки. К храму подвели отопление, водопровод, сигнализацию.

Оглавление книги


Генерация: 0.209. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз