Книга: Справочник. Улицы Оренбурга.

Наряду со сменой силуэта

Наряду со сменой силуэта

С середины 30-х годов начинается строительство многоэтажных зданий. Это стало возможным благодаря развитию промышленности и обретению городом статуса областного. К концу 2-й пятилетки, 1938 году, было введено в эксплуатацию 12 новых предприятий, преимущественно легкой промышленности. Возникли новые отрасли, например, комбикормовая. Предприятия швейной и шорноседельной промышленности во многом заменили собой кустарное производство. Старые предприятия реконструировались и расширялись.

Если в 1910 году, когда, не считая Главных мастерских Ташкентской железной дороги, было 36 предприятий, выходивших далеко за рамки кустарных, и 1535 — с 1—2 работниками, то к 1938 году число последних значительно сократилось, первых же стало 49, включая и введенную в эксплуатацию в 1939 году фабрику пуховых платков.

К этому времени значительно изменился силуэт города, так как исчезло большинство высотных сооружений из-за сноса церковных зданий или их колоколен. Обычные административные или жилые здания, даже очень высокие, не могут служить заменой таким доминантам, поскольку имеют иное функциональное назначение, определяющее их архитектонику. В 1936 году число зданий, имеющих три и более этажа было всего 31, что составляло 0,3% всех построек; двухэтажные — 4,7%. Многоэтажные здания начали строиться в это время в центральной части города: это два четырехэтажных жилых дома по обе стороны улицы Советской у перекрестка с улицей М. Горького, дом 56 по Советской и ряд других. В 1936 году началось строительство Дома Советов. Он возводился рядом с местом, где до середины мая 1932 года возвышался Кафедральный собор.

Дальнейшее расширение города происходило, главным образом, в районе промышленных предприятий, где шла плановая застройка участков, предоставленных рабочим под индивидуальное строительство, для улучшения которого с 1929 года строить полагалось только по разработанным типовым проектам.

К 1935 году застроилась еще часть Сырейной площади. Появились четыре квартала между улицами Ногина и Деповской, начиная от улицы Котова, и ряд других. К концу 2-й пятилетки разбиваются и начинают застраиваться еще шесть кварталов от улицы Красной Делегатки до Орлесовского шоссе, ограниченные на юге современной улицей Культурной, тогда названной Новой, что вполне соотвествовало в то время ее положению. По другую сторону от улицы Котова в этот период начинает оформляться улица Мебельная.

В связи со строительством Кислородного завода, вошедшего в территорию паровозовагоноремонтного завода (так называли Главные мастерские) и оконченного к концу 2-й пятилетки, улица Котова оказалась разделенной на две части. Вскоре обе они стали именоваться 1-я и 2-я Котова. Красный городок продолжает постоянно расти. Увеличивается количество кварталов к северу от улицы Розы Люксембург, начиная от улицы Калинина и почти до Орлесовского шоссе. Таким образом Нагорная постепенно формируется как улица.

В связи с застройкой еще одной части площади в центре Красного городка, колхозный базар переносится на свободное место за Орлесовское шоссе к северу от железнодорожной ветки, то есть напротив самой старой части городка. В 1938 году под новую застройку отвели значительный участок на западе; на кварталы разбивается местность между улицами Вагонной и линией современной Западной, в направлении к северо-западу от улицы Розенберга до линии современной Химической улицы.

Застройка на Сырейной площади продолжает расширяться. В 1939 году происходит разбивка на кварталы участка южнее Деповской улицы, в сторону мясокомбината, постепенно застраивается пространство между улицами Вокзальной и Кривцова, в результате чего появляются новые переулки Сырейный и Садовый, последний назван потом Молодежным; появляется продолжение Литейной улицы.

Кроме плановой происходила и стихийная, или самовольная застройка. Так, между улицами Ногина и Деповской от Войкова в сторону Желябова появляется неорганизованная группа домов, общее направление застройки которых определилось бывшим здесь ранее складом. Этим объясняется существование и направление 2-го Проезда и Морозовского переулка. Южнее Деповской тоже происходила неплановая застройка. В это же время, видимо самовольно, далеко на северо-западе происходит и строительство по краю Соболевой горы.

В других частях города в этот период строительство шло на свободных местах. В Новой стройке, все еще отделявшейся от Новой слободки площадью, переименованной в Торговую, частично застраивается, а частично используется для других целей, в том числе под сад, бывшая Николаевская площадь, переименованная в площадь Октябрьской революции. С 1938 года Новая стройка расширяется к востоку: здесь разбивают несколько кварталов по другую сторону Леушинской улицы. На западе она ограничивается линией современной улицы Полтавской, тогда здесь было еще обширное пространство (почти до железнодорожной ветки на Орский товарный двор), названное Первомайской площадью. Северная граница оставалась стабильной, проходя по Авиационной улице (современной Шевченко), застроенной по южной стороне, так как на другой был аэродром, что вполне оправдывало ее название.

От улицы Плеханова к востоку появились улицы Кардонные и Мельничная, или Мало-Мельничная, в отличие от Мельничной площади, названной по находившимся на ней ветряным мельницам, стоявшим в районе современных домов № 14, 16, 18 по проспекту Победы и к востоку от них. Кардонные улицы названы, должно быть, по сенным кардам, или складам, занимавшим когда-то большое пространство между современными улицами Ваана Теряна и Ленинградской в районе Самолетной и Хакимова; в этот же период карды доходили приблизительно лишь до линии улицы Куйбышева. Само название образовано неудачно, следовало бы именовать улицы «Кардовые», иначе возникает ассоциация со словом «кордон», в то время как никаких кордонов в этой местности не зафиксировано, направление же этих улиц — прямо на бывшие карды. Интересно отметить, что тогда эта небольшая часть города называлась поселком Восточным.

В 1938 году произошло удлинение Форштадта, где под индивидуальное строительство отвели девять кварталов между улицами Туркестанской и Мало-Советской, вскоре переименованной в улицу Чкалова; распланировку произвели до линии Нежинской улицы. Одновременно, по тому же постановлению, отведены были и четыре квартала между Туркестанской и современной Красногорской, начиная от Уральской, территория эта относилась к Пороховым.

Произошли изменения и на Аренде. На бывшей Ардатовской площади, переименованной в Елькинскую, построили магазин и затем здание школы № 46. Граница Аренды проходит по Семафорному переулку (сейчас 1-я Семафорная ул.). Южная сторона 1-й Гончарной (сейчас ул. Мусы Джалиля), носившая еще черты окраины бывшей Старой слободки, застроилась, улица приобрела регулярный вид, и с этой стороны окончательно исчезает некоторая отдельность собственно Аренды. В Овчинном городке построек прибавилось настолько, что начинают намечаться улицы.

Вместе с увеличением количества улиц, их удлинением происходит и обратный процесс. Закрылась, а затем и застроилась улица Новая, проложенная после пожара 1864 года в Старой слободке (почему и названа Новой). Закрыли ее между улицей Чичерина и Хлебной площадью в связи с передачей этой части дивизиону ОГПУ. Осталась другая ее половина между улицами Чичерина и Извозчичьей (современной Яицкой), последняя называется теперь переулком Новым. Несколько позже на планировавшейся ранее под сад части Чернореченской площади строится здание школы № 2. Тем самым, вместе со строительством дома № 8 по улице Кирова, улица Бурзянцева оказалась перекрытой и укоротилась. Но одновременно улица Кирова получила продолжение до Чичерина, поскольку до этого она формально заканчивалась на улице Бурзянцева, а дальше была Чернореченская площадь, доходившая до Соляного переулка.

В 1938 году завершается работа над Генеральной схемой планировки Оренбурга, так как проект XIX века во многом себя исчерпал. Работа была выполнена архитектурно-планировочной мастерской № 1 г. Москвы Наркомхоза РСФСР. Схема предусматривала полную реконструкцию города, в том числе и его исторического ядра. Полному осуществлению проекта помешала начавшаяся Великая Отечественная война, а затем и некоторое изменение концепции, связанной с сохранением памятников истории и культуры. Дальнейшая планировка ряда новых районов города, особенно его северо-восточной и восточной частей, производилась и после войны, исходя из его основных принципов. В 1940 году была произведена разбивка кварталов под индивидуальное строительство в северо-восточной части города, который с 1938 года стал называться «Чкалов». В два этапа: в июне и августе, происходит распланировка кварталов на площади от современной Самолетной улицы до Расковой между улицами Глинки и Ваана Теряна, от улицы Хакимова до переулка Крымского между улицами Глинки и Полигонной. Одновременно отведены были места к северу от современной Красногорской до Харьковской между улицами Кима и Ульянова. Таким образом планировочно соединились северо-восточная и восточная части города. Названий улицы тогда не получили, а делились на проезды и линии. Застройка их началась уже после Великой Отечественной войны. Хотя на периферии под строительство были отведены значительные площади, ближе к центру оставалось еще много свободного места, поскольку индивидуальную застройку здесь не планировали. Незастроенной оставалась часть бывшей эспланады. Почти свободным было пространство от улицы Туркестанской до Аксакова. Не было капитальных построек (кроме школы № 22, начатой в 1939 году) и на территории от Нижегородской улицы до Челябинской (ныне ул. Терешковой и пр-т Победы соответственно) и за нее до современной Выставочной, начиная от центрального рынка и до Кузнечного. Торговая площадь постепенно застраивается: наряду с ранее построенной инфекционной больницей, строится хирургическая, таким образом, кроме площади, появляется Торговая улица. На окраине города, кроме застройки, планомерно идущей от центра, было еще несколько небольших поселений, связанных в большинстве своем с предприятиями: территории завода «Орлес», или Орлесовский городок, шпалопропиточного завода, берег реки Сакмары, Соболева гора и несколько построек южнее электростанции на горе Маяк, вступившей в строй в 1932 году. Такими были пределы города к началу Великой Отечественной войны.

Оглавление книги


Генерация: 0.160. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз