Книга: Владивосток
ПЕРВЫЕ УЛИЦЫ ВЛАДИВОСТОКА
ПЕРВЫЕ УЛИЦЫ ВЛАДИВОСТОКА
Многое из прошлого Владивостока сохранилось почти в первозданном виде до сего дня, и прежде всего это кривые владивостокские улицы, то круто взбирающиеся на самые вершины окрестных сопок, то огибающие их по склонам. Немало сапог и туфелек сбили горожане на этих дорогах. На их состояние, особенно в непогоду, жаловались и местные извозчики. Владельцы немногочисленных лошадных «такси» нередко отказывались под предлогом плохого освещения ехать ночью в отдаленные районы. Их жалобы, как и сетования остальных владивостокцев, можно прочесть в архивных подшивках газеты «Владивосток».
Мальцевский овраг (почтовая карточка)
Но городские власти ничего с дорогами поделать не могли: первый же дождь, потоками стекающий с гор, начисто смывал все попытки благоустроить улочки. Справедливости ради надо отметить, что и сами горожане не отличались чистоплотностью и нередко выбрасывали мусор чуть ли не под окна своих домов.
В то время Владивосток состоял из слободок, прототипов нынешних городских районов. Улица Светланская была проложена только до Клубного оврага, где располагалось Морское собрание (ныне Матросский клуб). Трудно поверить, но этот овраг был настолько глубок, что в слякоть его можно было преодолеть только пешком или верхом на лошади. К счастью, Клубный овраг недолго портил настроение горожанам: как только на заводе Владивостокского военного порта (ныне Дальзавод) начали строить сухой док, оттуда ежедневно привозили на подводах вынутый грунт и мало-помалу овраг засыпали.
По направлению к Гнилому Углу находилось еще несколько улиц, разъединенных между собой другими оврагами. За Клубным оврагом начиналась улица 1-я Портовая, которая шла до Жариковского оврага (ныне остановка Дальзаводская), за ним лежала улица Афанасьевская — основная улица Офицерской слободы. Это район получил такое название примерно в 1872 г., когда во Владивосток из Николаевска-на-Амуре переведена Сибирская флотилия. Офицеры сразу же облюбовали это место и занялись постройкой своих домов.
Улица Афанасьевская заканчивалась на обрыве Мальцевского оврага. В 1907 г. она стала частью Светланской. Следующей шла Экипажная улица — центр Экипажной слободы. Здесь находились казармы, столовые, хлебопекарня и прочие постройки Сибирского флотского экипажа. Эта слобода тянулась до широкого оврага Гайдамак, получившего имя от клипера «Гайдамак», экипаж которого, вероятно, принимал участие в благоустройстве участка.
Афанасьев (Афонасъев) Дмитрий Матвеевич родился 28 января 1828 г. в Херсонской губернии. Морской офицер. Мичман с 1849 г. В 1858 г. пришел в Николаевск-на-Амуре вахтенным начальником корвета «Боярин», затем плавал на пароходо-корвете «Америка». Временно исполнял должность начальника штаба Сибирской флотилии и портов Восточного океана (1859—1862), затем служил на Балтике. Капитан-лейтенант с 1858 г. 22 марта 1871г. переведен в Сибирскую флотилию и назначен начальником штаба главного командира портов Восточного океана. Капитан 2-го ранга с 1873 г. 24 ноября 1875 г. переведен в Балтийский флот. Сотрудник газеты «Восточное Поморье». Умер после 1879 г.
За оврагом Гайдамак шла улица Поротовская, около которой в сопках то там, то здесь были выстроены неказистые домики Матросской слободки, бывшей Артиллерийской. К морю от нее тянулись постройки Морского госпиталя с госпитальной пристанью. Для того чтобы попасть из центра города в госпиталь — единственное медицинское учреждение того времени, — было проще проехать берегом Золотого Рога мимо портовых мастерских. В этом районе была только одна благоустроенная улица — Шефнеровская. Это название она получила по имени командира транспорта «Манджур» Алексея Карловича Шефнера, который долгое время служил во Владивостоке. Рядом с Поротовской улицей были построены дома для врачей и фельдшеров Морского госпиталя, отчего район и стал называться Докторской слободкой.
Только к 1895 г. через овраги Владивостока были проложены мосты, и город получил грунтовку до Луговой. Через несколько лет все улицы были соединены под одним названием — Светланская. Выполняя наказы жителей, почти круглый год владивостокская управа занималась благоустройством города и производила капитальный ремонт улиц. Особое внимание обращалось на центральные — Светланскую, Китайскую и Алеутскую. Во многих местах срезались откосы и засыпались ямы. Владивостокцы частенько поругивали отцов города: для производства ремонтных работ улицы надолго закрывались и проехать гужевому транспорту по ним было невозможно.
К концу века стали во Владивостоке появляться и капитальные дома. Уже был выстроен дом военного губернатора (ул. Светланская, № 52) и закончилось строительство здания для командира владивостокского порта (Дом офицеров ТОФ). Рядом с ним еще виднелся неказистый домик первого жителя Владивостока Якова Семенова, но уже украшали Светланскую улицу здания Торгового дома Кунста и Альберса.
- ПАМЯТЬ О ГРАФЕ Могила графа Н.Н. Муравьева-Амурского
- ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ
- ПЕРВЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ЖИТЕЛЬ ВЛАДИВОСТОКА ЯКОВ СЕМЕНОВ
- ГОЛОВА ВЛАДИВОСТОКА И КУПЕЦ МИХАИЛ ФЕДОРОВ Ул. Арсеньева, Светланская ул., № 51.
- ПЕРВЫЕ УЛИЦЫ ВЛАДИВОСТОКА
- ОНИ ЗАСЕЛЯЛИ КУПЕРОВСКУЮ ПАДЬ Остановка «Комсомольская»
- ВОКЗАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ: СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО, ИЛИ КАК ПООБЕДАЛ С. МОЭМ. Железнодорожный вокзал Владивостока и площадь.
- АЛЕУТСКАЯ УЛИЦА И ПАМЯТНИК В ЯПОНИИ
- ПЕРВАЯ РЕЧКА, ИЛИ ПАМЯТЬ О НОБЕЛЕ. Уткинская (Последняя) ул., Покровский парк и собор, железнодорожное депо (Военное шоссе), нефтеналивной причал, здание бывшего Первореченского народного дома, место закладки Транссиба, Уткинская ул., № 9 (дом семьи Сибирцевых)
- РАБОЧАЯ СЛОБОДКА
- УЛИЦА НАГОРНАЯ-СУХАНОВА Главный корпус Дальневосточного государственного университета (ул. Суханова, № 6), бывшее здание Совнаркома и музей-квартира семьи Сухановых (ул. Суханова, № 9)
- ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПУШКИНСКОЙ УЛИЦЫ
- ДОМ НИКОЛАЯ СОЛЛОГУБА, ГДЕ НАЧИНАЛАСЬ ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА Пушкинская ул., № 7
- ЗДЕСЬ ЖИЛИ ДИПЛОМАТЫ, ВРАЧИ... Пушкинская ул., № 19
- ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ — ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДВГТУ) Пушкинская ул., № 10
- ПУШКИНСКИЙ ТЕАТР Пушкинская ул., № 27
- УКРАШАЯ ГОРОД, ИЛИ НА ФУНИКУЛЕРЕ НА ОРЛИНУЮ СОПКУ
- ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА Пушкинская ул., № 14
- КНИЖНАЯ ЛАВКА БРАТЬЕВ СИНКЕВИЧЕЙ Пушкинская ул., № 33—35
- ДОМ НИКОЛАЯ СОЛОВЬЕВА, ТЕСТЯ В. К. АРСЕНЬЕВА Пушкинская ул., № 37
- СЛАВА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ УГОЛОВКИ Пушкинская ул., № 41
- КОРИЧНЕВАЯ ГИМНАЗИЯ Пушкинская ул., № 39
- ПЕДАГОГИ ВЛАДИВОСТОКА Здание гимназии № 1 по ул. Уборевича, № 8, дом Сибирцевых по ул. Пологой, № 32
- НАРОДНЫЙ ДОМ И КНИГОЛЮБ ИГНАТИЙ МАКОВСКИЙ Ул. Володарского, № 19
- ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ ВЛАДИВОСТОКА
- КАК НАЧИНАЛАСЬ ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ПОЧТА Светланская ул., № 41.
- ПАМЯТИ АРХИТЕКТОРА ГВОЗДЗИОВСКОГО
- ЕПИСКОП ЕВСЕВИЙ: «Я ОЧЕНЬ СКУЧАЮ О ВОСТОКЕ...» Седанка, Четырнадцатая ул., № 32, № 34
- «ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК» ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
- Тень великого зодчего. Первые проекты высотных домов были забракованы Сталиным…
- На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
- Улицы города
- Улицы Жакоб и Сен-Бенуа
- БОльшая и Малая Пушкарские улицы
- Окрестности *улицы Монторгьёй
- Первые реалисты
- Поездка «Мои первые открытия Сиама»
- Легендарные улицы Санкт-Петербурга
- Советские улицы
- Улицы и площади Харькова
- БОльшая и Малая Московские улицы