Книга: Путеводитель по Библии
Иавис Галаадский
Иавис Галаадский
Одно дело — требовать царя, и совсем другое — объединиться вокруг конкретной личности, которую избрали царем. Поднять войска против филистимлян было серьезным делом, требовавшим опытного, способного военачальника. В этом отношении Саул еще не был испытан.
1 Цар., 10: 27. А чада Велиаровы говорили: ему ли спасать нас? И презрели его.
Но вскоре случай подвернулся сам:
1 Цар., 11: 1. И пришел Наас Аммонитянин, и осадил Иавис Галаадский…
Иавис Галаадский, находившийся в шести милях к востоку от среднего течения Иордана, периодически подвергался вторжениям аммонитян с востока. Критический момент наступил во времена Иеффая, но тогда серьезное поражение, которое потерпели аммонитяне, всего лишь уменьшило опасность с их стороны. Окончательно разбиты они не были.
Иавис Галаадский, не ожидая никакой помощи со стороны израильтян, которые действовали осторожно, находясь под контролем филистимлян, уже собирался сдаться. Но условия Нааса были жестокими и садистскими: он соглашался заключить мир лишь при условии, что у всех жителей города будет выколот правый глаз. Старейшины города попросили семь дней отсрочки: в отчаянии они решили послать за помощью, на которую почти не надеялись.
1 Цар., 11: 4. И пришли послы в Гиву Саулову, и пересказали слова сии…
Саул, услыхав обо всем, пришел в ярость, призвал весь народ к оружию и собрал огромное войско.
1 Цар., 11: 7–8. …и выступили все, как один человек. И… он пересчитал их в Везеке…
Везек находился среди холмов удела Манассии, в пяти милях севернее Тевеца, где умер Авимелех, прямо к западу от Иависа Галаадского, расположенного по другую сторону Иордана.
В позднем предании сообщается о численности этого войска, и она была необычайно высокой: триста тысяч сынов Израилевых и тридцать тысяч мужей Иудиных. Этот анахронизм предполагает существование уже разделенного царства, которое произошло лишь спустя столетие. На самом деле Саул мог собрать войско только из земель колен Рахиль, причем гораздо меньшей численности — но вполне достаточной, чтобы действовать. Это войско перешло Иордан и разгромило аммонитян. Иавис Галаадский был спасен.
Израильский народ с восторгом приветствовал Саула, его авторитет царя необычайно вырос. Наконец-то нашелся предводитель, способный повести Израиль против филистимлян! Собравшиеся в Галгале израильтяне еще раз подтвердили избрание Саула царем и устроили празднество с принесением жертв Господу.
(Конечно, этот рассказ о двойном короновании может представлять собой неточное соединение двух преданий. В первом предании, записанном, возможно, священниками — противниками монархии, рассказывается, как великий судья Израиля Самуил помазывает и провозглашает царем неизвестного скромного юношу. Во втором, вероятно вениамитянском, предании герой этого колена Саул совершает выдающийся военный подвиг и с триумфом провозглашается царем — при этом Самуил ничего уже не может поделать. История самого Самуила может также являться смешением двух преданий: в одном из них он предстает воинственным судьей, который правит всем Израилем, а в другом — малоизвестным пророком не более чем местного значения.)
Примечательно, что Саул сделал своим главным городом Гиву в земле Вениамина — город «насилия». Позже Библия рассказывает, что благодарные жители Иависа Галаадского остались преданны Саулу даже после того, как он потерпел полное поражение и был вместе со своими сыновьями убит филистимлянами.
Истинная верность двух городов друг к другу — и в горе, и в радости, — существовавшая в истории, всегда окрашена неким романтическим ореолом, ибо подобное бескорыстие в наши дни трудно встретить. Так, в Древней Греции узы дружбы связывали Платеи и Афины, и верность этой дружбе Платеи сохраняли до самой своей гибели.
Возможно, об этих хорошо известных романтических взаимоотношениях между Гивой Саула и Иависом Галаадским помнил автор рассказа о насилии в Гиве — по-видимому, вымышленном. В этом рассказе Иавис Галаадский оказался единственным городом, который не выступил против Гивы, из-за чего впоследствии и был разрушен.