Книга: Музеи Петербурга. Большие и маленькие

Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Набережная реки Мойки, 48, корп. 20а.

Тел.: 571-71-54.

Станция метро: «Невский проспект».

Время работы: вторник, среда, пятница – 10.00–16.00.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

Внимание! Экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности.

История музея

В 1770 г. в Санкт-Петербурге по инициативе сподвижника Екатерины II И.И. Бецкого был создан Воспитательный дом для воспитания и образования незаконнорожденных детей, сирот и детей бедняков. Туда принимали детей в возрасте до 2 лет, они могли оставаться там до 21 года, получая начальное или среднее образование. За первые 100 лет принято около 370 тысяч воспитанников, однако из-за плохих условий содержания среди них отмечалась высокая смертность (в конце XVIII в. – до 80 – 90 % детей до 1 года, в 1881 г. – свыше 20 %, в 1890-м – свыше 10 %).


Здание Воспитательного дома, в котором ныне размещается Государственный педагогический университет

В 1771 г. при Воспитательном доме создан Родильный госпиталь, при котором позже (в 1811 г.) был основан Повивальный институт.

В 1797 г. Воспитательный дом перешел под управление императрицы Марии Федоровны и переехал в бывший дворец графа К.Г. Разумовского на набережной реки Мойки, 48.

С 1807 г. в Воспитательном доме открылись два так называемых «латинских» класса, в которых мальчики изучали медицину; в 1812 г. – два параллельных класса, готовивших воспитанников к гражданской службе и преподавательской деятельности. Для девочек был создан отдельный класс, в нем готовили будущих учительниц, а в 1803 г. создали отделение повивального искусства. В 1827 г. открыт музыкальный класс, готовивший учителей музыки. В 1826 г. образование, полученное в Воспитательном доме, приравнивалось к курсу гимназии: воспитанники могли поступать в университет или на гражданскую службу, а также становиться фельдшерами или садовниками.

В 1834 г. во дворце Разумовского разместилось сиротское отделение (с 1837 г. – Николаевский сиротский институт), а для Воспитательного дома куплено здание рядом – дом № 52.

В 1851 г. при Воспитательном доме основано отделение (позднее – школа) для обучения нянь, в 1854 г. – училище фельдшериц, в 1864 г. – школа для образования сельских учителей, а в 1867 г. – женское училище.

В 1871 г. при Николаевском сиротском институте открыли высший класс учительниц французского языка (Казанская ул., 3), куда принимали «девиц преимущественно из губернских институтов отличнейших по успехам и благонравию». В программу входили истории европейских литератур, особенно французской, география, декламация и методика преподавания, латинский язык. Также воспитанницы института могли получить профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев.

В 1870-е гг. при Институте работали ремесленные курсы и реальное училище для 335 девиц от 14 лет, где их обучали домоводству.

В 1903 г. при Николаевском сиротском институте образовано первое в России педагогическое учреждение – Императорский женский педагогический институт с историческим, словесным и физико-математическим отделениями.

В 1839–1842 гг. для Института построили новый корпус (наб. р. Мойки, 50).

После Октябрьской революции, в начале 1918 г., Воспитательный дом и Николаевский сиротский институты упраздняются.

В 1918 г. Императорский женский педагогический институт переименовали в Первый педагогический, затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922–1925 гг. на их базе создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена.

Музей истории педагогического института образован в 1974 г.

В 1991 г. учебное заведение получило статус Университета.

Экспозиция

В музее можно познакомиться с историей педагогических учреждений г. Санкт-Петербурга, начиная с 1770 г. Среди экспонатов имеются уникальные коллекции воспитанниц Воспитательного дома, Николаевского сиротского института (1887–1914 гг.), Императорского Женского педагогического института (1903–1921 гг.), III Петроградского педагогического института, документы об основании и реорганизации педагогических институтов, факультетов и кафедр, афиши с объявлениями о приеме студентов, документы об учебно-педагогической, общественной деятельности, воспоминания преподавателей и воспитанников, личные вещи, предметы быта, интерьеров и т. д.

Здесь также можно увидеть письма открытки, рисунки, фотографии с автографами известных ученых, писателей, артистов, композиторов, художников: В.М. Бехтерева, Л.Ф. Лесгафта, И.И. Толстого, В.А. Догеля, П.Ф. Каптерева, О. Берггольц, Л. Дудина, Е. Долматовского, Ю. Толубеева, Л.И. Егоровой и многих других.

Частью коллекции музея являются личные фонды профессоров литературоведов Н.П. Гринковой (1895–1961), Ф.П. Филина (1908–1982); методистов по преподаванию естественно-научных дисциплин – П.И. Боровицкого (1846– 1966), С.А. Павловича (1884–1966); химии – В.Н. Верховского (1873–1947); педагогов – А.П. Пинкевича (1884–1939), В.Н. Сорока-Росинского (1882–1960) и др.

Дополнительные возможности

В музее можно заказать экскурсии: «История педагогического образования в Санкт-Петербурге», «Воспитательный дом – детище И.И. Бецкого», «РГПУ им. А.И. Герцена – национальное достояние страны».

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.290. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз