Книга: Из истории Москвы
Крыльцо в теремах.
Крыльцо в теремах.
Честь быть жилищем царя Теремной дворец при Алексее Михайловиче делил с дворцом Коломенским, этим прелестным и самобытным созданием русского зодчества в XVII столетии. Расположенное на высоком берегу Москвы-реки, с громадной панорамой поемных лугов, Коломенское село было любимой дачей русских царей, начиная с Иоанна Грозного. Но никто из них не потрудился столько для устроения здесь изящной усадьбы, как «тишайший» Алексей Михайлович. В окрестностях Коломенского царь этот особенно любил тешиться «красною охотой соколиною». Одно из урочищ села Коломенского до сих пор называется Кречетовым, а одна из башен называлась соколиною.
В 1649 году он построил там новые хоромы и церковь, которые ставил староста дворцовых плотников Смирной-Иванов. Не прошло и десяти лет, как в 1657 году царь велит ставить здесь еще новые хоромы. Проходит еще десять, и строится новый, еще более обширный дворец для всего многочисленного царского семейства. Строили его русские мастера — плотничий староста Сенька Петров и стрелец Ивашка Михайлов. Дерево, в особенности дуб, привозили сюда издалека; для затейливой резьбы из Нового Иерусалима привозили «мастерские книги по резному делу», принадлежавшие патриарху Никону; котельные мастера делали крыши с прихотливыми гребнями и подзорами. Золото для золоченья выписывалось из-за границы. Внутренность палат украшалась «добрым письмом» под наблюдением знаменитого живописца Симона Ушакова, который расписывал Грановитую палату, и под руководством боярина Богдана Салтыкова. Сам царь нередко ходил смотреть за работами.
Со своими оригинально сведенными чешуйчатыми крышами, изящными башенками, удивительными крыльцами, причудливыми окнами, резными узорочными подзорами, разноцветной раскраской и позолотой, это произведение русского искусства производило чарующее впечатление не только на русских, но и на иностранцев. Блистая золотом, пестрея красками, представляя самые прихотливые сочетания архитектурных линий, постройки Коломенского дворца показались Рейтенфельсу «игрушкой, только что вынутой из ящика». Симеон Полоцкий, очарованный видом дворца, писал:
Седмь дивных вещей древний мир читаше,
Осьмый див — сей дом — время имать наше.
Польские послы, восхищаясь этим дворцом, говорили русским людям, что здесь «место зело весело: хорошо видеть далече поля, всю Москву — монастыри и реку, под самым дворцом текущую… Сенокосы едва оком презрети мочно, по которым, егда разольется река, множество птиц, которым Царское Величество тешится, и соколов на птиц пускает…»
- Царь Алексей Михайлович по Титулярнику.
- Почерк царя Алексея Михайловича.
- Печать царя Алексея Михайловича.
- Патриарх Никон.
- Иверская часовня.
- Царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична, на иконе Симона Ушакова.
- Царские дворцы в XVII веке. По рисунку А. А. Потапова.
- Трон царя Алексея Михайловича.
- Крыльцо в теремах.
- Коломенский дворец.
- Митра корона Никона.
- Царский охотничий поезд. Рис. В. М. Васнецова.
- Патриаршее шествие в Вербное воскресенье.
- Царица Наталья Кирилловна.
- Медаль на рождение Петра I.
- Боярин Матвеев.
- Ордын-Нащокин.
- Бояре.
- Печатный двор в XVII столетии.
- Дом для чужестранных послов.
- Печать царя Алексея Михайловича.
- Выход царицы Марьи Ильиничны в церковь.
- Храм Грузинской Божией Матери, в Никитниках.
- Пелена, пожертвованная царем в Успенский собор.
- Царь Алексей Михайлович. Со старинной гравюры.
- Печать царицы Марии Милославской.
- Стрельцы.
- Воевода.
- Андреевский монастырь.
- Покров на гробницу царя Алексея Михайловича.
- Храм Рождества в Путниках.