Книга: Гамбург. Путеводитель

**Шпайхерштадт

**Шпайхерштадт

Дайхторцентр со своими зеркальными стенами стоит у Таможенного канала, словно современный антагонист к тёмным кирпичным постройкам Конторского квартала и **Шпай-херштадта (Speicherstadt, «Складской город»), который старше его лишь на несколько десятилетий. Пешеходы перебираются сюда по мостику Ванд-рамштег (Wandrahmsteg), перекинутому через канал шириной всего 50 м. И из футуристического офисного мира Техерани они напрямую попадают в атмосферу порта XIX века.

Этот гигантский товарный склад к югу от канала начали строить в 1883 году в ходе формирования Свободного порта. Вся эта территория с XVII века находилась в пределах городских стен, в те времена она была застроена тесными домиками мастерового и рабочего люда и барочными купеческими домами. Вследствие новостройки на месте былых кварталов в 1880-е годы почти двадцати тысячам его обитателей пришлось подыскивать себе жильё в другом месте.

Шпайхерштадт протянулся более чем на километр между судоходной Эльбой и Верхней гаванью, пригодной лишь для речных судов. Ряды шестиэтажных и восьмиэтажных складов с узорчатой кирпичной кладкой выходят одним фасадом на улицу, а другим на канал, к ним могут подъехать как машины, так и речные суда. Каждый этаж (Boden – «пол») имеет собственный грузовой люк, а почти под самой крышей наружу выглядывают крюки лебёдок, с помощью которых на этажи поднимали грузы. Этим способом иногда пользуются и в настоящее время. Больше всего любят старомодные лебёдки торговцы коврами, которых здесь около сотни. Правда, сегодня эти лебёдки приводятся в движение электромоторами.

Живописный ансамбль Шпайхер-штадта с его кирпичной архитектурой над спокойными каналами и булыжными мостовыми охраняется как памятник, в тёмное время суток его фасады украшаются художественной подсветкой.


Свободный порт

Как же Гамбург получил свой Свободный порт (Freihafen) и что, собственно, означает этот статус? Постоянно находясь между сферами влияния Германской империи и Дании, этот портовый город на Альстере и Эльбе несколько столетий боролся за независимость и окончательно добился её лишь после крушения империи в 1806 году. Даже после присоединения к Северогерманскому союзу в 1815 г. и к Германской империи в 1870 г., Свободный ганзейский город остался городом-государством и не вступил в Германский таможенный союз.

Но вскоре самые дальновидные из жителей Гамбурга заметили недостатки этой изоляции. Однако консервативные граждане, напротив, не желали расставаться с многовековым суверенитетом и свободой от таможенных пошлин и упорно цеплялись за традицию. Ловкий компромисс удалось найти рейхсканцлеру Отто Бисмарку (1815–1898): в 1881 году город был присоединён к Германскому таможенному союз у, но часть территории порта, а именно так называемый Свободный порт, осталась беспошлинной. Здесь разрешалось тогда, и разрешается и по сей день, хранить и обрабатывать импортные товары, не платя за это таможенных пошлин. Только когда товары покидают Свободный порт и попадают во внутреннюю таможенную зону страны, они облагаются ввозной пошлиной.

До организации Свободного порта импортные и другие товары хранились в купеческих домах по всему городу. Когда Свободный порт был создан, на его территории сразу понадобилось огромное количество новых складских площадей. Германская империя подсластила Гамбургу вступление в таможенный союз, взяв на себя 40 % финансирования при строительстве Шпайхерштадта.

Свободный порт был открыт в 1888 году. Но в 2002 году из него исключили его исконное сердце, Шпайхерштадт, а также территорию, предусмотренную для постройки Хафенсити. Теперь Свободный порт находится только на южном берегу Северной Эльбы, занимая лишь 29 (чуть меньше трети) из общей площади Гамбургского порта в 74 км?. На границе этой зоны людей, транспортные средства и товары досматривают таможенники.

*«Диалог в темноте»

На южном конце моста Вандрамштег (Wandrahmsteg) видна броская вывеска *«Диалог в темноте» (Dialog im Dunkeln) (10) – верный признак того, что для многих складов теперь наступило новое время. Вместо складских площадей под их крышами разместились офисы, галереи, музеи или интересные выставки. По совершенно тёмным залам выставки-проекта «Диалог в темноте» посетителей водят слепые: зрячие получают здесь представление о том, как можно воспринимать окружающий мир без участия зрения.

Германский Таможенный музей

У моста Корнхаусбрюке (Kornhausbr?cke), ведущего в Шпайхерштадт, таможенного контроля больше нет. А рядом, в Германском Таможенном музее (Deutsches Zollmuseum) (11), таможенная служба Германии позволяет сделать интереснейший экскурс в мир пограничного контроля прошлых и нынешних времён. В длинном кирпичном здании с погрузочной платформой под искусно устроенным перекрытием и на таможенном судне «Oldenburg», которое пришвартовано на канале, таможенники приоткрывают секреты своей службы. Особенно интересен раздел, посвя-щённый изобретательным попыткам контрабанды и подделки товаров.

Гамбургская портово-логистическая компания

Всего в нескольких шагах от Таможенного музея стоит самое внушительное кирпичное сооружение Шпайхер-штадта. Построенное в 1903 году Уп – равление Гамбургской портово-логис-тической компании (Hafen– und Logistik AG, сокращённо HHLA) (12) даже называют Портовой ратушей (Hafen-Rathaus) за её неоготическую отделку с элементами, заимствованными из голландского Возрождения.

Из примерно 10 млн. стандартных контейнерных единиц (TEU, Transport Equivalent Unit, единица измерения большегрузных контейнеров, эквивалентная 20-футовому контейнеру), перегруженных в порту в 2008 году, примерно две трети пришлись на счёт городской компании HHLA. Она, кроме прочего, обслуживает на территории порта два крупнейших контейнерных терминала. Гамбургский сенат, которому постоянно не хватает денег, разрешил частично преобразовать это традиционное городское предприятие в акционерное общество.


Музей Шпайхерштадта рассказывает о тонкостях логистики и о товарах бывшего складского городка.

*Музей Шпайхерштадта

Тёмно-красные складские постройки у берега Св. Анны (St. Annenufer), расположенные прямо напротив, выглядят более скромно. Здесь в *Музее Шпай-херштадта (Speicherstadtmuseum) (13) воскресают в памяти те времена, когда по булыжной мостовой ещё громыхали лошадиные повозки, а к заднему фасаду по каналу Вандрамсфлет (Wandrahmsfleet) подходили эверсы (парусные плоскодонки).

Музей даёт ответы на многие вопросы, связанные с многосторонней деятельностью бывшего складского городка. Какую продукцию здесь хранили? Как были упакованы специи, зёрна какао, кофе и другие товары? Как чинили разорвавшийся джутовый мешок? Как и с помощью каких приборов тальман (портовый контролёр) брал пробы? Как работают лебёдки?

Музей приглашает и на необычайно интересные экскурсии по Шпай-херштадту, а также на увлекательные чтения детективных романов в здании склада на берегу Св. Анны (дом 2).

Способы использования этих исторических складов меняются на глазах. Даже бывшее здание императорского речного вокзала у моста Св. Анны (St.-Annen-Br?cke) не обошли стороной перемены. Этот небольшой двухэтажный домик, увенчанный башенками, служил императору подобающей его положению конечной станцией во время осмотра порта и Шпайхерштад-та с борта корабля. От канала Брукс-флет (Brooksfleet) лестница ведёт в элегантное здание, которое позже десятки лет служило уборной, а с некоторых пор превратилось в уютное бистро «Fleetschl?sschen».

Афганский музей и Музей пряностей

В Шпайхерштадте продолжают хранить свой драгоценный товар многие восточные торговцы коврами. Ворота складов часто бывают открыты, внутри них видны штабели товара. В складском блоке L (Speicherblock L) (14) на улице Am Sandtorkai, 32 можно полюбоваться на ковры и в Афганском музее (Afghanisches Museum). Но тут вы, в первую очередь, получите представление о культуре самого Афганистана: например, здесь воспроизведены сцены из повседневной жизни и уголок восточного базара. По афганскому обычаю, гостей угощают чаем и парочкой лакомств.

В этом же доме благоухает и Музей пряностей (Spicy’s Gew?rzmuseum). Раньше, когда складов для хранения пряностей было ещё много, над всем Шпайхерштадтом в воздухе витали экзотические ароматы. Теперь в музее можно научиться различать запахи 50 кухонных специй и приправ – это выставка для всех органов чувств! Вы узнаете, какой путь преодолевают пряности от выращивания до прилавка в супермаркете: все этапы сбора, обработки, упаковки и перевозки морем. Специальные выставки обращают внимание гостей на некоторые интересные способы применения пряностей.

Гамбургский донжон

В складском блоке D (Speicherblock D) (15) между Бруксфлетом и речным портом Бинненхафен (Binnenhafen) полным-полно занимательных мест.

Гамбургский донжон (Hamburg Dungeon) (от англ. «темница») показывает историю Гамбурга с её мрачной стороны. Экспозиция рассказывает, как в 1401 году казнили пирата Клауса Штёртебе-кера, как бушевал страшный Большой пожар в 1842 году и как полвека спустя холера унесла жизни тысяч гамбурж-цев. Эти, и множество иных подлинных исторических «ужастиков», правдиво разыгранных актёрами и с поразительными сценическими эффектами, вы сможете пережить как наяву – почище любого фильма ужасов!

Музей игрушек «Компания с чердака»

Мимо заботливо собранной коллекции Музея игрушек «Компания с чердака» (Spielzeugmuseum «Die Dachbodenbande»), расположенной в складском блоке D, толпы спешащих посетителей частенько проскакивают, потому что их истинная цель находится на следующем этаже: это модель железной дороги в Миниатюрной Стране чудес (см. ниже). А наша «Компания с чердака» состоит из семи достойно состарившихся плюшевых зверей – замечательных представителей любовно сделанных игрушек былых времён. Весь этот музей – в некотором роде художественная вещь в себе. Впрочем, не спешите: особенно понравившимся посетителям Компания с чердака покажет свою потайную комнату…

**Миниатюрная Страна чудес

Этажом выше разрешается только смотреть, но ничего нельзя трогать руками. **Миниатюрная Страна чудес (Miniatur Wunderland) – это целая железнодорожная сеть из рельсовых путей с шириной колеи H0 (16,5 мм), длиной примерно 12 км и с 900 поездами. Это самая большая в мире модель железной дороги, которая продолжает расти. Вдобавок к миниатюрным рельсам, по безрельсовым дорогам, проложенным через города, деревни и разные местности, вымышленные или сделанные с натуры, движутся почти 7500 автомашин. Зрителей зачаровывают не только огромные масштабы макета, но и занятно изображённые здесь сценки: от пингвина с чемоданом в руке до снеговика, прыгающего на лыжах с трамплина. То и дело спешно выезжает по тревоге пожарная команда, чтобы спасти горящий дом.

Тут можно совершить целое кругосветное путешествие. Сделав пару шагов, вы из сверкающего огнями Лас-Вегаса попадаете в заснеженные горы Северной Швеции, или на чемпионат по футболу на Гамбургском стадионе, или в Швейцарские Альпы. А через каждые 15 минут день сменяет ночь… Интересно наблюдать за работой компьютерного персонала и моделистов. Дети могут заняться чем-нибудь в игровом уголке или в уголке «Умелые руки», фанаты-коллекционеры – купить полюбившиеся модели, а кто уж очень спешит, может совершить путешествие по миру Миниатюрной Страны чудес, всего лишь посмотрев 20-минутный видеофильм.

Оглавление книги


Генерация: 0.137. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз