Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Финляндский вокзал

Финляндский вокзал

В истории Финляндского вокзала (пл. Ленина, 6) можно отметить два основных периода. Первый связан со строительством Финляндской железной дороги и первоначальным возведением Финляндского вокзала. Второй период относится к строительству нового здания вокзала и связан с разрушением исторической постройки.

Несохранившееся старое здание вокзала в 1870 г. построил архитектор П.С. Купинский для железной дороги Санкт-Петербург – Финляндия. Со временем Финляндский вокзал стал одним из самых важных транспортных узлов города, особенно в летние месяцы – время выезда на дачи.


Финляндский вокзал

В годы Великой Отечественной войны Финляндский вокзал оставался единственным, принимавшим поезда, и поэтому сильно пострадал от налетов вражеской авиации. Конечно, к 1950-м гг. вопрос о реконструкции старого Финляндского вокзала стал актуальным – вырос объём пригородных перевозок, а финское направление стало международным.

Послевоенная реконструкция происходила в два этапа, не считая работ по устройству обширной площади перед новым зданием, получившей название «площадь Ленина». Проектные работы выполнил архитектор Н.В. Баранов. Работу над проектом он начал ещё в 1945 г., но воплотить свои идеи тогда не смог.

Первой постройкой нового вокзального комплекса стало центральное здание с четырехгранной башней с часами и высоким, 30-метровым шпилем в петербургском стиле. На месте бывшей товарной станции архитекторы устроили площадь в виде вытянутого параллелепипеда, которая обращена в сторону Невы.

Высокие прямоугольные оконные проемы в верхней части вокзала украшены семнадцатью барельефами работы студентов Художественно-промышленного училища. Окна разделены мощными пилонами. Барельефы Финляндского вокзала повествуют о событиях 1917 г. На центральном изображена аллегорическая фигура Революции, у её ног лежит поверженный двуглавый орел – символ императорской власти и разорванные оковы – символ освобождения от рабства.

Официальное открытие нового здания Финляндского вокзала прошло 4 июня 1960 г. На два года раньше в левой части здания открыли станцию метрополитена «Площадь Ленина», по проекту носившую иное название – «Финляндский вокзал».

Наземный вестибюль станции встроили в вокзальное здание и украсили (кассовый зал) смальтовым мозаичным панно работы художников А.А. Мыльникова и А.Л. Королева.

Некоторое время старое здание Финляндского вокзала соседствовало с новым зданием, но в 1970-е гг. его разобрали, оставив «на память» фасад левого павильона, включив его в коробку новой постройки.

Гранитный спуск к Неве на площади Ленина сооружён в 1970 г. по проекту архитекторов А.В. Васильева и Л.Н. Соболева. Но благоустройство этой территории тогда стало не последним. В 2005 г. на площади, позади памятника В.И. Ульянову (Ленину), был открыт большой фонтанный комплекс. В его составе двадцать водомётов в чашах из серого и чёрного гранита. Центральная чаша прямоугольной формы (15 ? 60 м) с восемью каскадами и пятьюстами струйными насадками является центром фонтанной композиции. В тёмное время суток фонтаны комплекса подсвечивают четырёхцветные подводные прожекторы, кроме того, высота и мощность струй фонтанов связаны с музыкальными композициями, звучащими здесь несколько раз в день, так что водометы комплекса можно назвать танцующими или поющими.

Музыкальные композиции созданы петербургским композитором С. Баневичем и носят названия: «Шедевры XX века», «Вечерний город», «Поэма о городе и его людях» и другие.

Фонтаны перед Финляндским вокзалом первый раз построили ещё в 1950-е гг. – две восьмигранные большие чаши со струями в центре радовали горожан на протяжении более 20 лет. Долгое время они не работали и в итоге пришли в полное запустение.

На сооружение нынешних фонтанов ушло всего два месяца.

Оглавление книги


Генерация: 0.784. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз