Книга: Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута

Казанский собор

Казанский собор

В самом центре Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, у канала Грибоедова (Екатерининского), раскинув широкие крылья колоннад, стоит величественный и неповторимый Казанский собор (Казанская пл., 2), бессмертное творение архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.

На площадь выбежав, свободенСтал колоннады полукруг, —И распластался храм Господень,Как легкий крестовик-паук.А зодчий не был итальянец,Но русский в Риме, – ну так что ж!Ты каждый раз, как иностранец,Сквозь рощу портиков идёшь.И храма маленькое телоОдушевлённее стократГиганта, что скалою целойК земле беспомощно прижат!О.Э. Мандельштам

Казанский собор начинали строить как придворный, парадный храм, находящийся в самом центре столицы Империи; его часто посещали члены императорской фамилии, высший свет и иностранные дипломаты. Да и возвели храм для самой почитаемой в Санкт-Петербурге чудотворной иконы Казанской Божией Матери, освятив его в её честь.

История храма началась в другой части Петербурга, на Петербургской (ныне – Петроградской) стороне, с небольшой деревянной часовни, которую поставили на Посадской улице недалеко от реки Невки. В 1712 г. часовню расширили и перестроили, и новую церковь освятили как храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Чудотворная икона Казанской Божией Матери явилась 9-летней девочке Матрёне в Казани в 1579 г. во время больших пожаров. Ребенку приснилось, что Богородица указывает место, где среди обгоревших вещей нужно отыскать икону. Матрёна показала это место, и там, на глубине метра, под остатками одежды её и обнаружили. С иконы сняли копию и послали её царю Иоанну Васильевичу в Москву, который после получения подарка приказал увековечить обретение этого образа, и на месте бесценной находки поставили женскую обитель, настоятельницей которой спустя некоторое время стала Матрёна, сменившая при постриге имя на Мавру. С иконы сделали насколько списков (копий), которые разошлись по России.


Казанский собор

В 1612 г. список сопровождал народное ополчение князя Пожарского, с нею ратники Минина освобождали Москву от польских войск, приглашённых боярами. До 1710 г. эта копия с казанской иконы оставалась в Москве, пока её не перевезли в новую столицу Санкт-Петербург, и случилось это, предположительно, в 1712 г.

Оригинал, что, впрочем, документально не подтверждено, оставался всё это время в Казани, пока 29 июня 1904 г. его не похитили вместе с украшавшими икону драгоценностями. Пойманные вскоре преступники признались в сожжении иконы.

Итак, один из списков святого образа доставили в столицу Российской империи, и для него М.Г. Земцов возвёл каменную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Тот не сохранившийся до нашего времени храм походил по архитектуре на Петропавловский собор таким же вытянутым основным корпусом, высокой колокольней, декором оконных проёмов в стиле барокко и пилястрами по фасаду.


Икона Казанской Божией Матери

Внутреннее пространство собора разделялось двумя величественными коринфскими колоннадами, поддерживавшими высокий сводчатый потолок. Собор был заложен 6 сентября 1733 г. и окончен 13 июня 1737 г. За день до освящения в новую церковь торжественно поместили икону Казанской Богоматери.

Практически сразу Рождественский собор стал придворным храмом, и на его службы съезжаются члены императорской фамилии. При Екатерине II в этом храме проводились все торжественные богослужения и отмечались праздники в честь побед русского оружия.

Сохранилось описание церкви, данное аббатом Жоржелем: «Собор Казанской Богоматери построен на берегу Екатерининского канала и выходит на самую красивую улицу Санкт-Петербурга. В этой церкви торжественно собирается императорский двор при праздновании блестящих побед; она невелика и недостаточно поместительна; она представляет прямоугольник; над алтарём возвышается купол; на другом конце храма находится башня с колокольней, где устроены часы… Алтарь Казанского собора окружен вызолоченной балюстрадой и занавесами с золотой, серебряной и шелковой бахромой. За этой балюстрадой помещается алтарь, а позади занавеса находятся жертвенник, престол со Святыми Дарами и священники».

В 1799 г. вышел указ императора Павла I о проведении конкурса на лучший проект нового собора – Казанского, место для которого определили у Екатерининского канала, на Невском проспекте, рядом с храмом Рождества. Но результата конкурс не имел, и в 1800 г. возведение храма поручили молодому архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину. В присутствии императора Александра I и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны новый храм с тремя приделами был заложен 27 августа. Строительные работы завершились через десять лет, и 15 сентября 1811 г. готовую церковь освятил митрополит Амвросий (А.И. Подобедов). На следующий год началась война с Наполеоном, и судьба распорядилась так, что Казанский собор Петербурга стал памятником Отечественной войне 1812 года.

Старую церковь Рождества Богородицы полностью разобрали. Во время проведения археологических работ в 2000 г. её фундаменты были обнаружены и законсервированы.

Внешний облик и интерьеры храма удивительно величественны и богаты, а два крыла коринфской колоннады вообще уникальны в истории русской церковной архитектуры. Мы имеем здесь оригинальный памятник русского классицизма начала XIX столетия, шедевр национальной зодческой школы.

Колоннада храма состоит из 96 колонн с каннелюрами, поставленных в четыре ряда, и выходит на Невский проспект, а её крылья завершаются монументальными порталами. Общая высота сооружения составляет 71,6 метра. Всего фасады здания украшены 136 колоннами высотой около 13 метров.

В соответствии с православными канонами алтарь располагается на востоке, и здания церквей на Невском проспекте приходилось ставить боком, что с архитектурной точки зрения было не всегда удачно – яркий пример тому храм Рождества Богородицы, стоявший вдоль главной улицы. Расположением колоннады Казанского собора зодчий решил эту проблему церквей Невского проспекта.

В плане здание представлено в виде креста – главный, более длинный корпус пересекается с коротким, на месте пересечения расположен купол; звонница, за отсутствием колокольни, размещена в западном портале колоннады. Над средокрестием помещается световая глава храма, чей купол у основания дополнен люкарнами (окнами) в стиле барокко. Здание облицовано снаружи серым пудостским камнем – известняковым туфом, добываемым под Санкт-Петербургом.

Этот камень имеет множество интересных свойств. Он очень пористый, поэтому здания, облицованные туфом, выглядят гораздо старше. Камень меняет цвет в зависимости от погоды и освещённости: от серого до желтоватого (разных оттенков). Но из-за своей структуры пудостский камень сильно впитывает пыль и грязь, и в условиях петербургского климата это становится настоящей проблемой. Так как запасы туфа сильно истощились, при проведении реставрационных работ приходится искать замену этому камню.

Фасады собора украшают барельефы скульпторов И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева, Ф.Г. Гордеева и Ж.Д. Рашетта. Над восточным порталом расположено замечательное по исполнению рельефное панно «Источение Моисеем воды в пустыне». Над западным порталом можно видеть панно «Воздвижение медного змия». С южной и западной сторон в портиках храма помещены 12 барельефов со сценами из жизни Пресвятой Богородицы. На аттике алтаря расположен барельеф «Вход Христа в Иерусалим».

Скульптурное убранство храма выполняли известные русские мастера С.С. Пименов, И.П. Мартос и В.И. Демут-Малиновский. В нишах северного портика высятся большие бронзовые статуи Иоанна Крестителя и апостола Андрея Первозванного, святых князей Владимира и Александра Невского. Средние входные двери собора отлиты мастером В. Екимовым из бронзы по образцу «Райских дверей» флорентийской баптистерии XV в. Врата состоят из десяти горельефов на библейские сюжеты (слева направо и сверху вниз): «Сотворение мира и грехопадение человека», «Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином», «Убиение Моисеем египтянина и изведение евреев из Египта», «Жертвоприношение Авраама», «Прославление Мардохея», «Синайское законодательство», «Обретение чаши Иосифа в мешке Вениамина», «Благословение Иакова Исааком», «Обнесение ковчега вокруг Иерихона и падение Иерихонской стены», «Поражение гордого Никанора».

Внутреннее убранство поражает великолепием – колоннада из 56 коринфских колонн розового финского гранита с золочёными капителями и базами из бронзы проходит через всё пространство храма. Изумительная лепнина работы Ф. Торичелли и Б. Медичи украшает интерьеры Казанского собора; живописные работы здесь исполнили известные художники В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, Ф.П. Брюллов, С.С. Щукин, О.А. Кипренский, В.Л. Боровиковский и другие. Мозаичный пол собора выложен разноцветным мрамором, а ступени в алтарь изготовлены из красного шокшинского песчаника. Своды потолка украшены кессонами.

Нарядный серебряный иконостас был изготовлен А. Леблоном и Ф. Кретьеном. Герой войны генерал от кавалерии казак М.И. Платов прислал в дар храму 40 пудов (655,2 кг) отнятого у французской армии серебра. Позже архитектор К.А. Т о н использовал его для облицовки.

«Оставаясь серьёзным и торжественным, Воронихин умеет внести какое-то нежное очарование, какую-то поэзию и теплоту. Его собор не только поражает, но и привлекает, соединяя силу и нежность», – писал И. А. Фомин.

Интересно, что Казанский собор не достроен зодчим до конца. Нет симметрично расположенной колоннады с противоположной стороны здания. По плану, главный вход в храм располагался со стороны Казанской улицы, прямо напротив знаменитой решетки. Там сейчас есть вход, но он позиционируется как дополнительный, а прихожане и туристы входят в собор со стороны Невского проспекта, сбоку от алтаря. Зодчий планировал организовать три новые площади вокруг Казанского собора: одна выходила к Невскому проспекту, и она существует, вторая предполагалась перед главным входом – там сейчас Воронихинский сквер с фонтаном, и третью зодчий надеялся устроить между Екатерининским каналом и Казанской улицей – за собором. Она сейчас застроена жилыми домами XIX в.

Уникальная, не имеющая мировых аналогов планировка площадей вокруг Казанского собора не была закончена по причине отсутствия второй колоннады. От второй площади осталась только чугунная решётка с двумя гранитными массивами на концах её полукруга, совсем затерявшаяся в застройке Казанской улицы. Но гениальная по замыслу, великолепная по архитектуре решётка уже тогда создавала впечатление незаконченности ансамбля, сиротливо отгораживая образовавшийся сквер от близлежащих зданий. Кроме всего этого, у собора остались пустыми два постамента, предназначенные для статуй Архангелов Гавриила и Михаила, чьи гипсовые скульптуры, снятые в 1824 г., так и не заменили на бронзовые.


Воронихинская ограда и фонтан у Казанского собора

Кроме списка с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, в храме есть несколько других реликвий: иконы, подаренные князем М.И. Кутузовым, голгофа с частицей Гроба Господня, созданная архитектором Н.Н. Никоновым, и икона Воскресения Христова, преподнесённая в дар иерусалимским патриархом в 1906 г.

После окончания Отечественной войны 1812 г. Казанский собор становится храмом-памятником. И причин этому было множество. Здесь, на глазах многочисленного народа, Кутузов возложил себе на грудь образ Богоматери и отправился в действующую армию защищать Россию. Всю Отечественную войну в храме молились о победе и простые горожане, и члены императорской фамилии. 23 июля 1815 г. здесь прозвучала новость об аресте Наполеона Бонапарта, которую доставили императрице Елизавете Алексеевне прямо из Парижа. «Он схвачен, он схвачен, он схвачен!» – пронеслось по залу церкви во время богослужения.

В соборе с большими почестями 13 июня 1813 г. похоронили главнокомандующего русскими армиями князя М.И. Кутузова. Он скончался 16 апреля в польском городе Бунцлау, и его тело отправили в Россию для захоронения. Склеп с останками великого полководца устроен в северном приделе, под гранитной плитой, обрамлённой красивой бронзовой оградой с фамильным гербом Голенищевых-Кутузовых. С момента погребения фельдмаршала Кутузова собор приобретает значение храма-памятника в честь победы в войне 1812 г. Его стены украсили 114 трофейных французских знамён и штандартов, и позднее сюда передавали иностранные флаги более поздних военных побед 1813–1814 гг. В соборе находились ключи от 28 европейских городов, взятых русской армией в борьбе с французами. Они висели на колоннах для всеобщего обозрения. Среди главных реликвий собора значился один из маршальских жезлов знаменитого французского полководца Даву, захваченный 5 ноября 1812 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.469. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз