Книга: Путеводитель по Амстердаму

Музейный квартал

Музейный квартал

Около 1900 года на небольшом участке вокруг Рейкcмузеума и Консертхебау (Concertgebouw) начали как грибы возникать роскошные загородные виллы, строившиеся в самых разных стилях - от неоготики до ар деко. Так, известный амстердамский архитектор Эдуард Кауперс возвел на Ян-Лаукенстрат (Jan Luijkenstraat) особняк для своей семьи в духе викторианской Англии (N2), а другой голландский зодчий, Ян де Тьенк, соорудил себе на Музеумпляйн (Museumplein) дом, очень напоминающий постройки американского модерниста Фрэнка Ллойда Райта (N4).

На рубеже XIX-XX веков жить здесь стало чрезвычайно модно. Вокруг вилл были оперативно проложены широкие улицы с роскошными магазинами и дорогими доходными домами. Буквально за несколько лет Музейный квартал превратился в богатый район с особым, тяжеловесно-буржуазным шиком, совершенно не похожий на весь остальной Амстердам. Одна из главных улиц Музейного квартала - Ван-Барлестрат (Van Baerlestraat), соединяющая площадь Рулоф-Хартпляйн (Roelof Hartplein) с Вонделпарком, и сегодня сохранила обаяние fin-de-si?cle. В первых этажах помпезных жилых домов с витыми оградами, высокими циркульными окнами и выложенными мрамором подъездами сейчас работают всякие солидные и дорогие заведения - от первоклассного книжного магазина Art Books и парикмахерского салона Studio Kappers до известного своими интерьерами ар деко кафе Wildschut и модного бутика The People of the Labyrinths. Общий масштаб зданий на самой Ван-Барлестрат и улочках вокруг нее задан монументальными постройками архитекторов Амстердамской школы. Например, всю южную часть Рулоф-Хартпляйн занимает так называемый дом "Лидия" (Huize Lydia) - бывший приют для незамужних католичек, спроектированный в 1922-1927 годах архитектором с забавной фамилией Ботеренброт (бутерброд). Мрачноватое казенное здание с большими плоскостями темных кирпичных стен и окнами-бойницами, как и многие дома Амстердамской школы, напоминает средневековую крепость. То же самое можно сказать и о доме "Хиллехаус" (Hillehuis, Gabriel Metsustrat 34), который расположен неподалеку, на углу Габриел-Метсустрат и Ян-Вермеерпляйн (Johannes Vermeerplein). Его автором был лидер и идеолог Амстердамской школы Михел де Клерк.

В центре Музейного квартала находится огромная по амстердамским масштабам Музеумпляйн (Museumplein) - площадь с довольно странной судьбой. За последние сто лет было сделано немало предложений по обустройству этого пустого пространства трапециевидной формы за спиной Рейксмузеума, но и сегодня Музеумпляйн остается местом совершенно бесприютным, хотя и небезынтересным.

История площади (как, собственно, и всего Музейного квартала) началась в 1877-1885 годах, когда к югу от Сингелграхт стали строить Рейксмузеум (Rijksmuseum), в ту пору называвшийся Государственным музеем национальной истории и национального искусства. В этом здании, проект которого делал Петрус Кауперс (автор Центрального вокзала), предполагалось разместить собрание голландской живописи из Национальной художественной галереи, основанной еще в 1798 году. На протяжении десятилетий эта коллекция постоянно переезжала: впервые широкая публика увидела ее в гаагском дворце Хаус-тен-Босх в 1801 году; в 1808 году по приказу короля Луи Наполеона Национальная галерея была перевезена в Королевский дворец в Амстердаме, а с 1817 года переместилась во дворец семейства Трипов на Кловенирсбургвал - тогда-то король Вильгельм I и повелел переименовать ее в Государственный музей, то есть в Рейксмузеум. Правда, места в Триппенхаус от этого больше не стало, полотна XIX века приходилось выставлять отдельно, и не в Амстердаме, а в Харлеме. В новом здании всю живопись наконец собрали воедино и выставили в хронологическом порядке, да еще прибавили к ней богатейшее собрание гаагского Музея истории и искусства, которое стало основой отдела скульптуры и прикладного искусства, и картины из собрания де Хопа. А сейчас в Рейксмузеуме есть еще гравюрный кабинет и разделы, посвященные голландской истории, искусству Азии и даже тканям и костюмам.

Новое, похожее на замок здание музея стало, вместе с Центральным вокзалом, символом нового Амстердама. Любопытно, что именно музей живописи - искусства, всегда ценившегося голландскими торговцами и финансистами, - оказался главной постройкой буржуазного века. Впрочем, музей с его дробными фасадами и затейливыми башенками, перегруженный деталями и сверкающий позолотой, вызвал неудовольствие влиятельных протестантских кругов - в том числе и короля Нидерландов (кстати, Кауперс, как и многие крупные голландские художники и архитекторы, от Яна Вермеера Делфтского до Филипса Фингбонса, был истовым католиком).

Второй крупной постройкой на Музеумпляйн стало здание Консертхебау (Concertgebouw), амстердамской консерватории, спроектированной в 1886-1888 годах ван Гендтом. Ван Гендт, личность любопытная и противоречивая, любил повторять, что "не разыгрывает из себя художника", а просто четко отвечает на конкретный заказ - архитектурный и социальный. Тяжеловесное, увенчанное колоссальной золотой лирой, сооружение в южной части Музеумпляйн было построено по инициативе группы богатых амстердамских бизнесменов и точно соответствовало представлению среднего горожанина о храме классической музыки. Оно было очень монументально и очень классично, в нем угадывались черты голландского Возрождения и некоторое сходство со зданием общества Felix Meritis на Кайзерсграхт (кстати, Малый зал в Консертхебау - это копия Овального зала Felix Meritis). В музыкальном отношении амстердамская консерватория оказалась еще более удачной, чем в архитектурном. Большой зал Консертхебау известен своей великолепной акустикой - здесь с удовольствием дирижировали исполнением своих произведений Дебюсси, Равель, Хиндемит и Стравинский. Слава консерваторского оркестра - Royal Concertgebouw Ochestra - началась при дирижере Виллеме Менгельберге (1871-1952), любителе Малера и Рихарда Штрауса (последний даже посвятил Менгельбергу свое произведение "Жизнь героя"). Менгельберг проруководил здесь целых 50 лет, и его оркестр до сих пор имеет очень хорошую репутацию.

В 1883 году на Музеумпляйн проходила Всемирная выставка, а позднее это место использовалось для разного рода спортивных мероприятий - с 1900-х годов до середины 1930-х на площади тренировались члены амстердамского конькобежного клуба и регулярно выступали гимнасты. 1916 год стал в Голландии годом движения за права женщин, и Музеумпляйн облюбовали столичные суфражистки: здесь проводились дамские демонстрации, изрядно фраппировавшие окрестных жителей. A во время Второй мировой войны прямо посреди площади нацисты построили четыре бетонных бункера и бомбоубежище, которые портили вид аж до 1952 года.

В той части площади, которая примыкает к Рейксмузеуму и где сейчас находится очень популярное Cobra Caf?, украшенное рисунками художников группы СoBrA, в 50-е годы была проложена широченная, вечно запруженная машинами Музеумстрат (Museumstraat) - улица, которую называли "самым коротким хайвеем Голландии". Сейчас на ее месте устроены пруд и засыпанный белым песком променад: датский ландшафтный архитектор Свен-Ингвар Андерссон, выигравший в 1990-е годы конкурс на перепланировку площади, изо всех сил пытался превратить Музеумпляйн в элегантное место для прогулок. Однако здесь и сегодня немало архитектурно-строительных ляпов. Например, в юго-западном углу площади примостился супермаркет Albert Heijn - газон как бы взбирается на его косую, крайне нелепую треугольную крышу, которую в народе прозвали "ослиным ухом". Туристы любят пить пиво на самой верхушке "уха", усевшись на невысокий бордюр, и довольно регулярно оттуда падают. Еще хуже получилось с огромным подземным гаражом под Музеумпляйн: высоту въездных ворот не рассчитали, и несколько туристических автобусов были буквально обезглавлены. Фонтан на площади не работает с момента открытия, а новый корпус Музея Ван Гога (Van Gogh Museum) вызывает всеобщие насмешки из-за устроенного при нем водно-архитектурного аттракциона. Японский архитектор Кисе Курокава решил, что местность может украсить глубокая и широкая яма, по дну которой с тихим журчанием круглосуточно струится вода. Яму вырыли прямо у стен нового музея, выложили полированным черным камнем и пустили воду, но все это вызвало у горожан исключительно сантехнические ассоциации.

Зато главное здание Музея Ван Гога, довольно невежливо повернутое к площади задним фасадом, - самая любопытная постройка в окрестностях. Эскиз ее сделал архитектор и дизайнер Геррит Ритвелд, а более подробной разработкой проекта занимался в 1970 году его младший коллега Ян ван Трихт. Придуманная ими конструкция из бетонных и стеклянных параллелепипедов снаружи выглядит мрачновато, но зато интерьер музея полон света. Картины в хронологическом порядке выставлены вокруг огромного атриума. Осматривая их, посетитель поднимается с этажа на этаж по широкой лестнице, и чем ближе к последнему периоду Ван Гога, тем светлее становится пространство.

Главное здание музея Стеделийк (Stedelijk Museum) построено в 1895 году в стиле неоренессанса - оно задумывалось как архитектурная рифма к Рейксмузеуму. Парадный фасад, обращенный к Паулюс-Поттерстрат (Paulus Potterstraat), украшают статуи известных голландских зодчих и художников вроде Якоба ван Кампена и Хендрика де Кейсера, а стены выполнены в так называемой технике бекона, невероятно популярной в Голландии XV века: полоски красного кирпича чередуются с полосками белого, напоминая кусок мяса с прослойками сала. Изначально здесь была выставлена частная коллекции Софии де Браун, а с 1938 года в Стеделийк переехало внушительное собрание современного искусства. Новый корпус Стеделийк спроектировал португалец Aлваро Сиза.

Cobra Caf? Hobbemastraat 18, 470 01 11, Трам. 3, 5, 12, 20, пн-вт 10.00-21.00, ср-вс 10.00-0.00 (кухня до 21.00), AmEx, MC, Visa

Оглавление книги


Генерация: 0.317. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз