Книга: Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель

*КВИРИНАЛ

*КВИРИНАЛ

Пройдя по улице Винченцо Луккези (Via Vincenzo Lucchesi), вы попадете на улицу Датариа (Via della Dataria), ведущую вверх на Квиринал. Это самый высокий из семи холмов Рима. Свое имя он получил от храма бога войны Квирина.

Посреди площади Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale) (80) стоят статуи Диоскуров – римские копии двух греческих скульптур, когда-то находившихся в термах Константина.

Северо-восточная сторона площади ограничена дворцом Квиринала (Palazzo del Quirinale) (81), строительство которого, начавшись в 1573 году, длилось больше века. В числе прочих над его сооружением работали Бернини и Мадерно – автор красивого портала, украшенного двумя колоннами. Дворец первоначально использовался как летняя резиденция пап. Позже он стал жилым дворцом королей Италии и, наконец (начиная с 1947 года), рабочим местом президентов Республики.

Церковь *Сант-Андреа аль Квиринале (S. Andrea al Quirinale) (82)была основана кардиналом Камилло Памфили как храм для послушников – место обучения молодых иезуитов. Бернини построил эту маленькую церковь в 1658-1671 годах. Результат так воодушевил его, что он назвал эту жемчужину своим лучшим произведением. То, что скрывается за ее фасадом, действительно поражает воображение. Ведь Бернини использовал там все средства искусства, чтобы превратить службу в театрализованное действие. Его сценой становится алтарная часть и все пространство церкви. На картине в алтаре святой Андрей терпит свои мучения. Как и положено по легенде, после этого он – уже в виде белой гипсовой фигуры – возносится к небу, роль которого играет кессонный купол с позолотой и ангелочками-путти. Наконец, фонарь, венчающий купол – это высшая точка, в которой парит Святой дух в виде голубя. Впервые в барочном искусстве вся церковь была превращена в сцену спектакля, в котором так блестяще объединились архитектура, скульптура и живопись.

За 30 лет до того, как Бернини создал этот шедевр, Борромини построил церковь *Сан-Карло алле Кваттро Фонтане (S. Carlo alle Quattro Fontane), которую сокращенно называют *Сан-Карлино (83). Эта церковь была заложена в 1638 году, но даже после смерти Борромини в 1667-м еще не была окончена. Ее динамичный фасад с изогнутыми формами произвел настоящий переворот в архитектуре, которая до тех пор была плоскостной, т. е. не использовала кривые линии.

Интерьер церкви наглядно показывает, что Борромини в совершенстве владел малыми формами, которым он придает иллюзию величины – и одновременно величавость. Исходные ограничения, связанные с небольшой площадью, позволяли устроить в церкви лишь один неф, который легко поместился бы между столбами собора Св. Петра, в месте пересечения его нефов. Но Борромини удалось зрительно расширить пространство за счет использования оптических иллюзий. Апсиды на продольных и поперечных сторонах как будто открывают за алтарными картинами просторное помещение. Такой же феномен обнаруживает и купол над центром зала: за счет зауженных к середине кессонов он кажется гораздо выше, чем на самом деле.

Если пройти дальше по Виа дель Квиринале в направлении от центра города, то вы попадете на перекресток Четырех фонтанов, или Кваттро Фонтане (Quattro Fontane) (84), по углам которого действительно устроены четыре фонтана, символизирующие реки Тибр и Арно, а также богинь Диану и Юнону. Эти фонтаны дали имя улице Виа делле Кваттро Фонтане (Via delle Quattro Fontane).

Оглавление книги


Генерация: 0.594. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз