Книга: Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель

ВОКРУГ *ПЛОЩАДИ РЕСПУБЛИКИ

ВОКРУГ *ПЛОЩАДИ РЕСПУБЛИКИ

К числу самых пышных парадных площадей, возникших после 1870 года, относится *площадь Республики, Пьяцца делла Репубблика (Piazza della Repubblica) (87), ранее – Пьяцца дель Эседра, в которую упирается улица Виа Национале (Piazza dell'Esedra, Via Nazionale). Величественные дворцы, обрамляющие юго-западную сторону площади, построены по проекту архитектора Гаэтано Коха (1849-1909). Они расположены на месте, где проходили наружные стены громадного комплекса *терм Диоклетиана. В 1563-1566 гг. Микеланджело перестроил здания терм в церковь Санта Мария дельи Анджели (Santa Maria degli Angeli) (88). Он оставил размеры внутренних помещений без изменений, так что мы и теперь можем оценить всю монументальность самых больших терм Рима. Термы были построены в 298-306 гг., во время правления императора Диоклетиана. Они вмещали до 3000 посетителей одновременно. Апсида, в которой сегодня находится вход в церковь, ранее принадлежала «теплому» отделению (caldariит). Небольшой вестибюль церкви – это бывший «бассейн для ног» (tepidarium), а собственно церковь – это огромный центральный «холодный» зал (frigidarium), из которого можно было попасть в смежные помещения. В 1702 году папа Климент XI распорядился проложить в полу 45-метровый латунный меридиан для астрономических календарных расчетов.

Превосходные произведения древнего греческого и римского искусства из собрания **Римского Национального музея (Museo Nazionale Romano) находятся в четырех разных местах.

Музей Терм Диоклетиана (89)(вход с Via Е. de Nicola 79) устроил экспозицию из статуй и находок долатинского периода в крестовых ходах монастыря и служебных корпусах церкви Санта Мария. А под куполом *Восьмиугольного зала (Aula Ottogona), который относится к этому же музею (вход с Via Romita), особенное впечатление производят **«Хозяин терм» и **«Отдыхающий кулачный боец» – две оригинальные бронзовые статуи эллинистического периода (II-I вв. до н. э.), найденные в термах Константина на Квиринале. До сих пор непонятно, были ли оба эти шедевра задуманы как единая скульптурная группа. Героически-победная поза одного так же великолепна, как и мускулистое тело другого, расслабленное после недавней борьбы. Оба они – признанные сокровища мирового искусства.

*Болыной дворец у Терм, или Палаццо Массимо алле Терме (Palazzo Massimo alle Terme) (90), находится на Piazza dei Cinquecento 67. Здесь, наряду с очаровательными римскими *фресками из дома Ливии (у Primaporta на Via Flaminia) и *статуей Августа в тоге, приносящего жертву (с Via Labiscana), можно увидеть прелестную Антийскую девушку, а также римскую копию *Дискобола Мирона, снятую с оригинала V в. до н. э., не дошедшего до наших дней.


Античная скульптурная группа, изображающая римских граждан (Римский Национальный музей, Palazzo Massimo alla Terme).

Другие образцы античного искусства из Римского национального музея выставлены в крипте Бальби (Crypta Balbi) на Via d. Botteghe Oscure и во *дворце Альтемпс (Palazzo Altemps, ) на Via Sant'Apollinare.

Если пройти от Пьяцца Репубблика по улице Орландо (Via Orlando) в северо-западном направлении, то метров через 500 вы дойдете до улицы 20 Сентября (Via XX. Settembre). На другой ее стороне виднеются два церковных фасада, очень похожих друг на друга.

Слева стоит церковь Санта Сусанна (S. Susanna) (91), созданная по проекту Карло Мадерно в 1597-1603 гг. Ее двухэтажный фасад подкупает соразмерностью деталей: ниш, фронтонов и полуколонн.

Фасад правой церкви, Санта Мария делла Виттория (S. Maria della Vittoria) (92), выполнен Джованни Баттиста Сориасом (1625-1627 гг.) и в своем оформлении перекликается с обликом Санта Сусанны. Но в особенности интересны внутренние помещения этой церкви. Если повернуть налево от алтаря, то можно обнаружить подлинный шедевр искусства барокко: *капеллу Корнаро. Эту часовню-усыпальницу создал Дж. Бернини в 1644-1652 годах для семейства Корнаро. Архитектурная концепция и здесь исходит из театрального действа, но предназначено оно для усопших: их портреты, выполненные в виде рельефов-бюстов, размещены в лоджии. Им выпала честь стать свидетелями *Экстаза Св. Терезы, которая в своей восторженной преданности Богу пронзена божественной стрелой любви, выпущенной ангелом (Амуром). Парящая перед зрителями скульптурная композиция вписана в элегантные архитектурные рамки и дополняется фресками, которыми украшены своды капеллы. Бернини свел здесь воедино живопись, скульптуру и архитектуру, и получилось цельное произведение искусства, которое открыло новые пути в развитии стиля барокко.

Оглавление книги


Генерация: 0.389. Запросов К БД/Cache: 2 / 3
поделиться
Вверх Вниз