Книга: Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель

ВОКРУГ *КАМПО ДЕИ ФЬОРИ

ВОКРУГ *КАМПО ДЕИ ФЬОРИ

Начиная с XV столетия, когда папа Николай V перевел свою резиденцию в Ватикан, местность вокруг *Кампо деи Фьори (Campo dei Fiori) (116) стала весьма густонаселенной. А сама площадь стала главным центром сообщения между Капитолием и резиденцией папы. На Кампо деи Фьори каждый день (кроме субботы) разворачивается овощной, фруктовый, цветочный и продовольственный *рынок– один из самых красочных во всем Риме. Погулять по этой живописной площади, а потом посидеть за столиком в одном из здешних кафе – это просто необходимый пункт программы при знакомстве с Римом! Кстати, не меньшее удовольствие это может доставить и вечером. Пестрые рыночные прилавки плотным кольцом окружают статую Джордано Бруно. Именно на этом месте в 1600 году бывший монах-доминиканец, родившийся в 1548 году в окрестностях Неаполя, был предан публичной казни через сожжение по приказу папы Климента VIII. Джордано Бруно бесстрашно отстаивал гелиоцентрическую систему Коперника, в которой Солнцу отводилось центральное место в мироздании.


Свежие овощи и фрукты на Кампо деи Фьори.

Заглянув в Музей Барракко (Museo Barracco) (117), вы снова почувствуете дыхание древности. В ХГХ веке барон Джованни Барракко собрал здесь произведения египетского, ассирийского, кипрского и классического античного искусства. Особенно интересна его небольшая, но превосходно подобранная коллекция подлинных греческих скульптур, среди которых – голова Эфеба.

В нескольких шагах отсюда лежит площадь Пьяцца делла Канчеллериа (Piazza della Cancelleria) с величественным дворцом Канцелярии (Palazzo della Cancelleria) (118), построенным в конце XV столетия Рафаэлем Риарио, племянником папы Сикста IV Говорят, что сумма в 60 000 эскудо, необходимых для строительства, была выиграна Франческетто Сибо в азартной игре. Везучий Франческетто принадлежал к одной из ветвей знаменитого римского дворянского рода Сибо. Как раз в те годы другой представитель этой династии занял место на папском троне, приняв имя Иннокентия VIII.

Дальше по Корсо Витторио Эмануэле II на вашем пути лежит площадь Новой Церкви, или Кьеза Нуова (Piazza della Chiesa Nuova). «Новой» в народе до сих пор называют церковь Санта Мария ин Валличелла (Santa Maria in Vallicella) (119), построенную Сан-Филиппо Нери в традициях контрреформации. Филиппо Нери прибыл в Рим, задумав основать движение ораторианцев, что и сделал в 1552 году. Примерно в это же время иезуиты учредили свой знаменитый орден. Оба эти начинания ставили перед собой цель нравственного обновления церкви. Но в отличие от иезуитов, братство, основанное Филиппо Нери и существующее поныне, не налагает на своих членов обет безбрачия: им разрешается жениться. За свой либерализм и жизнелюбие Нери пользовался особой популярностью у римлян и еще при жизни почитался как святой.

Строительство церкви было завершено в 1599 году, но фасад работы Фаусто Ругези был выполнен только в 1605-м. Интерьер, изначально чисто белый, впоследствии был украшен *потолочными фресками работы Пьетро да Кортона(1664-1665 гг), в которых преобладают белый и золотистый цвета. На своде главного нефа изображено чудесное заступничество девы Марии, якобы защитившее только что построенную церковь от обрушения. Сюжет росписи купола – это «Триумф святой Троицы».

Совсем рядом с этой церковью находится Ораториум Филиппини (120), имеющий широкий вогнутый фасад. Это здание Борромини построил в 1637-1662 гг. для собраний ордена ораторианцев. Теперь его зал, известный как Зал Борромини (Sala del Borromini), используется для культурных мероприятий и конгрессов.

Улица Виа Джулия (Via Giulia) (121) – это одна из самых элегантных и аристократических улиц Рима. Она названа по имени своего основателя, папы Юлия II (1503-1513 гг.). Юлий II умер в 1513 году, вернувшись с триумфом из военных походов. По первоначальному замыслу, пышно украшенная улица должна была вести до самого собора Св. Петра. Но из-за смерти папы этот план не был осуществлен. На севере Виа Джулия упирается в Золотую площадь (Piazza dell'Oro), на которой в эпоху Возрождения жили флорентийцы, занимавшиеся здесь ювелирным ремеслом. На этой небольшой площади возвышается церковь Сан-Джованни деи Фьорентини (S. Giovanni dei Fiorentini) (122). Заказчиком строительства был папа Лео X, истинный флорентинец, в миру Джованни де Медичи – сын знаменитого Лоренцо Великолепного. Его выбор пал на проект Якопо Сансовино. В строительстве принял участие и Борромини, могила которого находится внутри церкви. Великий зодчий совершил самоубийство, но его позволили похоронить в церкви, потому что за время долгой и мучительной агонии он успел раскаяться в содеянном и умереть «в милости Божьей».

Обратно в сторону Кампо деи Фьори лучше пройти по Виа Джулиа, а затем по улице Пеллегрино (Via del Pellegrino). Сегодня это одно из последних прибежищ старого римского ремесленничества – так же, как и улица Капеллари (Via dei Capellari, «улица Шляпных дел мастеров»). Она на некотором промежутке идет параллельно Виа дель Пеллегрино, а потом сливается с ней. Здесь в основном работают реставраторы и торговцы антиквариатом, по обыкновению, располагаясь со своим скарбом прямо на улице. Цены, которые они запрашивают, гораздо более разумны, нежели на Виа деи Коронари (к северу от S. Maria della Расе).


Реставраторы старинной мебели часто работают прямо на улице перед своими мастерскими.

Виколо дель Галло (Vicolo del Gallо) соединяет Кампо деи Фьори с площадью Пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese), на которой высится *дворец Фарнезе (Palazzo Farnese) (123). С 1871 года здесь размещается французское посольство. Дворец начали строить по инициативе Алессандро Фарнезе, ставшего папой Павлом III. Однако строительные работы вылились в такую сумму, что в 1514 году их пришлось приостановить. Прошло еще много лет, прежде чем строительство было закончено. За это время проект, первоначально разработанный Антонио да Саньялло, был передан Микеланджело, а затем в 1589 году его, наконец, завершил Джакомо делла Порта. Это здание – самый известный образец римской дворцовой архитектуры эпохи Высокого Возрождения. Два небольших бассейна, использованные здесь как чаши для фонтанов, были найдены в 1626 году в термах Каракаллы.

Рядом с площадью Фарнезе находится Площадь под дубом, или Пьяцца делла Кверча (Piazza della Quercia), на которую выходит дворец *Палаццо Спада (Palazzo Spada) (124). Он назван в честь кардинала Бернардино Спада, который приобрел его в 1632 году. Галерея Спада (Galleria Spada), занимающая четыре зала этого дворца, представляет коллекцию ценных предметов, принадлежавших кардиналу. В числе прочего здесь находятся картины таких знаменитых художников, как Гвидо Рени, Гверчино, Брейгель-старший, Доменикино, Тициан, Теста, Себастьяно дель Пьомбо и Рубенс. Интересен эффект оптического обмана, который Борромини в 1635 году устроил на первом этаже. Длинный колонный зал оканчивается во внутреннем дворике, в котором установлена статуя. И кажется, что эта статуя имеет колоссальные размеры. На самом деле длина галереи – всего 10м, а высота статуи – 80 см. Иллюзия возникает благодаря легкому восходящему уклону пола и равномерному, последовательному уменьшению высоты колонн.

Спускаясь от Палаццо Спада по улице Петтинари (Via dei Pettinari) к Тибру, вы выйдете на Сикстинский мост (Ponte Sisto) (125). Он был построен в 1471-1475 гг. по заказу папы Сикста ГУ архитектором Баччо Понтичелли.

Оглавление книги


Генерация: 0.285. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз