Книга: Учить слова легко

Почему пришлось изобретать что-то новое? Неужели существующих техник недостаточно?

Почему пришлось изобретать что-то новое? Неужели существующих техник недостаточно?

Мнемонических приемов изобретено действительно много. И я вовсе не утверждаю, что они никуда не годятся. В конце концов, если вам нравится рисовать иностранные слова на стикерах или подбирать запоминающиеся ассоциации, вы можете с успехом совместить эти приемы с предлагаемой мною техникой (ниже я расскажу о том, как это можно сделать).

Основная проблема существующих приемов – в отсутствии системы запоминания. Мне как активно учащемуся не хватало мощного, надежного, долговременного инструмента запоминания десятков слов в неделю. Ассоциации, рифмы, образы, картинки иногда срабатывали, иногда нет, но почти всегда требовали немало времени на то, чтобы придумать, связать, нарисовать, наклеить… Слишком большая роскошь для того, кому нужно оперативно выучивать хотя бы сотню слов в неделю. Очень скоро я поняла, что такие способы неоправданно ресурсозатратны и процесс нужно как-то упростить и, по возможности, автоматизировать.

Сначала я стала выписывать все новые слова, разнося их на группы по степени сложности. К самым сложным придумывала ассоциации и повторяла в течение нескольких дней, простые повторяла реже. Это позволило поставить процесс на поток, но все равно было неудобно, да и слова быстро выветривались из памяти, стоило только прекратить повторы.

Единственным способом заучивания, доказавшим свою эффективность, в то время стал метод замечательного преподавателя Антона Брежестовского, рекомендовавшего просто без напряжения повторять новые слова вслух на протяжении, скажем, десяти дней. Через десять повторений информация надежно осядет в памяти. Сущая правда! Именно с помощью этого метода я учила спряжения разных временных форм неправильных глаголов, и, честно говоря, не представляю, как их можно запомнить еще!

Однако если говорить о новых словах, которых, в отличие от времен и спряжений, в каждом уважающем себя языке тьмы и тьмы, этот способ также не слишком удобен и тоже лишен системы. Ок, я знаю многих людей, которым отсутствие системы ничуть не мешает, а хаос вдохновляет и мотивирует, но есть и те, кто хотел бы видеть в процессе овладения лексикой больше логики и системы. Эта книга написана в основном для них, моих собратьев по несчастью (ведь до сих пор никакой системы в пополнении лексики придумано не было).

Что же делать со словами?.. Их слишком много! Повторюсь, если вам нужна всего лишь сотня слов и выражений для недели шопинга, ситуация несколько упрощается, но если вы намерены овладеть иностранной лексикой всерьез, у вас есть два варианта: либо забивать свою память всё новыми словами с помощью старой доброй зубрёжки, либо учить потихоньку то, что необходимо на данном этапе, и неудивительно, что большинство выбирает именно этот путь.

Но если бы вам предложили отлаженную, простую систему планомерного пополнения лексики на 80—100 слов и выражений в неделю без усилий, неужели вы бы отказались?

Для планомерного, длительного и продуктивного пополнения словарного запаса вам нужно собрать свой домашний конвейер, исправно отправляющий новые и новые слова в долговременную память и активный словарь. Вы лишь регулируете размеры порций и частоту отправки.

Именно такой конвейер у меня и получился.

Больше всего мне в нем нравится отсутствие усилий и стараний что-либо запомнить. Только расслабленное, в меру заинтересованное наблюдение за процессом. В нем есть много от игры и немного от драматургии, и нет ничего общего с зазубриванием наизусть.

Описание технологии может показаться вам громоздким. Не пугайтесь. Вспомните увесистые инструкции к современной электронике: с ними стоит один раз ознакомиться, чтобы потом нажимать нужные кнопки за считанные секунды (при необходимости сверяясь с мануалом).

Оглавление книги


Генерация: 0.796. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз