Книга: Невский проспект. Дом за домом

№ 48 Пассаж

№ 48

Пассаж

1846–1848 гг., Р.А. Желязевич;

1900 г., перестройка, С.С. Козлов

Этот участок в 1740 году получил один из крупнейших зодчих Петербурга М.Г. Земцов, который внес определяющий вклад в застройку Невского проспекта той поры. Здесь, уже на закате жизни, он начал строить одноэтажный дом в девять окон на погребах. Нижний этаж был рустован, как в других «образцовых» домах на Невском. Верхний выделялся пилястрами, лучковым фронтоном и аттиком в центре. В 1743 году Земцов умер, не закончив постройку, а его участок в 1747 году был куплен у вдовы архитектора императрицей Елизаветой. После этого каменные палаты с деревянными службами перешли придворному бандуристу М. Федорову. В 1760-х годах владельцем стал купец А. А. Абросимов, затем – иностранный купец Ф.В. Амбургер. В конце XVIII – начале XIX века здесь находилась книжная лавка B.C. Сопикова – одного из основоположников русского книговедения.


Фотография 1900-х годов


Фотография 1916 года

С 1790-х годов участок принадлежал княгине Е.Н. Вяземской, вдове генерал-прокурора Сената А.А. Вяземского. Затем расширенный двухэтажный дом унаследовала ее внучка – супруга генерала от кавалерии графиня А.Д. Влодек. В 1836 году в нем поселился нидерландский посол барон Геккерен и его приемный сын Ж.Ш. Дантес с супругой, урожденной Е.Н. Гончаровой. После дуэли с А.С. Пушкиным Дантес покинул Россию.

В 1845 году два смежных участка – по Невскому проспекту и Итальянской улице – приобрел граф Я.И. Эссен-Стенбок-Фермор, задумавший постройку Пассажа – торгового здания нового для России типа, по примеру лондонских и парижских. Трехэтажное здание возведено в 1846–1848 годах по проекту архитектора Р.А. Желязевича. Главный фасад по проспекту был выдержан в характере неоренессанса. Первый этаж раскрыт арочными проемами, два яруса обработаны пилястрами тосканского и композитного ордеров. Со стороны Итальянской улицы разместился концертный зал. В основной, внутренней части были сооружены трехъярусные галереи со средним сквозным проходом, перекрытым световым фонарем. Здесь как бы зарождалась «стеклянная архитектура» Петербурга XIX века. Галереи, включавшие 104 магазина, были соединены продольными балконами и двумя мостиками (в 1883 году архитектор Ф.К. фон Пирвиц устроил новые металлические балконы и мостики). Торговые лавки были устроены и в подвале.


Галерея Пассажа. Фотография 1900 года

Кроме магазинов в Пассаже размещались гостиницы, кофейни, бильярдные, «анатомический музеум», «кабинет восковых фигур», аудитории, панорамы, диорамы, мастерские и квартиры. Гротескный сюжет из жизни зевак придумал Ф.М. Достоевский в рассказе «Крокодил, или Пассаж в Пассаже».

В 1854 году владелицей Пассажа стала супруга брата бывшего хозяина – Н.А. Стенбок-Фермор. В 1879 году часть помещений занял французский банк «Лионский кредит» – единственный зарубежный банк, допущенный для операций в России.

Пассаж представлял собой уникальное соединение торговли и средоточия культурной жизни. В концертном зале в середине XIX века проводились публичные лекции на естественно-научные темы, собрания, диспуты. На вечерах Литературного фонда выступали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский, В.И. Майков, Т.Г. Шевченко.

Для новой владелицы, княгини Н.А. Барятинской, гражданский инженер С.С. Козлов, работавший управляющим Пассажа, осуществил в 1900 году капитальную перестройку. Здание стало выше на этаж, главный фасад – более представительным: вход выделен порталом, верхний этаж – строем пилястр большого коринфского ордера, над ними сооружены антаблемент и аттик. Фасад, облицованный радомским песчаником, является примером поздней классицистической эклектики. Часть галереи заняли выставочные залы, балконы были демонтированы и смонтирован новый световой фонарь на металлических стропилах (изготовлен предприятием «Артур Коппель»). Затем, в 1902 году, концертный зал превращен в театр, на его фасаде по Итальянской улице появилась выступающая галерея.


Фотография 2003 года

Здесь в 1904–1906 годах работал Новый драматический театр В.Ф. Комиссаржевской (первые постановки пьес М. Горького «Дачники» и «Дети солнца»). До 1912 года зал занимали оперетта и гастролеры. Затем – театр С.Ф. Сабурова, до 1920-х годов – театр «Комедия». В новом выставочном зале на галерее проводились выставки садоводства и огородничества, кож и мехов, гигиенических принадлежностей. Этот зал использовался также под кинематограф Русского акционерного общества «Аполлон», основанного братьями В.К. и А.К. Булла, ас 1912 года – кинотеатр «Солей».


Фотография 2012 года

Пассаж закрылся в 1920 году и открылся вновь в 1922-м как кооперативное предприятие Петроградского единого потребительского общества «Универсаль Пассаж». В 1933 году он стал государственным универмагом. Частично реконструирован внутри архитектором Н.А. Троцким в 1934 году: галереи получили анфиладную планировку, посередине устроены лестницы и мост-переход. С 1961 года – первый в СССР универмаг для женщин. Из Театра комедии в здание Пассажа была переведена труппа «Блокадного театра» (создан в 1942 году В.А. Мичуриной-Самойловой и Б.А. Горин-Горяиновым), единственного драматического театра, ставившего спектакли в блокадном городе. С 1959 года переименован в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, много лет им руководил режиссер Р.С. Агамирзян.

Ныне один из крупнейших универмагов Петербурга функционирует под вывеской «Торговый дом «Пассаж».

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.614. Запросов К БД/Cache: 4 / 0
поделиться
Вверх Вниз