Книга: Китай. Путеводитель. Узнать на 20% больше, заплатить на 20% меньше

Великая Китайская Стена

Великая Китайская Стена


Как правило, каждая страна в массовом создании ассоциируется с одним образом-символом: Париж — с Эйфелевой башней, Италия с Колизеем, Китай с Великой Китайской Стеной. Стена действительно является символом Китая не только для иностранцев, но и для китайцев. У входа в самую посещаемую часть Стены висит плакат с фразой Мао Цзэ-дуна: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене — ты не настоящий китаец». Притворимся настоящими китайцами и с утра пораньше отправимся на Стену.





Для начала немного истории. За всю историю Китая существовало три основных Стены, каждая протяженностью в 10 000 ли (5000 км). Здесь мы опять сталкиваемся с числом «вань», которое подчеркивает бесконечно долгую протяженность стены В общей сложности строительство Стен заняло 2000 лет (с 7 века до нашей эры до 17 века нашей эры).

Первая Стена, построенная во времена династии Цинь (221 г. до н. э. — 206 г. до н. э.), связана с именем знаменитого «объединителя земли китайской», императора Цинь Ши Хуана. На ее строительство было отправлено 500 тыс. человек (при общем населении в 20 млн.) Немалую роль в постройке сыграли ученые-конфуцианцы, которых Цинь Ши Хуан задумал извести на корню. Тысячи ученых, заклейменных и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. Этот китайский «Беломорканал» (стена фактически построена на костях людей, которых согнали со всей страны) в свое время имел огромное военно-стратегическое значение. В народном сознании эта «великая стройка» предстала как «стена скорби». В одной старинной повести, которую знает каждый китайский школьник, рассказывается о любящей жене: узнав о гибели мужа, та потоком своих слез разрушила Стену.


Вторая Стена, построенная во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) была возведена в целях защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и порядком попортили Стену, сооруженную Цинь Ши Хуаном.

На сооружение третьей Стены, уже при династии Мин (13681344) было направлено около 1 миллиона человек. На особенно важных участках трудолюбивые китайцы не ограничивались строительством одной стены, в отдельных местах их количество достигало десяти. При постройке основное внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью дымовых сигналов или же барабанного боя. Кроме того, на всем протяжении от Стены до центрального города, на расстоянии одного конного перехода друг от друга, располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец, везший срочные вести, мог поменять коня.

В древности Стена представляла собой серьезную преграду на пути всякого, кто пытался попасть в «Срединное государство» — китайское название Китая, Zhongguo, дословно означает Срединное государство, т. е. находящееся между «небесами» и «преисподней». Единственный путь внутрь вел через специальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (ночью их нельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утра даже самому императору). Чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов. Для этого он подавал своеобразную таможенную декларацию на рассмотрение главы гарнизона, который, после соответствующей проверки, переправлял его своим непосредственным начальникам в центр. До получения разрешения центральных органов власти никто не имел права проникнуть внутрь, поэтому территория вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палатками торговцев, ждущих разрешения на въезд (иногда ожидание затягивалось не на один месяц).

Сегодня Великая Китайская Стена является символом древнекитайской цивилизации и непревзойденным образцом фортификационного сооружения. Она — один из мировых памятников культурного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Вокруг Пекина находятся несколько участков стены, доступных для туристов:

1. У горы Бадалин. Он расположен в 76 км к северо-западу от Пекина. Этот участок является самым коммерциализованным и самым посещаемым. Бадалинский участок Стены был построен при династии Мин (1368–1644). Сегодня он практически отстроен заново.


Стена построена на горах со средней высотой более 1000 метров и перекрывает собой проход между горами. Этот фактор придавал Стене особое значение как военной крепости, призванной защищать столицу от нашествия монголов. Стена в сечении состоит из двух наружных стен из огромных камней и кирпича, между которых набита плотно утрамбованная земля с мелкими камнями. Ширина стены — 6 метров. Путеводители пишут, что по Стене в ряд могли ехать пять всадников. Однако, глядя на крутые подъемы и спуски, бесконечные лестницы, я не могу себе представить, как тут может ехать даже одна лошадь.

Периодически на Стене встречаются небольшие каменные башни. Это сигнальные платформы. С помощью порохового дыма китайские сигнальщики передавали сигналы о вражеской армии — один дым означал 100 врагов, два — 500, три — 1000. Увидев сигнал с соседней башни, сигнальщик повторял его, и таким образом информация доходила почти мгновенно.

ВНИМАНИЮ ТУРИСТА!

• Стена постоянно то спускается, то поднимается. Большинство подъемов/спусков — лестницы, что само по себе утомительно, но это полбеды. Встречаются подъемы/спуски, сделанные без ступенек, как пандусы, причем под таким углом, что, чтобы не скользить по ним, приходится подтягиваться, хватаясь за поручни. Некоторые участки стены здесь так круто уходят вверх, что напоминают горные склоны, поэтому лучше надеть специальную обувь, у которой не скользит подошва.

• Можно не подниматься снизу, а доехать до верха стены на канатной дороге (30 юаней), но это ситуацию сильно не облегчит, все равно придется то спускаться, то подниматься.

Внизу, у входа на стену находится музей — «Great Wall Museum of China». В музее много фотографий и моделей, рассказывающих о том, как строили стену на протяжении столетий.

Рядом — довольно любопытный магазин изображений Мао: портреты, значки, открытки с Великим Кормчим, а также его скульптуры всех размеров, от бюста до памятника в полный рост.

Именно сюда отправляется большинство экскурсий из Пекина к Великой Китайской стене. Здесь есть сувенирные магазины, рестораны. До этого места из Пекина рано утром ходят автобусы от Цяньмэнь (к югу от площади Тяньаньмэнь). Также можно воспользоваться поездом.


2. Участок стены в Мутяньюй — расположен в 90 км к северо-востоку от Пекина. Этот участок менее красив, хотя тоже хорошо восстановлен. Это второй по посещаемости участок. Сюда ходят автобусы и здесь есть канатная дорога.

3. Сыматай и Цзиньшаньлинь.

Участок Цзиньшаньлинь переходит в Сыматай, так что эти два фрагмента стены можно объединить в один. Расположены они в 110 км на северо-восток от Пекина. Поскольку эти участки сильно удалены от Пекина, то посешают их редко, там нет атмосферы коммерции, зато превосходно сохранился дух старины. На участке Сыматай есть такие архитектурные особенности, которых нет на других участках, например, стены внутри стен. Для подъема можно воспользоваться канатной дорогой. Однако этот участок также и самый сложный для восхождения. Некоторые подъемы имеют уклон в 70 градусов, а один из участков стены — обрыв высотой в 500 метров. Прямых автобусных рейсов из Пекина сюда нет, но можно добраться на такси или на туристических микроавтобусах.


Путешественники, у которых много свободного времени, обычно предпочитают Сыматай — из-за меньшего количества народа.


У нас же времени в обрез и мы поедем на самый красивый участок — в Бадалин. Но поедем правильно. К Стене в Бадалине можно попасть тремя основными способами:

1. Самый дешевый: автобус 919 от Дэшенмэнь (Deshengmen). Обратите внимание: около Дэшенмэнь довольно много автобусов предлагают довезти вас до Стены.

ВНИМАНИЮ ТУРИСТА!

Некоторые частные владельцы автобусов даже пользуются незнанием иностранцев и вешают на стекло табличку с номером 919. Эти автобусы стоят дороже и менее безопасны. Если уж ехать на автобусе, то лучше на настоящем 919-м.

Как найти настоящий автобус: остановка находится с северной стороны Дэшенмэнь, обычно на остановке довольно длинная очередь, никто не пытается уговорить вас сесть именно в этот автобус, сам автобус зеленого цвета и выглядит как обычный рейсовый автобус.

Автобус едет экспрессом между 06:30 и 18:30 и возвращается от 12:00 до 17:00. Цена билета: 12 юаней. Автобус идет чуть больше часа, хотя в действительности, с пробками, получается дольше.

Кроме 919-го автобуса, есть еще «919 (ft)», что означает «919 медленный». Не перепутайте, «919 (ft)» привезет к Стене за 8 юаней, но будет ехать в полтора раза дольше, с остановками.

Обязательно уточните у кондуктора, идет ли автобус до Стены. Есть еще много разновидностей 919-го автобуса, они идут в одном направлении, но некоторые сворачивают куда-нибудь раньше.

2. Поезд.

Преимущество у поезда одно — не придется стоять в пробках. Главный недостаток: первый поезд только в 07:26, и на Стену вы приедете одновременно со всеми экскурсионными автобусами.

Поезд отходит с северного вокзала (Beijing North Railway Station), идет час, стоит 17 юаней за первый класс и 14 юаней за второй. От станции в Бадалине до стены идти 15–20 минут.


3. Такси.

Такси до Великой Китайской Стены проще всего заказать прямо в отеле. Вас заберут из отеля, отвезут до входа на Стену, подождут сколько потребуется и привезут обратно. Стоит это обычно 300–400 юаней. Обычно вначале называют цену в 600, но довольно легко сбавляют.

ВНИМАНИЮ ТУРИСТА!

Я считаю, что это именно тот случай, когда нужно заплатить побольше и воспользоваться услугами такси. Особенно, если удастся найти в отеле попутчиков, с кем можно разделить расходы.

Еще раз повторюсь, одна из самых важных составляющих приятного и интересного путешествия по Китаю — это избежать толп китайских туристов, что очень непросто. Если нельзя изменить место, нужно менять время. Экскурсионные автобусы к 9-10 часам утра ежедневно привозят на Стену огромное количество туристов. Поэтому практически единственный способ спокойно походить по Стене и насладиться ее архитектурой и окружающими красотами в тишине и покое, это приехать к Стене рано, раньше экскурсий, желательно раньше первого поезда. Стена открывается летом в 6:30, зимой в 7:00. Лучше всего выехать пораньше, доспать в машине и быть у кассы к открытию. Таким образом, пока вы пройдете по Стене и снова спуститесь к подножию, основная масса туристов уже приедет, и вы сможете оценить, насколько мудро вы поступили, приехав раньше всех.

В экскурсии на Стену часто включают визит в гробницы императоров династии Мин. Я не рекомендую туда ехать. Они ничего особенного для глаза путешественника из себя не представляют, и времени на них тратить не стоит.

Если сегодня суббота или воскресенье, то прямо из Бадалина поезжайте на самый большой и знаменитый в Китае «блошиный рынок» — Паньцзяюань. По некоторым источникам, рынок сейчас открыт и в будние дни, уточните это в отеле.

Даже если вы думаете, будто вам ничего не нужно, с пустыми руками вы с рынка вряд ли уйдете, а удовольствие в любом случае получите огромное. Не забудьте взять с собой из гостиницы название рынка, написанное иероглифами. На слух таксист вряд ли вас поймет и по-английски читать не будет. Рынок отнюдь не хаотичен: стройные ряды лотков, по периметру магазинчики. В рядах продается абсолютно все — принадлежности для каллиграфии, вырезанные из камня фигуры, изделия из нефрита, из бронзы, из дерева, образцы китайской традиционной живописи, сабли с кинжалами, глиняные чайники, женские украшения, мыслимые и немыслимые сувениры… На перечисление ассортимента можно потратить не одну страницу!


ВНИМАНИЮ ТУРИСТА!

На «блошином рынке» продавцы-китайцы, столкнувшись с иностранными туристами, завышают цены раз в пять, поэтому смело торгуйтесь, уходите, возвращайтесь. Как правило, практически все можно приобрести за разумную цену, особенно во второй половине дня.

Вечер мы проведем на берегу озера Хоухай. От северной части Запретного города до озера идти минут двадцать. Можно идти в обход, по широким улицам, а можно взять в отеле карту и пойти напрямик, по хутунам, узеньким китайским улочкам, причем не декоративным, по которым за деньги возят туристов, а по самым настоящим, где большие семьи десятилетиями живут в одной комнате, где на углу стоит столик с несколькими телефонами с наборными дисками — этакий заменитель телефонного автомата, где в крохотных забегаловках на два столика готовится вкуснейшая еда.

Перед озером — большая площадь, где бурлит ночная жизнь. Несколько групп будет играть в любимую китайскую игру, перебрасывая «воланчик» ногами друг другу, любители каллиграфии пишут большими поролоновыми кистями водой по асфальту, в стороне кто-нибудь жонглирует, несколько пар танцуют вальс или танго.

А за площадью — само озеро, с большими цветами лотоса. Вокруг озера и в прилегающих к нему улочках более ста ресторанов и баров. Выберите себе ресторан на берегу по вкусу, сядьте у воды и блаженствуйте.


Тем, у кого в Пекине есть еще один день, советую покататься по озеру на лодке. На Лотосовом рынке, против северных ворот парка Бэйхай, на пристани в них садятся туристы, чтобы прокатиться под знаменитым мостом Иньдинцяо и выйти на простор озера Хоухай. При этом, катаясь на лодке, можно найти массу интересных занятий: послушать игру на пипе (китайской четырехструнной гитаре) и эрху (китайской скрипке) или просто зажигать фонари и пускать их по воде.

Оглавление книги


Генерация: 0.030. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз