Книга: Целительные силы Алтая

«Лекарственные» животные

«Лекарственные» животные

Древняя китайская медицина более всего ценила из «лекарственных» животных именно оленей. Олень был известен китайскому народу давно, еще до расцвета медицины. Упоминание об оленях встречается во многих древних литературных работах, начиная с Ших–Чинг («Книга–одд», 900–500 лет до н. э.).

Олени, особенно пятнистые, которые были наиболее распространены в Китае, известны как животные, приносящие здоровье и долголетие. В китайской мифологии боги ездили верхом на разных животных, а бога долголетия всегда сопровождал пятнистый олень, символизирующий роль талисмана медицинских ценностей.

Первая запись о применении в медицине оленьих рогов найдена на шелковом свитке, извлеченном из ханской гробницы в китайской провинции Хунан. Погребение в данной гробнице датируют 168 г. до н. э. На шелковом свитке было несколько медицинских трактатов, включая главу рецептов для 52 заболеваний. В трех рецептах использовались оленьи рога, оленина и панты, разваренные до клееподобной массы. Китайская медицина рекомендует панты для лечения импотенции у мужчин. Многие древние рецепты из пантов и вторичного сырья оленеводства сохранились до настоящего времени.

В современной энциклопедии китайской медицины (1977 г.) зарегистрировано 25 частей оленя, применяемых для лечения больных: панты, рога, клей из рогов, кости, мозговая часть и спинной мозг, пенис, семенники, оленина, головной клей, головное мясо, сухожилия, кровь, желчный пузырь, щитовидная железа, плод, кости нижней части конечностей, хвост, желудок и др. Такое множество частей оленя, применяемых для поправки здоровья, делает его наиболее используемым в китайской медицине «лекарственным животным», занимающим первостепенную позицию, аналогично женьшеню среди лекарственных растений.

В современном Китае оленьи части входят в состав 76 видов таблеток. В современной Южной Корее рынок пантов оценивается ежегодно в сумму около одного миллиарда долларов США.

Тибетская медицина возникла и развивалась под влиянием двух культур – индийской и китайской.

В основе всей тибетской науки врачевания лежит трактат «Чжуд–ши». Многовековой опыт и мудрость многих поколений людей из народа, занимавшихся врачеванием, позволили отобрать не только самые эффективные растения, но и лекарства животного происхождения.

В «Атласе тибетской медицины» подчеркивается, что мясо оленя является жаропонижающим средством, рога оленя полезны при отравлениях, а его кровь используется для прекращения маточных кровотечений. Лечебными считаются также жир оленя, его мозг, клей из рогов, клей из шкуры, содержимое желудка и кишечника оленя.

В 1590 г. китайский врач в третьем поколении Ли Ши–Чжень создал фундаментальный медицинский труд «Бэнь–Цао Ган Му». Эта энциклопедия медицины, фармакологии, минералогии, металлургии, ботаники и зоологии, над которой Ли Ши–Чжень работал 40 лет, цитирует 952 автора, объединяет в 52 главах 4000–летний опыт китайской медицины и содержит 11 096 рецептов, в том числе с использованием частей оленя.

Наиболее ценная часть оленя – рога, особенно панты, становится очень дорогим товаром и эффективным средством оздоровления высшего порядка наряду с женьшенем. В 1661 г. миссионер Шаль фон Бель сообщал в своих письмах из Китая в Европу, что евнухи опаивают императора зельями – пантами и женьшенем, и тот погряз в любовных утехах.

В фармакопее, парафармацевтике, косметологии в России в XXI в. уже разрешены к применению панты, кровь самца и кровь самки, мясо пантового оленя.

Можно с уверенностью утверждать, что при развитии современных технологий переработки пантового сырья для оздоровления человека в дальнейшем будут успешно применяться и другие части пантовых оленей.

Оглавление книги


Генерация: 0.393. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз