Книга: Каширский район, Клинский район, город Клин, город Королев

Клин, город

Клин, город

1. От Москвы с Ленинградского вокзала до станции Клин — 89 км

2. От Москвы автобусом до города Клин — 86 км. Ленинградское шоссе


Клин. Схема расположения памятников архитектуры

1 — соборный комплекс (№ 201); 2 — торговые ряды (№ 207); 3 — гимназия (№ 210); 4 — Успенская церковь (№ 203); 5 — больница (№ 208); 6 — мещанская богадельня (№ 205); 7 — административный комплекс (№ 204); 8 — почтовый двор (№ 206); 9 — дом Орловых (№ 214); 10 — церковь Всех скорбящих Радости (№ 202); 11 — железнодорожный вокзал (№ 209); 12 — комплекс стандартных домов (№ 211); 13 — усадьба (№ 212); 14 — усадьба Демьяново (№ 213)

Город на реке Сестре — один из древнейших в Подмосковье. Возник на месте славянского поселения в начале XIII в. как укрепленный пункт Владимиро-Суздальской Руси. Впервые упоминается в летописи под 1234 г. С середины XIII в. входил в линию пограничных городов- крепостей Тверского княжества; неоднократно подвергался разорению со стороны татаро-монголов. В 1482 г. Клин вместе с тверскими землями присоединен к Москве. В 1572 г. Иван Грозный завещал его своему сыну Ивану. В дальнейшем, не теряя городского характера, Клин стал одним из дворцовых имений.

На протяжении ряда веков клинская крепость была важным стратегическим пунктом на пути из Москвы в Великий Новгород. Ее последние по времени укрепления — кремль, сохранявшийся до конца XVIII в., — находились на живописном высоком холме, на узком перешейке излучины реки. Защитой кремля служили земляной вал высотой 4,2 м и крутые береговые откосы.

В составе Московского княжества Клин стал постепенно терять военно-стратегическое значение, приобретая характер небольшого центра ремесла и торговли. С начала XVIII в. оказавшись на большом сухопутном тракте между Москвой и Петербургом, он получил значительный экономический стимул для своего развития. В 1702 г. указом Петра I город был поверстан в ямщину с учреждением почтового яма. Новый промысел наложил отпечаток на все стороны городской жизни, в частности, и на развитие планировочной структуры Клина, который вытянулся вдоль тракта на Петербург.

С 1781 г. Клин стал уездным городом Московской губернии. В 1784 г. для него был утвержден новый генеральный план с прямоугольной сеткой кварталов. Основой плана стали две спрямленные главные улицы средневекового города — Московская и Дмитровская дороги — с центральной площадью на их пересечении. Реализация этого проекта, уточненного в 1790-е гг. с участием С.А.Карина, началась в начале XIX в. с оформления каменными зданиями городского центра. При этом большая часть жилой застройки оставалась деревянной и в пожар 1885 г. почти начисто выгорела.

Исторический центр Клина достаточно полно сохраняет художественный облик, сложившийся к началу XX столетия. В его формировании активно участвуют административный и соборный комплексы с монументальным, но сильно перестроенным зданием Троицкого собора, торговые ряды и почтовый двор, организующие Советскую, в прошлом Почтовую площадь.

С центром связан ряд общественных сооружений по улице Папивина, бывшей Дворянской, таких как женская гимназия, больница, богадельня. В целом неяркая архитектура этих построек соответствует небольшому масштабу и ограниченному экономическому значению Клина на разных этапах его развития, в том числе и во второй половине XIX в. Проведенная через город Николаевская железная дорога в корне подорвала ямской промысел и связанную с ним местную экономику.

Клин связан с именем П.И.Чайковского, жившего на его окраине в 1890-х гг. Теперь дом композитора превращен в мемориальный музей. В последнее время, когда город сильно разросся, в городскую черту включена усадьба Демьяново, известная памятью о выдающихся деятелях русской культуры.


201/1. Троицкий собор. План


201/2. Воскресенская церковь. Реконструкция Т. С. Борисовой


201/3. План церкви

201. СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС на Советской площади представлен зданиями Троицкого собора, Воскресенской церкви, соборной гостиницы и колокольни. Формировавшийся с начала XVIII в. за пределами кремля, он окончательно сложился в 1830-х гг. Церковные постройки сильно пострадали от переделок, однако монументальный собор, реконструированный в 1950-е гг., продолжает сохранять в комплексе и в пространственной организации площади ведущую роль архитектурной доминанты.

Троицкий собор сложен из кирпича в 1802–1836 гг. Здание стиля классицизма с чертами екатерининской эпохи, несмотря на существенное искажение объемно-пространственных и художественных форм, сохранило свои габариты, внутреннюю структуру и сводчатые перекрытия. Четырехстолпный двусветный четверик храма с одной апсидой завершался пятью массивными световыми барабанами, из которых центральный был окружен венцом полуколонн. Боковые стороны оформляли ионические портики большого ордера с фронтонами, нижнюю часть стен покрывала рустовка. Храм сопряжен с обширным помещением двухпридельной трапезной, где четыре пилона поддерживают систему крестовых сводов.

Пониженные части здания надстроены до высоты основного объема, фасады и организация интерьеров изменены.

Воскресенская церковь, наиболее ранний памятник комплекса, выстроена в качестве приходской в 1712 (1717) г. В настоящее время обезображенное трехапсидное здание с разобранным верхом принадлежало к типу “восьмерик на четверике”, характером архитектуры представляя провинциальную интерпретацию форм московского барокко. Несмотря на пробивку поздних проемов и надстройку трапезной, на фасадах можно различить фрагменты прежнего декора — сдвоенные колонки, остатки наличников с “разорванными” фронтонами, кирпичные профили карнизов. В здании частично сохранились сводчатые перекрытия.


201/4. Колокольня соборного комплекса

Столпообразная восьмигранная колокольня в три яруса, под небольшим шатром, сооружена в 1769 г. Близкая образцам XVI в., она служит примером консерватизма в провинциальном зодчестве XVIII столетия. По мнению некоторых исследователей, ее нижний ярус относится к более раннему времени. Здание сложено из кирпича, покрыто цементной штукатуркой, цоколь облицован белым камнем. Глухие грани нижних ярусов, обрамленные угловыми лопатками, имеют редкие маленькие оконца для освещения внутренних лестниц. Массивность столпа зрительно усиливается сопоставлением глади стен с небольшими арками звона.

Соборная гостиница (Советская пл., 14) представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание в два этажа, стоящее в линии соборной ограды. Первый этаж со сводчатыми палатами по сторонам сеней и входами со двора принадлежит первой половине XIX в., второй, обработанный наличниками в духе раннего модерна, сооружен в начале XX столетия, видимо, взамен деревянного. Нижние помещения использовались в хозяйственных целях, верхние служили жильем, имея парадную дверь с улицы.

Краткие сведения …. с. 42.

Некрасов, с. 161–162.

ПЛМО, 1, с. 217–218.

Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи// Л. Бакмейстер. — СПб., 1771. — T.I. - 4.1. — С. 34.


202/1. Церковь Всех скорбящих Радости


202/2. План церкви

202. ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ (ул. Литейная, 21/7) построена на кладбище между 1847 и 1860 гг. по проекту, присланному из Петербурга. В 1879 г. пристроен входной тамбур, разрешено увеличить двери и арки, изменить ход на колокольню. Памятник представляет образец художественной эклектики, основанной на сочетании элементов классицизма и национального стиля. Небольшое бесстолпное здание в форме латинского креста сложено из кирпича с белокаменными деталями, неоштукатурено. Сильно расчлененный объем с одним ярусом окон завершен восьмигранным снаружи и круглым внутри световым барабаном с шатровой кровлей. Над крытой западной папертью поднимаются два легких восьмерика колокольни, увенчанной остроконечным шатром. Все перекрытия сводчатые. Коробовым сводам ветвей креста на фасадах отвечают щипцы. В сдержанной декоративной обработке памятника использованы формы XVII в., в том числе московского барокко: кокошники, образующие корону на барабане, угловые колонки, наличники с “разорванными” фронтонами.

В интерьере находится трехъярусный резной иконостас рубежа XIX–XX вв. Стены покрыты масляной живописью XX столетия.

Краткие сведения… с. 42.

РГИА, ф. 1293, on. 165, д. 171, л. 1–4. 1845–1846 гг.; ф. 218, on. 3, д. 696, л. 5 об.-6.1846 г.; ф. 797, on. 16, д. 37820, л. 7. 1847 г. ЦИАМ, ф. 54, on. 136, д. 13. л. 124–126.1879 г.


203/1. Успенская церковь


203/2. План церкви

203. ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ (ул. Папивина, 16а) до середины XVIII в. была соборным храмом подгороднего Успенского монастыря, упраздненного в 1764 г. Время постройки церкви не установлено. На основании архитектурных форм она может быть датирована серединой ХУ1 в. В 1810 г. здание было реконструировано в стиле классицизма и увеличено пристройкой трапезной и колокольни. В результате реставрации, проведенной под руководством Н.Н.Свешникова в 1962–1967 гг., древнейшему памятнику зодчества Клина возвращен первоначальный облик.

Кирпичный четырехстолпный храм крестовокупольного типа с пониженными подпружными арками увенчан широким световым барабаном. Ветви креста перекрыты коробовыми, пониженные угловые компартименты — слегка вспарушенными крестовыми сводами. На уровне пят сводов проходил ярус дубовых связей, замененных при реставрации металлическими. Крестчатые столбы имеют профилированный цоколь, а в уровне пят подпружных арок — тонко прорисованный антаблемент. Три развитых апсиды равной высоты некогда отделялись от храмового пространства алтарной преградой; в изолированной южной апсиде, очевидно, помещался придел. Трехчастные фасады, симметричные относительно собственной оси, имеют достаточно редкую ступенчатую композицию, отчасти нейтрализующую приземистость масс постройки. Их повышенное среднее прясло с перспективным килевидным порталом и два боковых завершаются треугольными фронтонами своеобразного рисунка, не имеющего аналогий в известных сооружениях этого круга. Треугольной схеме подчинено размещение киотов и окон, прорезанных на середине высоты стен. Несоответствие членения боковых фасадов расстановке внутренних столбов обусловило смещение барабана к востоку.

В интерьере стены и своды побелены, живописи нет. Пол кирпичный, в алтаре — из каменных плит. Иконостас и утварь отсутствуют.

Зверинский, II, с. 388, № 1316.

Некрасов, с. 159.

ПАМ О, 1, с. 218.

Архив треста “Мособлстройреставрация”, № 17–63.


204/1. Присутственные места


204/2. Присутственные места. План первого этажа

204. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС (ул. Папивина, 2/1, 4) создан в первой трети XIX в. на основе проекта 1826 г.; занимает угол квартала, выходящего на главную площадь города. Образован корпусом Присутственных мест с флигелем и сильно перестроенными службами в глубине двора. Постройки стиля позднего классицизма сложены из кирпича с белокаменными цоколем и деталями, покрыты штукатуркой.

Присутственные места, поставленные на пологом склоне к реке Сестре, представляют собой компактное прямоугольное здание, выходящее на улицу двумя, во двор тремя этажами. Архитектура его предельно скупа, равноценные фасады, равномерно прорезанные окнами, не имеют композиционного центра. Лишь рамочные обрамления окон наружной четвертью и подоконники на кронштейнах несколько обогащают пластику гладких поверхностей стен. Первоначально корпус венчался аттиком, внутренним лестницам на лицевом фасаде отвечало два входа.


204/3. Флигель административного комплекса

При сохранении старой основы планировка здания усложнена новыми перегородками; связь помещений, система входов и лестниц изменены, печи разобраны. Перекрытия балочные.

Стоящий в линии общей ограды маленький одноэтажный флигель, вопреки своей второстепенной роли в объемно-пространственной композиции комплекса, разработан более тщательно. Его главный фасад, завершенный треугольным фронтоном, оформлен в центре крупной арочной нишей, объединяющей окна помещений с “итальянским”, ныне заложенным, чердачным окном. Симметрия фасада нарушена односторонней пристройкой, которую флигель получил еще в XIX в. Тогда же деревянные сени были заменены кирпичным тамбуром. Внутренняя организация здания новая.

ККМ. Смирнов И. А. История Клинского района. — Дмитров, 1938 г.

РГИА, ф. 1488, on. 2, д. 945, л. 1. 1826–1836 гг.; ф. 1293, on. 167, д. 115, л. 1. 1866 г.


205/1. Комплекс мещанской богадельни

205. БОГАДЕЛЬНЯ МЕЩАНСКАЯ (ул. Папивина, 6) вместе с часовней образует небольшой комплекс сооружений общественного призрения. Кирпичный оштукатуренный жилой корпус в два этажа, с компактным прямоугольным планом, судя по внешней обработке, представляющей переход от классицизма к эклектике, относится ко второй трети XIX в. Позже его объем без существенных изменений композиции увеличен боковыми пристройками в две оконные оси каждая. Своим обликом богадельня близка зданию местной городской больницы (вып. 2, № 208). Развернутый вдоль улицы корпус имеет симметричную структуру с главным входом и лестницей на поперечной оси. Протяженные фасады с равномерным ритмом оконных проемов организованы пилястрами, отвечающими положению внутренних стен, венчающим и междуэтажным карнизами. Несложная архитектурная декорация сводится к рустовке пилястр, полочкам над проемами, штукатурным наличникам. Современная внутренняя планировка подчинена коридорной системе. Перекрытия балочные.

Стоящая рядом часовня выстроена по проекту С.К.Родионова в 1890 г. Небольшой краснокирпичный куб здания перекрыт сомкнутым сводом, скрытым высокой четырехскатной кровлей. Поставленные на углах малые шатры на деревянных, обшитых железом постаментах вместе с центральным, утраченным ныне, барабаном, символизировали традиционное пятиглавие. В наружном убранстве использованы килевидные обрамления арочных окон и развитой кирпичный антаблемент.

ЦИАМ, ф. 54, on. 147, д. 6, л. 345 — 347.

1890 г.; ф. 203, on. 464, д. 386 (О постройке часовни при клинской мещанской богадельне). 1890 г. (Не сохр.).


206/1. Почтовый двор. Главный корпус

206. ПОЧТОВЫЙ ДВОР (Советская пл., 1/2) характеризует начальный этап каменной застройки городского центра по регулярному плану. Небольшой архитектурный комплекс стиля классицизма выстроен на рубеже XVIII–XIX вв. по “образцовому” проекту, разработанному Н.А. Львовым в 1780-х гг. Симметричный относительно поперечной оси, он включает четыре строения, стоящие по периметру замкнутого двора. На оси комплекса вдоль улицы расположен главный корпус, имеющий снаружи два, со двора три этажа. Два проезда отделяют его от небольших одноэтажных флигелей. С тыльной стороны участок ограничивает низкое, сильно перестроенное здание конюшен с каретным сараем. Постройки сложены из кирпича и оштукатурены, немногочисленные детали выполнены из белого камня.

Главный корпус, в 1940-х гг. реконструированный внутри и увеличенный пристройкой боковых крыльев, в целом сохранил близкий первоначальному внешний художественный облик. Креповка стен, фронтоны, арочные оконные ниши, сандрики и медальоны служат основными элементами обработки идентичных продольных фасадов, сообщая небольшому зданию парадную представительность. С изменением планировки парадный вход с улицы упразднен.

Одинаковые флигели, развернутые в глубь двора, на улицу обращены однооконным торцом, который завершен фронтоном. Симметрия простейшей внутренней структуры с сенями на поперечной оси внешне не выражена. Гладкие фасады, равномерно прорезанные окнами в наружных четвертях, украшают лишь карнизы из белого камня.

Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А.Лъвов. — М., 1961. — С. 143–144.

РГИА, ф. 1289, on. 15, д. 199, л. 2, 11, 13, 14. 1808–1842 гг.; ф. 1488, on. 2, д. 946. л.1,1817 г.


207/1. Торговые ряды

207. ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (Советская пл., 2) сооружены вместо сгоревших деревянных в 1886–1888 гг. на пожертвования московского купечества. Созданные по проекту С.К.Родионова, они представляют собой обширный комплекс из шести преимущественно двухэтажных кирпичных корпусов сложной конфигурации. Принцип взаимного расположения и выраженная во вне секционная структура зданий основаны на старых традициях, восходящих к строительству гостиных дворов XVIII столетия. Отсутствует лишь внешняя обходная галерея, что сближает облик торгового комплекса с современным ему пассажем. За исключением одного, стоящего особняком одноэтажного корпуса с внутренним двором, остальные распланированы на двух взаимно перпендикулярных осях, образуя каре с широким поперечным проездом. Фасады зданий организованы ритмом венчающих щипцов, витринами нижнего и парными окнами верхнего этажа. Неоштукатуренные плоскости стен сплошь покрыты измельченным кирпичным декором в духе эклектики и псевдорусского стиля, заметно снижающим монументальность постройки.


208/1. Больница


208/2. Больница. План первого этажа

208. БОЛЬНИЦА (ул. Папивина, 10) выстроена в 1830-х гг. на средства Лепешкина. В Подмосковье служит единственным образцом данного типа сооружений столь раннего времени. Во второй половине XIX в. корпус увеличен в длину односторонней пристройкой.

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание стиля позднего классицизма отличается симметрией композиции и лаконизмом языка художественных форм; близко архитектуре соседнего корпуса Присутственных мест (вып. 2, № 204). Согласно общественному назначению постройки главный вход на ее центральной оси устроен с улицы. Гладкие плоскости стен, расчлененные междуэтажным карнизом, равномерно прорезаны подлинными и ложными окнами без наличников, заключенными в наружные четверти. Лапидарность архитектуры несколько оживляет венчающий карниз с зубчиками.

Идентичная планировка этажей образована капитальными стенами. В двух нижних помещениях имеются сомкнутые своды с распалубками над проемами.


209/1. Железнодорожный вокзал

209. ВОКЗАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ принадлежит к разряду промежуточных станций на первой в России железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Строился в 1844–1851 гг. по проекту Р.А.Желязевича, автора однотипного вокзала, находившегося на той же линии, в Любани. Длинное кирпичное оштукатуренное здание в один этаж, с надстройкой над средней частью и округлыми торцами, вытянуто вдоль платформы, расположенной между путями. Его строительство совпало с развитием в архитектуре эклектики, что определило художественные формы сооружения нового функционального назначения. В единообразной обработке станции использован основной мотив конечных железнодорожных вокзалов — крупные арочные ниши, охватывающие парные окна. Архитектуру пространственно обогащают крытые боковые перроны на чугунных стойках в виде колонн, зрительно облегчающие здание и связывающие его с окружающей средой. До замены перекрытий перронов на железобетонные их кровли поддерживали ажурные кронштейны, что делало постройку более нарядной.

Внутренняя организация здания удобна и проста, перекрытия в основном сводчатые. Служебные помещения в центре корпуса фланкируют зал ожидания и ресторан, в одном из торцов находится круглый зал бывшей царской часовни. От ее прежней отделки уцелел лепной классический карниз.

Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 — 1910-х гг. — М., 1978. — С. 59.

Славина Т.А. Константин Тон. — Л., 1989. — С. 94.


210/1. Гимназия

210. ГИМНАЗИЯ (ул. Папивина, 18/1) — представительное двухэтажное здание стиля модерн, выстроенное в 1904–1912 гг. Помимо учебного заведения, занимавшего верхний этаж, в здании помещалась Городская управа.

Длинный краснокирпичный корпус поставлен на углу квартала, ограничивающего Советскую площадь, и развернут вдоль улицы; играет важную роль в формировании архитектурного облика городского центра. Значение главного имеет обращенный к площади симметричный торцевой фасад, ось которого подчеркнута высоким, поднимающимся над кровлей ризалитом с крутым щипцом. Более монотонный продольный фасад, равномерно прорезанный однотипными окнами, оживляет лишь ризалит парадного входа. Имеющий богатую пластическую разработку с применением романских мотивов, он расчленяет однообразную поверхность стены, зрительно сокращая ее протяженность. Постройку отличает крупный масштаб архитектурных деталей и форм, в том числе оконных проемов и узорного венчающего карниза. В декоративном оформлении активно выступают эстетические качества открытой кирпичной кладки.

Основой внутренней планировки здания служит продольный коридор с двусторонним расположением комнат. Перекрытия главным образом плоские, но встречаются ребристые в виде кирпичных сводиков по металлическим балкам. В нижнем коридоре — коробовый свод.


211/1. Комплекс стандартных домов

211. КОМПЛЕКС СТАНДАРТНЫХ ДОМОВ для железнодорожных служащих (ул. Трудовая, 2–8) создан в начале XX в. по инициативе администрации Николаевской железной дороги; отражает общую тенденцию своего времени к строительству рабочих городков с улучшенными жилищными условиями.

Комплекс состоит из четырех однотипных двухэтажных деревянных домов с приусадебными участками. Поставленные в ряд торцами вдоль красной линии улицы небольшие обшитые тесом здания рассчитаны на четыре семьи. Двухкомнатные квартиры с двусторонним расположением комнат относительно прихожей отвечали установленным санитарным нормам, удобны, хорошо инсолированы. Наружная архитектура домов проста, но достаточно выразительна благодаря усложению объема симметричными боковыми пристройками для холодных сеней и крылец. Равноценность квартир внешне выражена одинаковым размером окон в обоих этажах, их общим оформлением несложными резными наличниками. Резьба, покрывающая также карниз в основании фронтона, украшает лишь главный фасад. Тыльная сторона зданий решена намного скромнее.


211/2. Стандартный жилой дом. План первого этажа


211/3. Стандартный жилой дом. Обработка окна


212/1. Усадьба. Генплан 1 — дом; 2 — погреб; 3 — флигель; 4 — хозяйственный корпус; 5 — оранжерея; 6 — ворота

212. УСАДЬБА второй половины XIX в. (ул. Чайковского, 48), известная как дом- музей П.И. Чайковского, в 1892 г., когда ее арендовал Чайковский, принадлежала Сахарову. Находилась на далекой окраине Клина, на Московском шоссе. После смерти композитора владение было приобретено А.И. Софроновым и вскоре продано М.И. Чайковскому и В.Л. Давыдову, которые организовали здесь мемориальный музей. С 1916 г. музей перешел в ведение Русского музыкального общества, после революции — в Наркомпрос, в 1921 г. он был национализирован.

По своему типу усадьба далека как от городского, так и от традиционного сельского усадебного жилья, более всего соответствуя загородной даче. Постройки поставлены в глубине участка боковой стороной к улице, от которой отделены кулисными посадками зелени. Большой двухэтажный дом и хозяйственный корпус расположены друг против друга, образуя двор, который с третьей стороны до начала 1930-х гг. ограничивал маленький одноэтажный флигель — баня. Позже, из соображений пожарной безопасности, флигель перенесен дальше от дома и оборудован под жилье. Бывший в усадьбе при П.И. Чайковском сад с цветниками со временем разросся и превратился в небольшой парк, в создании которого участвовали почитатели великого композитора, выдающиеся интерпретаторы его творчества Л.В. Собинов и А.В. Нежданова. Дуб в парке посажен Л. Стоковским. Яблоневый сад за пределами парка заложен в начале 1930-х гг. Ю.Л. Давыдовым.


212/2. Жилой дом. Садовый фасад


212/3. Жилой дом. План второго этажа


212/4. Кабинет-гостиная П.И. Чайковского


212/5. Хозяйственный корпус

Жилой дом последней четверти XIX в. — типичный представитель архитектурной эклектики с реминисценциями классицизма в организации паркового фасада. Здание строилось в несколько этапов. Бывшее одноэтажным, сложенным из кирпича, позже оно получило рубленый второй этаж с тесовой обшивкой и помещение для лестницы. В 1898 г., когда дом превратился в мемориальный, М.И. Чайковский увеличил его объем жилой боковой пристройкой, резко нарушившей изначальную симметрию здания. Все фасады индивидуальны. Наиболее разработаны боковой, благодаря парадному входу получивший значение главного, и парковый. В свободную композицию торца здания введены элементы регулярности: ось фасада намечает фронтон, граненый “фонарик” над входом с “китайской” кровлей соответствует невысокой лестничной башне. Парковый фасад сохраняет традиционный характер. Его центральный ризалит венчает фронтон, открытая терраса связывает дом с миром природы. Обработка стены ризалита внутри террасы с помощью медальонов и ниш в совокупности с арочными проемами двери и окон возрождает приемы классицизма.

Планировка дома с внутренним коридором обеспечивает изолированность помещений и отвечает требованиям удобства. Кабинет-гостиная и спальня П.И. Чайковского, а также кабинет М.И. Чайковского, как мемориальные комнаты, сохранили отделку, убранство и обстановку 1880—1890-х гг. Стены первых окрашены по штукатурке, в последней оставлена естественная фактура древесины. Полы дощатые. Гостиную украшает камин, облицованный голубым кафелем, остальные изразцовые печи в доме белые.

Флигель, где в начале 1930-х гг. жил Ю.А. Шапорин, в художественном отношении непримечателен. Значительно эффектней интересный своей типологией одноэтажный хозяйственный корпус, в котором помещались конюшня с каретным сараем, погреба и чуланы. Корпус состоит из отдельных открытых бревенчатых срубов, объединенных общей драночной кровлей. Центральный пятистенок и боковые клети разделены сквозными проездами. Редкий образец деревянных служб, памятник реставрирован в 1970-х гг.

Государственный Дом-музей П.И. Чайковского в Клину /К.Ю. Давыдова, С. С. Котомина, И.Ю.Соколинская, М.В. Суторихина. — М., 1974.


213/1. Усадьба Демьяново. Генплан 1 — дом; 2 — хозяйственные постройки; 3 — ткацкая фабрика; 4 — флигель В. И.Танеева; 3 — дача А. Д. Бугаевой; 6 — церковь; 7 — церковно-приходская школа; 8 — садовый павильон; 9 — место мемориальной колонны

213. УСАДЬБА ДЕМЬЯНОВО (Клин-8, Демьяново) известна с середины XVIII в., когда она принадлежала Г.Я.Наумову. Создание существующего усадебного ансамбля относится к 1770-м гг. и связано с деятельностью И.Г.Наумова. Его наследницей М.И.Римской-Корсаковой в 1807 г. имение продано А.А.Полторацкой; вскоре здесь поселилась семья Д.Б.Мертваго, получившего усадьбу в приданое за женой. В роду Мертваго Демьяново находилось до 1883 г., когда усадьбу, пришедшую в упадок, приобрел В.И.Танеев.

С Демьяновым связаны имена многих выдающихся представителей русской культуры. В 1813 г. усадьбу посетил Г.Р.Державин, в 1811 и в 1833 гг. — А.С.Пушкин. Частыми гостями Танеева были П.И.Чайковский, С.И.Танеев, А.М.Васнецов, А.Н.Скрябин. На дачах, в приспособленных для этого усадебных корпусах жили К.А.Тимирязев, семья Гнесиных, профессура московского и петербургского университетов. Родным местом называет Демьяново Андрей Белый.

Усадебный комплекс создан в стиле раннего классицизма с чертами барокко, которые ощущаются в остатках декора отдельных построек. Центральное положение в комплексе занимает большой жилой дом, поставленный на его главной композиционной оси, связывающей партер с регулярной и пейзажной частью парка. По одну сторону дома находится обширный хозяйственный двор, по другую — роща с садовым павильоном и копаным прудом. В состав комплекса вошла и более ранняя, бывшая домовой церковь.

Усадьба сильно пострадала от времени. Большинство сооружений, сильно переделанных и оштукатуренных, в значительной степени утратило первоначальный художественный облик.

Кирпичный двухэтажный дом с подвалом, неоднократно горевший и обезличенный при ремонтах, сохраняет черты архитектуры классицизма. Его продольные фасады одинаково обработаны пилястрами большого ордера, крепующими средние и крайние участки стен. Центральные пилястры объединялись деревянным фронтоном в портик. Поэтажное членение намечали плоские квадратные ниши.

Планировка дома, образованная капитальными стенами, основана на совмещении анфиладной и коридорной систем. Более высокий нижний этаж был парадным. Здесь, окнами в парк, расположена анфилада помещений, среди которых центральное место занимает огромный двусветный зал с выходом в сад, в свое время имевший хоры. В первой половине XIX в. в здании находилось до двадцати комнат. По-видимому, тогда же у торца дома появилась одноэтажная пристройка для кухни. Танеев, частично переделавший дом внутри, не внес в его устройство принципиальных изменений. До недавнего времени здесь сохранялись белые кафельные печи и внутренняя отделка 1880-х гг.


213/2. Усадебный дом. Парковый фасад


213/3. Усадебный дом. План первого этажа


213/4. Успенская церковь


213/5. План церкви

Успенская церковь выстроена из кирпича в 1746 г. на средства Г.Я.Наумова вместо сгоревшей деревянной. Во второй половине 1770-х гг. отдельно от нее поставлена колокольня, под которой был устроен придел. Около 1800 г. здание реконструировано: площадь храма увеличена объединением его с небольшой смежной трапезной путем замены их разделявшей стены двумя столбами; между храмом и колокольней сооружена новая двухпридельная трапезная. В 1815–1819 гг. в основной части церкви были увеличены окна, переложен участок алтарной стены, устроена железная кровля.

Небольшой бесстолпный одноглавый храм с одной апсидой представляет собой двусветный четверик, сильно вытянутый вдоль поперечной оси. Граненый световой барабан с миниатюрной шейкой главы поставлен на сомкнутом своде. Фасады, покрытые поздней штукатуркой, обработаны в сдержанных формах барокко. Декорация сводится к рустовке углов “в разбежку” и плоским ленточным дверным и оконным наличником с “ушками”. Приделы и трехъярусная колокольня со шпилем отражают в своей архитектуре различные этапы развития классицизма. Срезанные углы колокольни крепованы пилястрами, стены приделов ограничены массивными пилонами, покрытыми ленточным рустом.

Пространство храма дифференцировано. Высокое в центральном объеме, оно в западной части, отвечающей старой трапезной, сменяется более низким, отделенным тремя арочными пролетами на круглых опорах. Интерьеры имеют камерный характер. С ними составляет контраст сравнительно обширное зальное помещение поздней трапезной, перекрытое системой парусных сводов. Перекрытие устроено, видимо, в конце XIX в. после разборки столбов, вначале отделявших приделы. Иконостасы и внутренняя отделка здания утрачены.


213/6. Ткацкая фабрика. Фрагмент фасада

Хозяйственные постройки второй половины XVIII в. образуют комплекс из трех длинных, изначально одноэтажных кирпичных корпусов, расположенных по периметру хозяйственного двора. Два из них, в конце XIX в. оборудованные под жилье и впоследствии надстроенные, кардинально изменены. Лишь в местах, свободных от поздней штукатурки, читаются их прежние архитектурные формы — лопатки на стенах, трехчастный кирпичный карниз, подлинные и ложные окна с лучковой перемычкой. Эти же крайне простые элементы использованы при обработке третьего корпуса, выстроенного для ткацкой фабрики. Украшением низкого, сильно протяженного здания стал сплошной контрфорс в виде монументальной аркады, приложенный к его внешней стене в XIX в.

Хозяйственное каре замыкается двумя жилыми флигелями конца XIX в.: двухэтажным кирпичным, в котором провел свои последние годы В.И.Танеев, и одноэтажным деревянным, служившим дачей А. Д. Бугаевой.

Усадебный парк делится на две части — регулярный парк с большим цветочным партером и сеткой липовых аллей перед домом и пейзажный из смешанных пород с каскадом прудов и главной еловой аллеей, направленной от дома к Царскому пруду. Здесь, на искусственном холме, возвышалась колонна со статуей Минервы, поставленная в 1785 г. в память посещения усадьбы Екатериной II. К регулярному парку некогда примыкала березовая роща с небольшим копаным прудом и садовым павильоном XVIII в., который впоследствии стал дачей Тимирязева. Видовой состав растительности рощи со временем изменился, павильон капитально перестроен и увеличен в объеме. В целом парк сильно зарос, имеет большие утраты. Царский пруд спущен.

Белый Андрей. На рубеже двух столетий. — М.Л., 1931. — С. 139–158.

Древесные растения … с. 65.

Краткие сведения … с. 65.

Мертвого Д.Б. Записки Д.Б.Мертвого//РА. — М., 1867. — Вып. 8–9. — Приложение. — Стб. 297, 299, 318 — 319, 324 — 325, 327, 329.

ПАМО, 1, с. 219.

Памятные места Московской области. — М., 1960. — С. 55.

Танеев В. И. Детство, юность и мысли о будущем. — М., 1959. — Приложения. — С. 701–707.

ГИМ ОПИ, ф. 402, д. 984, л. 7 об.

РГАДА, ф. 1355, on. 1, д. 764, л. 6 об., № 6. РГВИА, ф. ВУА, on. 1, д. 18861, ч.8, л. 13–13 об. 1800 г.

РФ ГАЯО, ф. 272, on. 2, д. 755, л. 98 об., Л& 1636. 1777 г.; on. 4, д. 79, л. 308, № 2958. 1778 г.

ЦИАМ, ф. 203, on. 752, д. 7513. 1819 г.


214/1. Дом Орловых

214. ДОМ ОРЛОВЫХ (Советская пл., 11/1), хороший образец архитектуры модерна, выстроен, по-видимому, в связи с учреждением в городе в 1914 г. Торгового дома братьев Орловых. Двухэтажное кирпичное здание, в плане имеющее форму “покоя”, расположено на углу квартала. Выходящий на площадь основной корпус внизу занят аптекой, наверху жильем. Репрезентативный главный фасад имеет симметричную трехчастную композицию с повышенной центральной частью, которой отвечает высокая криволинейная кровля “колпаком”. Плоскость фасада нарядно отделана глазурованным облицовочным кирпичом и штукатуркой. Строгость архитектурных форм смягчается изящной, но сдержанной лепной декорацией в виде венков и гирлянд. Верх здания украшают своеобразные башенки-пинакли, лучковый аттик, решетка на кровельном коньке. Сохранились тумбы от металлического ограждения кровли и прежняя столярка с характерными чертами модерна.

Внутри дом, за исключением магазина, сильно переделан. Старая планировка и отделка помещений утрачены.

Оглавление книги


Генерация: 0.116. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз