Книга: Каширский район, Клинский район, город Клин, город Королев

Шипулино (Николаевский погост на Железнове, Николо- Железовский погост)

Шипулино (Николаевский погост на Железнове, Николо- Железовский погост)

От Клина автобусом на Высоковск до остановки Шипулино — 10 км


244/1. Воскресенская церковь


244/2. План церкви

244. ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНСКАЯ, кирпичная, выстроена в 1800–1802 гг. на средства прихожан, по-видимому, при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. Трехчастное здание стиля зрелого классицизма частично перестроено и расширено в 1903 г. по проекту И.Благовещенского. При этом его конфигурация приобрела крестообразный характер, трехъярусная колокольня вошла в объем удлиненной трапезной.

Ядро сооружения, одноапсидный храм, представляет вариант типа “восьмерик на четверике”, приближаясь планом второго яруса к квадрату со срезанными углами. Диагональные грани покоятся на конических тромпах. Изначально пространство храма увеличивали узкие боковые компартименты, при реконструкции уступившие место обширным приделам. Ранее приделы находились в двустолпном помещении трапезной, где их алтари отделялись от центрального нефа короткими стенками. В процессе переделок эти стены, пробитые арками, превратились в дополнительную пару столбов.

Наружная обработка здания выдержана в единой стилистике; на пристройках повторены прежние утраченные декоративные формы. Фасады украшают пилястровые и полуколонные портики с фронтонами, плоские ниши и медальоны. Полуколонны образуют венцы у алтарей. Среди окон нескольких типов есть круглые. Помещенные в портиках, они составляют одну из характерных архитектурных черт памятника.

Пространство церкви сильно расчленено и дифференцировано по высоте. Доминирует в интерьере центральное помещение храма с высоким сомкнутым сводом, прорезанным люкарнами и отверстием для светового барабана. Пониженные приделы перекрыты парусными, более низкая трапезная — крестовыми сводами. Внутреннее убранство составляет ансамбль в духе эклектики 1890 — 1900-х гг. Киоты, сени, иконостасы — главный в пять, боковые в три яруса — перегружены золоченой резьбой. Вокруг солеи — металлическая решетка. Стены и своды покрывает масляная, недавно поновленная сюжетная и декоративная живопись, принадлежащая началу XX в. В трапезной пол чугунный с рельефным орнаментом, в остальных помещениях настлан метлахской плиткой.

В решетчатой церковной ограде конца XIX в. сохранился участок первоначальной кирпичной стены, разработанный мотивом арочных ниш. Двое однопролетных ворот в виде триумфальной арки с фронтоном по характеру близки портикам храма, имитируют архитектуру классицизма.

Краткие сведения … с. 90.

Архив ИИМК, ф. P-III, № 3576. Метрика, 1887 г.

ЦИАМ, ф. 54, on. 157, д. 37, л. 88, 91–92. 1903 г.

Оглавление книги


Генерация: 0.304. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз