Книга: Венеция

Главный архитектурный ансамбль Венеции

Главный архитектурный ансамбль Венеции

Строительство Дворца дожей и собора Святого Марка положило начало формированию ансамбля центральной части города. Постепенно исчезали сады и огороды, сносились многочисленные деревянные лавчонки, постоянно угрожавшие дворцу пожаром.

В XV веке и особенно в начале XVI века получила окончательное архитектурное оформление построенная перед собором Святого Марка, превратившаяся в одну из красивейших площадей мира площадь Сан-Марко. Размер ее — 176 м в длину и 82 м в ширину. Только это место удостоили венецианцы названия Пьяцца — площадь. Другие они называют кампо и пьяццале.

Пьяцца ди Сан-Марко — замкнутое пространство, огромный зал под открытым небом, распахнутый в одну сторону — через Пьяццету на лагуну. Сходство с залом площади придают окружающие ее здания с арками, которые озаряются вечером светом многочисленных фонарей, и уложенные в виде орнамента каменные плиты мостовой.

Стоя на площади, нельзя не вспомнить слова одного из путешественников XIX века, Франца Грилльпарцера: «Тот, кто, стоя на площади Святого Марка, чувствует, что сердце его бьется не сильнее, тот может себя похоронить! Ибо он мертв, безнадежно мертв… Тот, у кого на площади Святого Марка не бьется сердце, не имеет воображения». Действительно, нельзя остаться равнодушным к этому удивительному творению.

Ансамбль площади образуют собор Святого Марка, колокольня с Лоджеттой, Башня часов, Старые и Новые прокурации и Ала Наполеоника.

На Пьяцце перед храмом — три высоких флагштока. Они установлены на постаменте для штандартов. Постамент был сделан в 1505 году и заменил старый деревянный. Скульптор Алессандро Леопарди декорировал его рельефами в аллегорической форме, воспевающими политику Венеции. В праздники здесь развевается знамя Венеции — темно-малиновое, с золотым крылатым львом — знамя венецианского кардинала и красно-бело-зеленый флаг Италии.


Башня часов на площади Святого Марка

Каждый час плывут над городом густые звуки колокола. Это на верху часовой башни XV века, стоящей рядом с храмом Святого Марка, ударяют в колокол большими молотами два чугунных рыцаря в коротких, лохматых звериных шкурах.

А у входа во Дворец дожей, в юго-западном углу собора, вмурованы два позднеантичных барельефа из темного порфира с изображением тетрархов — четырех правителей Римской империи конца III — начала IV века (Диоклетиана, Максимилиана, Галерия и Констанция Хлор). Их называют почему-то маврами.

Легенда о четырех маврах говорит, что статуи были здесь поставлены в память о неудавшейся попытке ограбления сокровищницы Сан-Марко, предпринятой четырьмя сарацинами. Под скульптурой выбита пословица: «Человек может делать и замышлять все, что хочет, но не должен забывать о последствиях».

На башне с песнею чугуннойГиганты бьют полночный час.Марк утопил в лагуне луннойУзорный свой иконостас.А. Блок

Башня часов — это высокое прямоугольное здание, разделенное на четыре яруса и покоящееся на однопролетной арке. Над аркой находится огромный циферблат, на котором отмечены часы и минуты, фазы Луны, положение Солнца среди знаков зодиака, а над циферблатом — скульптура Мадонны.

Вот как описывает ее один из писателей: «Перед ней в праздник Вознесения каждый час проходят фигуры трех волхвов и трубящих ангелов. В верхней части башни на звездном фоне сверкает золоченый лев святого Марка. А вверху террасу этого оригинального сооружения венчает огромный колокол, в который каждый час бьют бронзовыми молотами два бронзовых стража».

Удивительно сложный механизм часов был сделан мастером Дж. Паоло Раньери из Реджо Эмилии и его сыном. Легенда рассказывает, будто венецианцы, опасаясь, что авторы создадут что-нибудь подобное в другом городе, ослепили их.

Оглавление книги


Генерация: 0.447. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз