Книга: Как путешествовать

Хэлперы

Хэлперы

Местные жители всегда готовы помочь иностранцам советом, показать, как действуют автоматы и сколько нужно платить за проезд, объяснить, как добраться до нужного места. И все это исключительно из чувства гостеприимства к приезжим, плохо ориентирующимся в окружающей действительности.

Но иногда сталкиваешься с бесполезной и навязчивой помощью, за которую потом еще и платить требуют. Характерный случай произошел в китайском городе Чжень-джоу Однажды вечером на железнодорожном вокзале мы с друзьями никак не могли понять, в какой именно кассе нужно покупать билеты на поезд, идущий в сторону Шаолиня. Увидев наши затруднения, два молодых китайца сами предложили свою помощь. Они объяснили, что на поезде до знаменитого монастыря придется добираться с пересадками и значительно удобнее поехать туда на прямом автобусе. Сами же взялись отвести нас на автовокзал – он оказался на противоположном конце привокзальной площади. Там, за наши деньги, они купили в кассе билеты и стали требовать по 20 юаней на каждого за свою «работу». Поторговавшись, удалось скостить сумму до 10 юаней на двоих. Но обиднее всего бьшо то, что, как вскоре выяснилось, билеты были на автобус, отправлявшийся только на следующий день. Пришлось сдавать эти билеты и возвращаться назад на железнодорожный вокзал.

Российские путешественники таких навязчивых добровольных помощников про себя называют «хэлперами» и придумывают разнообразные способы борьбы с ними. Самый простой и эффективный состоит в том, что за «псевдопомощь» расплачиваешься «псевдоденьгами». В качестве них могут годиться любые бумажки, по внешнему виду похожие на настоящие деньги – например, российские «зайчики», старые дореформенные и не имеющие уже никакой реальной ценности банкноты или билеты МММ.

Самый важный навык в общении с хэлперами – это умение вовремя их распознать и не шарахаться от обычных добродушно приветливых людей. В Индии, Непале, Египте, Индонезии, Турции практически все, кто навязчиво пытается установить контакт: «Добрый день, сэр, вы откуда к нам приехали?», «Добро пожаловать в нашу страну!» – раньше или позже станут навязывать какие-нибудь услуги. Особенно подозрительно стремление малообразованного и плохо одетого человека заговорить по-английски или, еще хуже, по-русски. Начинается все с вежливого разговора, полезных советов, но затем неизбежно приводит к рассказу о ювелирном, кожаном или шелковом магазине его «брата», где можно что-то купить «очень дешево». Грубо отказьшать после того, как вы уже немного пообщались, очень тяжело. Лучше не доводить дело до этого, на корню пресекая все попытки хэлперов вступить в контакт, в то же время не распугивая обычных дружелюбных людей, которые всего лишь хотят пообщаться с иностранцем. Их можно узнать по более робкой манере поведения. Они не подваливают, как коммивояжеры, с широкой «дежурной» улыбкой, протянутой в приветственном жесте рукой и заученной тирадой.

Хэлперы часто пытаются ограничить свободу вашего маневра, сообщая, что завтра все будет закрыто из-за праздника; иностранцам «это» (то, что вы как раз собираетесь сделать) делать запрещено законом; пешком пройти нельзя – только на такси; впереди – минное поле или военная зона; нужный поезд или автобус отменен… Чаще всего это делается для того, чтобы вынудить вас принять нужное хэлперу решение. Но бывает и так, что сообщаемая информация соответствует действительности. В тех случаях, когда это важно, желательно ее перепроверить в более надежных источниках – у тех, кто сам не вызывается помогать, но должен делать это по должности либо может помочь исключительно из долга гостеприимства.

Оглавление книги


Генерация: 0.231. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз