Книга: Как путешествовать
Гости и клиенты
Гости и клиенты
Для местных жителей любой иностранец – это либо потенциальный клиент, либо дорогой гость. В первом случае нужно все сделать для того, чтобы обмануть и «содрать три шкуры», а во втором случае, наоборот, сделать все возможное и невозможное для того, чтобы выразить свое гостеприимство и щедрость.
Если вас приняли за клиента, то все будет мало: дадите 1 рубль – от вас захотят получить два; дадите 10 $ – потребуют 20 $, предложите 1000 $ – будут вымогать 2000 $. К гостю же отношение с точностью до наоборот. Попросишь стакан воды – предлагают заодно и пообедать; согласишься на предложение поужинать – начнут уговаривать переночевать; а выйдешь на дорогу ловить попутную машину, чтобы куда-то доехать, чуть ли не каждый водитель станет зазывать к себе – сразу и поесть и переночевать.
Проблемы возникают тогда, когда путешественников по ошибке принимают за потенциальных клиентов. В качестве характерного яркого примера могу вспомнить, как однажды меня с друзьями один тайский торговец ананасами приглашал в ресторан. Мы три раза отказывались – говорили, что у нас нет денег, но он был очень настойчив и убеждал, что никаких денег не нужно. Пошли. В ресторане таец проявлял необычное радушие и щедрость – он не только нас старался накормить до отвала, но и угощал всех, кто в тот момент сидел за соседними столиками. Когда же пришло время расплачиваться, он предложил нам заплатить по счету. Счет был всего-то на 10 $. Но обидно было, что этот ужин нам совсем был и не нужен. У «гостеприимного» тайца, как оказалось, при себе даже не было денег. Официант, как потом выяснилось, прекрасно понимавший по-английски, встал на нашу сторону. Решать конфликт пришлось в местном полицейском участке. Удивительно, но и там нашелся англоговорящий полицейский. Да еще и философ. Услышав, в чем суть дела, полицейский глубокомысленно произнес: «Когда сталкиваешься с представителями других культур, возможны недоразумения». Он также был на нашей стороне, но искренне не мог понять, почему стоит спорить из-за каких-то 10 $. И спор действительно шел не из-за них, а из-за различия обычаев: «Кто должен платить – приглашающий или его гости?» Как всегда, после бесплодных обвинений и контробвинений было принято компромиссное решение: таец заплатил официанту тайскими батами, а мы ему – российскими рублями (по произвольному курсу).
- Гостиный двор
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- Гостиницы
- Венгерский музей гостиничного дела и торговли
- «Гостиная» в центре Рима
- 31. Гостиный двор
- Гостиница «Плаге» и ресторан Кирштайна
- Гостиница «Наполеон» (ныне – «Англетер»)
- Знаменская (ныне – октябрьская) гостиница
- Гостиница «Москва»
- 4. Гостиница «Москва»
- Гостиница «Пале-Рояль»