Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия
Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Ставропигиальный женский монастырь
Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Ставропигиальный женский монастырь
Россия, Калужская обл., Козельский р-он, пос. Шамордино.
Монастырь был основан оптинским старцем иеросхимонахом Амвросием на земле, пожертвован ной монахиней Амвросией (в миру – помещица А.Н. Ключарева) в 1884 году, в виде женской общины. Первой настоятельницей стала 4 сентября 1884 года матушка София. 1 октября 1884 года состоялось торжественное открытие пустыни и освящение первого храма. В 1901 году община была обращена в монастырь.
По благословению старца Амвросия в монастырь принимали женщин любого звания, возраста, состояния здоровья и без денежных вкладов, чего не мог позволить себе в то время ни один женский монастырь в России. При монастыре действовали фотомастерская, типография, переплетная, обувная, гончарная и другие мастерские. Производились работы ткацкие и швейные, по живописи, чеканке, позолоте, золотому шитью.
Архитектурно монастырский комплекс сложился в конце XIX – начале XX вв. На средства благодетеля монастыря известного в России торговца чаем С.В. Перлова были построены основные здания обители. В 1901 году по проекту С.В. Шервуда был построен пятнадцатикупольный каменный Казанский собор вместимостью до 5000 человек с приделами: в честь святителя Николая Чудотворца; священномученика Игнатия Богоносца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; святого Амвросия Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны; великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови. В то же время была построена богадельня с больничным храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» по проекту калужского Губернского инженера Б.А. Савицкого. Тогда же по проекту московского архитектора Р.И. Клейна были построены трапезная палата, водонапорная башня, дом С.В. Перлова. Все эти здания, а также больница, церковные мастерские, каретный сарай (ныне перестроенный) и две деревянные кельи XIX в. составляют сейчас уникальный архитектурный комплекс. Основные монастырские строения выполнены из красного кирпича в едином псевдорусском стиле, характерном для того времени.
Храмов было четыре: домовый Казанский; каменный в честь Казанской иконы Божией Матери с шестью приделами – четырьмя внизу: во имя святителя Николая Чудотворца, во имя священномученика Игнатия Богоносца, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», во имя святого Амвросия Медиоланского и двумя на хорах: во имя преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны, во имя великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови; больничный; в честь Успения Божией Матери в с. Рудневе, в 7 верстах от монастыря.
В Шамордине был филиал оптинской иконописной мастерской. При пустыни действовали приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом.
В 1917 году в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников.
С 1918 года монастырь был закрыт. Кельи были заняты под детдом, иконы вывезены, серебряные и золотые оклады, облачения и другие ценности расхищены, сняты колокола и кресты. Монастырские земли, дачи и леса национализированы. Служащий в обители священник Николай был арестован. Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 году была упразднена «как рассадник контрреволюции в прилегающем районе». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения: в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам.
В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум: центральная часть разделена на 2 этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход.
Весной 1990 года началось возрождение монашеской жизни в обители. В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик. В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 года. В юго-западной части монастыря за кладбищем строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана в 1890 году по благословению преподобного Амвросия, старца Оптинского. Пресвятая Богородица изображена на ней восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле – такой преподобный Амвросий видел Царицу Небесную во время молитвы. Старец наименовал новый образ «Спорительница хлебов», «как Спасающей людей Своих от голода, дарующей земле плодоносие, посылающей дождь на нивы и поля, защищающей людей Своих от смертоносного вреда и пагубы» (Акафист иконе).
Списками с этой иконы преподобный Амвросий благословлял своих духовных чад, в основном землевладельцев. Он сам часто молился Богородице перед этой иконой, составив припев акафиста: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Старец учил молиться перед этим образом и монахинь основанной им женской Казанской пустыни. За год до своей кончины преподобный Амвросий назначил совершать празднование иконе ежегодно 28 октября. На первое празднование иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» – в 1891 году – пришелся день его погребения.
По молитвам перед этой иконой милость Божия не оставляла Калужскую землю. 1891 год был неурожайным, но в пределах Калужской губернии хлеб уродился. К помощи «Спорительницы» стали прибегать верующие из других мест. Летом 1892 года список этой иконы был направлен в Пятницкую женскую общину в Воронежскую губернию. Там была засуха, и жителям Воронежской губернии грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен, вскоре после этого пошел дождь, и на Воронежской земле уродился обильный урожай.
Икона «Спорительница хлебов» очень чтится землевладельцами и крестьянами. 10 ноября 1993 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II день 28 октября был установлен как общецерковный день празднования иконе «Спорительница хлебов».
В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся три святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.
У восточной стены Казанского собора находятся могилы настоятельниц обители. Сохранилась также могила сестры Л.Н. Толстого – Марии Николаевны Толстой (схимонахини Марии; умерла в 1912 году).
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
- Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
- Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
- Покровский ставропигиальный женский монастырь
- Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Ставропигиальный женский монастырь
- Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
- Троицы Корецкий ставропигиальный женский монастырь
- Воскресенский Новодевичий женский монастырь
- Ольгинский женский монастырь на истоке волги
- Иоанно-Предтеченский девичий монастырь
- Новодевичий Смоленский иконы Пречистой Богородицы женский монастырь
- Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь
- Крестовоздвиженский женский монастырь
- Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский женский монастырь
- Серафимо-Понетаевский женский монастырь (Скитсерафимо-Дивеевского монастыря) во имя иконы Божьей Матери «всех скорбящих Радость»
- Марфо-Мариинская женская обитель милосердия
- Мироносицкий женский монастырь
- Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь
- Богоявленско-анастасиин женский монастырь
- Знаменский женский монастырь
- Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь
- Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
- Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь
- Казанский девичий монастырь
- Свято-Димитриевский Иларионовский Троекуровский женский монастырь
- Свято-Покровский женский монастырь
- Введенский Владычный женский монастырь
- Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь
- Покрово-Тервенический женский монастырь
- Вознесенский Оршин женский монастырь
- Казанский Вышневолоцкий женский монастырь
- Николо-Теребенская пустынь. Женский монастырь
- Адрианов Пошехонский Успенский женский монастырь
- Свято-Казанский женский монастырь
- Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке
- Самарский Иверский женский монастырь
- Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь
- Козельщинский Рождество-Богородицкий женский монастырь
- Свято-Иосифовский женский монастырь
- Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь
- Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь
- Батуринский Крупицкий свято-Николаевский женский монастырь
- Могилевский Свято-Никольский женский монастырь
- Троице-Сергиев Рижский женский монастырь
- Марие-Магдалинский Виленский женский монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
- Глава 4 Храмы во имя Святой Троицы
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Церковь Рождества Христова при Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
- № 32 и 34 Римско-католический собор Святой Екатерины с жилыми домами
- Рождественский монастырь.
- №№ 40 и 42 Армянская апостольская церковь Святой Екатерины с жилыми домами
- *Замок Святого Иллариона
- Спасо-Преображенский собор
- Монастырь Тикси