Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия
Иоанно-Предтеченский девичий монастырь
Иоанно-Предтеченский девичий монастырь
Россия, г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2 (м. «Китай-город»).
Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь – «в Старых Садех». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу – содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Приписывается основание монастыря как самому Грозному, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Цари неоднократно посещали эту обитель на Светлой седмице и на престольный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сохранились документальные свидетельства о посещении монастыря царями Михаилом Федоровичем, Алексеем Михайловичем, Иоанном Алексеевичем, царевной Марией Алексеевной. Многочадная супруга Михаила Федоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды об упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи.
На территории монастыря были два храма: соборная церковь Иоанна Предтечи с трапезной и колокольней, построенная в традициях московского зодчества начала XVI в. русскими мастерами, с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Церковь была выстроена из кирпича на белокаменном основании. В храме находилась древняя чудотворная икона Иоанна Предтечи. Над двухарочными Святыми ворота ми находилась вторая церковь в память Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня.
В начале XVII в. в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием русских царей вскоре восстановлена. В 1701 году после указа Петра I в обители построили «каменную крестовую палату с сенями», это были, видимо, настоятельские кельи у Святых врат, а в 1753 году территорию Ивановской обители огородили каменной стеной. В середине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 года и пожаром 1748 года, но в 1761 году монастырь был возобновлен щедротами императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей».
В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI в. в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале ХVII в. в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII – начале ХIХ вв. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским – известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785 году настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т. к. после смерти Екатерины II в 1796 году к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX в. настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 году и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.
В 1812 году, когда в Москву вошел Наполеон, монахини тайно ушли в Хотьков монастырь. Имущество монастыря было разграблено и сожжено. Решением Священного Синода 1813 года Ивановский монастырь был упразднен, а в 1859 году по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова) государь император Александр II утвердил проект восстановления обители. В начале 1860 года началась ломка ветхих зданий монастыря. Однако строительство затянулось почти на 20 лет. С возобновлением в 1879 году монастыря при нем были организованы церковное училище для девочек-сирот и больница для монахинь всех московских монастырей, иконописная школа для сестер обители, ясли для детей-подкидышей.
К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом Первой Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около ста насельниц. В 1926 году храмы были отобраны. Монастырский Собор святого Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елисаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства. Затем в монастыре находилась школа НКВД, позднее МВД.
В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырь был приписан к храму святого князя Владимира. В его восстановлении активно участвует Московское благотворительное братство святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас в монастыре силами Братства открыта часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи, реставрирован больничный корпус, восстановлен и освящен больничный храм преподобной Елисаветы. Первая служба в храме состоялась 28 апреля 1995 года, в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись.
Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества.
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
- Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
- Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
- Покровский ставропигиальный женский монастырь
- Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Ставропигиальный женский монастырь
- Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
- Троицы Корецкий ставропигиальный женский монастырь
- Воскресенский Новодевичий женский монастырь
- Ольгинский женский монастырь на истоке волги
- Иоанно-Предтеченский девичий монастырь
- Новодевичий Смоленский иконы Пречистой Богородицы женский монастырь
- Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь
- Крестовоздвиженский женский монастырь
- Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский женский монастырь
- Серафимо-Понетаевский женский монастырь (Скитсерафимо-Дивеевского монастыря) во имя иконы Божьей Матери «всех скорбящих Радость»
- Марфо-Мариинская женская обитель милосердия
- Мироносицкий женский монастырь
- Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь
- Богоявленско-анастасиин женский монастырь
- Знаменский женский монастырь
- Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь
- Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
- Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь
- Казанский девичий монастырь
- Свято-Димитриевский Иларионовский Троекуровский женский монастырь
- Свято-Покровский женский монастырь
- Введенский Владычный женский монастырь
- Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь
- Покрово-Тервенический женский монастырь
- Вознесенский Оршин женский монастырь
- Казанский Вышневолоцкий женский монастырь
- Николо-Теребенская пустынь. Женский монастырь
- Адрианов Пошехонский Успенский женский монастырь
- Свято-Казанский женский монастырь
- Даниловский Казанский женский монастырь на Горушке
- Самарский Иверский женский монастырь
- Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь
- Козельщинский Рождество-Богородицкий женский монастырь
- Свято-Иосифовский женский монастырь
- Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь
- Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь
- Батуринский Крупицкий свято-Николаевский женский монастырь
- Могилевский Свято-Никольский женский монастырь
- Троице-Сергиев Рижский женский монастырь
- Марие-Магдалинский Виленский женский монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- «Девичий аквариум»
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Монастырь свастики «Юн-друн»
- Монастырь Cпитук