Книга: Англия. Билет в одну сторону

Каждое воскресенье мы с друзьями ходим в… церковь

Каждое воскресенье мы с друзьями ходим в… церковь

Британская англиканская церковь переживает непростые времена. С одной стороны, она не отделена от государства, и христианство считается государственной религией Великобритании. В Палате лордов даже на постоянной основе заседает 26 из 789 членов, которые являются высокопоставленными представителями англиканской церкви. Но, с другой стороны, нельзя не заметить формальную власть церковных иерархов. Несмотря на то, что королева считается главой англиканской церкви, основное управление находится в руках архиепископов, они играют роль менеджеров церкви. Самый известный из них – архиепископ Кентерберийский – управляющий церковью Англии, но есть еще архиепископ Шотландии, который тоже назначается королевой и подчиняется ей. Церковь Уэльса тоже англиканская, но, отделившись в начале XX века от Церкви Англии, она теперь формально монарху не подчиняется. Все части некогда одного целого сейчас имеют одну и ту же проблему – снижение числа прихожан.

Все церкви активно предоставляют свои помещения под различные торжества: дни рождения, свадьбы, детские кружки и концерты классической музыки. А в кафе или пабах нередко можно встретить стулья из храма – их отличает деревянная полочка на обратной стороне спинки. В церквях туда кладут книжку гимнов, песнопений, которые исполняются во время службы, чтобы каждый прихожанин мог подпевать хору. На блошиных рынках, в магазинах антикваров, на ebay таких стульев огромное количество.

Несмотря на то, что христиане все еще являются самой многочисленной религиозной общиной в Британии, число их неуклонно снижается. Если в начале 2000 года их было более 70 %, то теперь чуть больше половины. Тем не менее ходить в церковь на Пасху и Рождество до сих пор принято даже среди тех англичан, которые называют себя атеистами. Пасхальные и рождественские гимны многие знают наизусть, хотя это прежде всего верно в отношении тех, кому сейчас за 50. От молодежи если и услышишь фразу «По воскресеньям мы ходим в церковь», то только в качестве шутки, потому что в Англии теперь даже бары можно встретить там, где еще 50 лет назад совершались богослужения. Ресторан в соборе, с барной стойкой в алтаре – это не чья-то больная фантазия, а реалии нынешнего состояния англиканской церкви, которая вынуждена распродавать имущество.

Но несмотря на все вышесказанное, традиция ходить в церковь все же сохраняется. Англиканская церковь хоть и переживает непростые времена, но не сдается, стараясь идти в ногу со временем. Например, сейчас под сводами древних соборов епископы обсуждают вопрос расширения прав женщин в церкви. Женщинам в англиканской церкви разрешено становиться священниками с 1994 года. Этому, правда, предшествовали долгие дебаты, длившиеся с 1975 года. То есть на преодоление сопротивления консервативной части Церкви Англии ушло почти 20 лет. В итоге сейчас каждый пятый англиканский священнослужитель – женщина, а 2010 год и вовсе стал переломным, потому что количество мужчин, ставших священниками в этот год, впервые уступило числу женщин. В русском языке, правда, нет женского рода для слова «священник», поэтому даже не знаю, как их тут называть – священницы? В английском такие вопросы решаются проще – female priest (женщина-священник). Теперь же отцы церкви ломают копья над вопросом о праве женщин становиться епископами. А это задача посложнее, потому что многие мужчины-священники не хотят подчиняться священникам-женщинам.

Оглавление книги


Генерация: 0.452. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз