Книга: Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы

Дом № 56–58 / Очаковская ул., 11

Дом № 56–58 / Очаковская ул., 11

Комплекс пятиэтажных жилых зданий в стиле сталинского неоклассицизма с семиэтажной вставкой возведен в 1953–1956 гг. на углу Суворовского пр. и Очаковской ул. по проекту архитекторов И.И. Фомина, С.Б. Сперанского и Г.И. Александрова. Фасады дома украшены рельефами и скульптурой, а на левой части корпуса по Суворовскому пр., 56, ставшего первой очередью строительства, установлены мемориальные доски, свидетельствующие о том, что здесь жили академик архитектуры С.Б. Сперанский (1914–1983) и народный артист СССР Ю.В. Толубеев (1906–1979).

Годы жизни Ю.В. Толубеева в этом доме – период насыщенной творческой деятельности выдающегося артиста: в 1955 г. он сыграл роль Вожака в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, в 1956 г. роли Бубнова в пьесе Горького «На дне» и Матвея Дорофеевича в «Журбиных» по В. Кочетову, в 1959-м – роль Вилли Ломена в пьесе А. Миллера «Смерть коммивояжера» в Академическом Большом драматическом театре им. Пушкина, Сладкова в фильме «Неоконченная повесть» (1955 г.), Санчо Пансы в фильме «Дон Кихот» (1957 г.), ломового извозчика в «Дне первом» (1958 г.), Петровича в «Шинели» (1959 г.), Голованова в «Горизонте» (1961 г.). В 1956 г. он удостоен звания народного артиста СССР, в 1959-м – звания лауреата Ленинской премии за исполнение роли Вожака.


Мемориальная доска Ю.В. Толубеева


Ю.В. Толубеев в роли Вожака. 1959 г.

Ранее здесь на двух независимых участках № 56 и № 58/11 находились жилые постройки конца XIX в., поврежденные бомбардировками и обстрелами города в годы Великой Отечественной войны и частично восстановленные.

Пустопорожний участок № 56 площадью в 284 кв. саженей по дарственной записи от 13 июня 1861 г. получил во владение протоирей Воскресенского всех учебных заведений собора Филипп Васильевич Сперанский (1805–1868) и построил в 1866 г. первый деревянный двухэтажный флигель на каменном этаже. В 1871 г. на основании Вводного листа по постановлению Окружного суда от 8 января домовладение перешло к вдове протоирея Анне Яковлевне Сперанской и дочери Александре Филипповне (по мужу Делицыной) по одной седьмой части имущества каждой, сыновьям Василию и Ивану Филипповичам Сперанским в остальной части поровну. По доверенности совладельцев управление имуществом оставалось в руках А.Я. Сперанской.

В 1882 г. надворный советник, доктор медицины Василий Филиппович Сперанский, окончивший Императорскую Медико-хирургическую академию, по купчей от 11 мая выкупил у родственников родовое имение, приносившее 2 тыс. рублей годового дохода, и в следующем году продал его крестьянину Вологодской губернии Михаилу Феофилактовичу Фатееву, который через два года построил на участке двухэтажный деревянный дом. При этом, как отметил архитектор Бруни, оценивавший стоимости имущества, «в подвальном помещении еще нет отделки, в остальных этажах ведутся малярные работы».

Домовладение с довольно скромными постройками принадлежало М.Ф. Фатееву до 1914 г., когда его по купчей крепости от 27 августа выкупил архитектор-художник М.Б. Кварт[440].

В 1901–1905 гг. здесь жил купец 2-й гильдии Степан (Стефан) Прохорович Прохоров (1839–1905), состоявший в петербургском купечестве с 1888 г. Торговал суровским товаром в доме жительства и в доме № 60, пером, пухом и кроватями в Мариинском рынке. При нем жил сын Федор с женой Александрой Тимофеевной и дочь Мария[441].

В 1915–1917 гг. здесь жили: Петр Ефимович Ефимов, служащий Управления сберегательных касс Георгий Иванович Замесов, чиновник Главного казначейства, титулярный советник Дмитрий Дмитриевич Соболев, чиновник Департамента земледелия титулярный советник Михаил Михайлович Фатеев и учительница Коммерческого училища в Лесном Анастасия Михайловна Фатеева. Евдокия Ивановна Строгонова содержала здесь бакалейную торговлю.

М.Б. (Янкел-Мовша-Борух Шмулиевич) Кварт (1870–1917), архитектор-художник, член Петербургского общества архитекторов. Ученик Академии художеств с 1890 г. В 1894 г. получил 2-ю серебряную медаль, а 30 октября следующего года – звание классного художника 3-й степени, а в 1897 г. – звание художника-архитектора. Кварт – автор более десяти больших доходных домов в различных частях города, в том числе собственного дома № 4/21 на углу Калашниковского пр. и 3-й Рождественской ул. (1910–1911 гг.), автор ряда памятников на Преображенском кладбище[442]. Построить очередной свой доходный дом на Суворовском пр. он не успел, хотя проект дома с описанием и чертежами даже был опубликован в журнале «Зодчий»[443].

Участком на углу Конно-Гвардейской и Одесской улицы в 1868 г. владела жена титулярного советника Николая Христофоровича Книппера Елизавета Игнатьевна. В дворовом месте площадью 372 кв. сажени стояли новый деревянный лицевой дом с пристройкой, новый каменный флигель, довольно большой деревянный двухэтажный лицевой дом на каменном фундаменте и двухэтажные каменные службы позади двора.

Жильцов в домах было немного. Часть помещений занимала детская школа Игнатьевой, рядом квартировали мещанин Андрей Андреевич Мероне, надворная советница Савельева, коллежский регистратор Петр Радецкий, вдова купца Мария Петровна Старчинкова. Доход от аренды составлял всего 2 тыс. рублей в год.

Этот малодоходный участок в 1871 г. выкупил за небольшие деньги петербургский купец 2-й гильдии Семен Кузьмич Голубев. Ввиду своей полной безграмотности, все дела по управлению домовладением он возложил на своего соседа, крестьянина Вологодской губернии Михаила Феофилактовича Фатеева.

Новый владелец в 1875 г. построил на участке трехэтажный каменный лицевой дом и такой же флигель, в течение ближайших десяти лет полностью заменил все деревянные строения на каменные.

Домовладение, в котором поселились отставной старший фельдшер Николаевского военного госпиталя Александр Семенович Иванов, сотник Донского казачьего 4-го полка Никольский, надворный советник Лавр Лаврович Смеляков, есаул Таманского полка Дмитрий Васильевич Стеценко, чиновник Военно-медицинского управления, коллежский асессор Николай Прокофьевич Ярош. Временный петербургский купец Степан Прохорович Прохоров содержал в доме суровскую лавку, мещанин Рязанской губернии Николай Петрович Шанин – чайный магазин. Домовладение приносило до 3,5 тысяч руб. годового дохода.

В 1888 г. после кончины С.К. Голубева во владение наследством вступили его вдова Маремьяна Ивановна, сын, студент С.-Петербургского университета Василий Семенович Голубев и дочери Мария и Ольга, в 1911 г. оставшиеся домовладелицами после смерти матери и брата. Девицы в 1915 г. продали свое имущество кандидату прав Семену Ильичу Пенякову[444].

В 1930–1940-х гг. в доме № 58/2 жили: Трофим Яковлевич Кириллов и его сын Александр (кв. 9), Павел Степанович Негробов (кв. 2).

А.Т. Кириллов (1923–1942) – уроженец Петрограда. Призван в Красную армию в Бологовском р-не Калининской обл., где находился в эвакуации с отцом. Красноармеец, заместитель командира минометного отделения 358-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 245-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 30 июля 1942 г. Похоронен на братском кладбище между д. Большое и Малое Шанево в Демянском р-не Новгородской обл.[445]

П.С. Негробов (1913–1942) – уроженец Петербурга. Призван в Красную армию Смольнинским РВК. Умер от истощения 20 января 1942 г. в 1-м батальоне для выздоравливающих Ленинградского фронта. Тело отправлено для вскрытия в эвакогоспиталь № 1015[446].

В годы блокады Ленинграда погибло около 30 жителей этого дома.

В период восстановления города от разрушений блокадной поры участок вновь оказался связанным с именем Сперанских: в 1953 г. архитектор Сергей Борисович Сперанский стал одним из разработчиков проекта застройки этого большого участка.

С.Б. Сперанский, один из ведущих архитекторов Ленинграда, родился в Казани. Учился в Ленинграде, в Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) имени И.Е. Репина, который окончил в 1941 г., Его учителями были Н.А. Троцкий, И.И. Фомин. В начале войны ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях, дважды ранен и в 1942 г. демобилизован по ранениям. В 1944 г. с группой ленинградских архитекторов командирован в Минск для участия в восстановлении разрушенных во время войны городов. С 1947 г. преподавал в ЛИЖСА имени И.Е. Репина. В 1979 г. избран действительным членом Академии художеств СССР. В спроектированном им доме поселился в 1953 г. после завершения первой очереди строительства и жил здесь, осуществляя авторский контроль за строительством всего комплекса и внося необходимые поправки в ходе строительства.


Евсей Евсеевич Моисеенко. 1975 г.


Мемориальная доска на доме 56–58 по Суворовскому проспекту

Евсей Евсеевич Моисеенко прожил в этом доме 35 лет – большую часть своего яркого жизненного творческого пути. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступил в Художественно-промышленное училище им. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества – селах Жостово, Федоскино, Палех. Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. поступил на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Здесь ему посчастливилось учиться у А.А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию. Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину «Генерал Доватор». И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно. Лишь после смерти Сталина положение художника, как и многих других деятелей культуры, меняется: с 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение. Широкую известность принесли художнику станковые картины на темы Гражданской и Великой Отечественной войн «Красные пришли» (1961), «Матери, сестры» (1967), «Черешня» (1969), «9 Мая» (1975). В этих работах он философски переосмысливает тему войны, достигает творческих вершин в характерной для него манере острой графичности, доходящей порой до экспрессии, в сочетании со свободной работой кистью, мастерской композиции, ярких, чистых цветов.

В 1963 г. Моисеенко присваивается звание народного художника РСФСР, в 1970 г. – народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин «Годы боевые» ему присуждена Ленинская премия, в 1983 г. – Государственная премия СССР, в 1986-м – звание Героя Социалистического труда.

В последние годы жизни художник обращается к евангельским сюжетам («Распятие», 1988).

Руководя мастерской в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, Е. Е. Моисеенко воспитал несколько поколений художников.

Мемориальная доска на доме открыта в 1990 г. Её автор архитектор С.В. Васильковский.

Оглавление книги


Генерация: 0.513. Запросов К БД/Cache: 2 / 2
поделиться
Вверх Вниз